Американские производители



Первой реакцией американских менеджеров на падение производительности и потерю рынков был поиск виновников. Япония, считали они, ведет нечестную конкуренцию, поскольку там дешевый труд и правительство дает субсидии; чрезмерное правительственное регулирование подрывает американскую промышленность; у профсоюзов слишком много прав; инфляция; рост цен на энергию. Конечно, во всех этих утверждениях была доля правды. Однако при внимательном и глубоком изучении проблемы вскрылись интересные факты. Так, например, положение со стоимостью энергии, правительственным регулированием, стоимостью рабочей силы в американской промышленности оказалось менее тягостным, чем у зарубежных партнеров. Труднее всего воспринимался тот факт, что американские потребители покупают японские автомашины и электронику не потому, что они дешевле, а потому, что они лучше.

Как и все другие параметры, подверженные воздействиям внешней среды, качество, как воспринимаемая ценность, тоже зависит от происходящих перемен. То, что когда-то считалось высококачественным, может быстро стать низкокачественным. Американские потребители когда-то высоко ценили большие машины с мощными двигателями. Однако, когда в 1973 г. цены на бензин резко взлетели вверх, эти машины практически перестали пользоваться спросом, нуждам потребителей, их определению качества стали отвечать небольшие, экономичные машины. В области вычислительной техники скорость развития столь высока, что цены, которые потребители готовы платить за компьютер данной мощности, падают в среднем на 25% в год. Таким образом, чтобы сохранить качество, а тем самым истинную производительность, менеджеры должны идти в ногу с переменами во внешней среде.

Следует отметить, что на пшеницу имеются две категории спроса — внутренний (американские потребители) и внешний (экспортный, зарубежные потребители). К середине 80-х годов внутренний спрос на пшеницу поднялся незначительно, а внешний резко упал и имел явную тенденцию к дальнейшему сокращению. Снижение экспортного спроса произошло по многим причинам. И в 1985 г. уравнение кривой спроса на пшеницу имело вид

В гл. 2 (пример 2.2) мы рассматривали две компоненты спроса на пшеницу — внутренний спрос (американские потребители) и экспортный спрос (зарубежные потребители). Посмотрим, как можно определить мировой спрос на пшеницу в 1981 г. исходя из внутреннего и зарубежного спроса. Внутренний спрос на пшеницу задается уравнением QDD= 1000 — 46Р, где QDD представляет собой количество бушелей (в миллионах), пользующееся спросом внутри страны, а Р — цена за бушель в долларах. Внешний спрос равен: QDE= 2550 — 220Р, где QDE—количество бушелей (в миллионах), на которое предъявлен спрос за рубежом. Как показано на рис. 4.9, внутренний спрос на пшеницу, выраженный прямой АВ, относительно неэластичен от цены. Статистические исследования показали, что коэффициент эластичности внутреннего спроса от цены составляет около —0,2. Однако внешний спрос — прямая CD — имеет большую эластичность от цены. Эластичность равна от —0,4 до —0,5. Внешний спрос более эластичен, чем внутренний, потому что многие небогатые государства, импортирующие американскую пшеницу, начинают потреблять другие зерновые культуры, когда повышаются цены на пшеницу.

на 88 %.) Квоты вынудили японцев сократить поставки машин, однако цены на них выросли примерно на 1000 долл. за 1 шт. лишь в 1981—1982 гг., обеспечив дополнительную выручку в размере 2 млрд. долл. В свою очередь повышение цен на японские автомобили привело к росту спроса на американские, что позволило автомобилестроителям США увеличить цены, заработную плату и прибыли. Прирост прибыли составил 900 млн. — 1,4 млрд. долл., т, е. был существенно ниже выигрыша Японии. Наконец, американские потребители понесли ущерб от этой политики, потому что цены автомобилей оказались примерно на 350—400 долл. за 1 шт. выше, чем до экспортных ограничений.

Через несколько месяцев, в сентябре 1973 г., разразился первый нефтяной кризис, и цена на горючее выросла в 4 раза. Традиционные американские автомобили, прозванные «дорожными дредноутами», оказались настолько дорогими в эксплуатации, что массовые американские потребители, крепя сердце и подобрав животы, начали усаживаться в японские малолитражки. Более того, экономичность, которая вообще не рассматривалась большинством потребителей, стала ведущей категорией качества, и японские автомобилепроизводители в одночасье превратились из «защитников издержек» в «про-спекторы». Единственная американская автомобильная компания «Крайслер», успевшая выпустить компактную модель, обеспечила себе превосходные финансовые результаты на протяжении 1970-х гг.

Что может вызвать изменение обменного курса? Детерминанты спроса на иены и предложения иен аналогичны детерминантам спроса и предложения, обсуждавшимся в главе 3. В США несколько факторов могут увеличить спрос - и, следовательно, выраженную в долларах цену - на иены. В США могут возрасти доходы, что позволит американцам покупать не только больше американских товаров, но и больше телевизоров «сони», камер «никои» и автомобилей «ниссан», которые производятся в Японии. Поэтому американцам понадобится больше иен и спрос на иены возрастет. Или изменение вкусов американцев увеличит спрос на японские товары. Когда цены на горючее в 70-х годах резко возросли, многие американские потребители вместо американских автомобилей, пожирающих горючее, предпочли покупать компактные экономичные японские автомобили. Результат — увеличение спроса на иены.

Рост американского спроса на японские товары увеличит спрос на иены и поднимет долларовую цену иены. Предположим, что долларовая цена иены поднимется с 0,01 дол. = 1 иена (или 1 дол. = = 100 иен) до 0,02 дол. = 1 иена (или 2 дол. = = 100 иен). Когда долларовая цена иены возрастает, происходит обесценение доллара по отношению к иене: теперь требуется больше долларов (в данном случае центов), чтобы купить одну единицу иностранной валюты (иены). Доллар стоит меньше, потому что на него можно купить меньше иен и, следовательно, меньше японских товаров; иена и, следовательно, все японские товары стали для американцев дороже. В результате американские потребители переключают свои расходы с японских на американские товары. Для американских покупателей автомобиль «форд таурус» становится относительно более привлекательным, чем «хонда аккорд». И наоборот, поскольку на каждую иену можно купить больше долларов, американские товары становятся дешевле для жителей Японии и американский экспорт в Японию возрастает.

Потребительские расходы. Американские потребители могут изменить объем купленного реального

фирмы произведут 150 млн фунтов алюминия, а кривая спроса показывает, что американские потребители купят только 50 млн фунтов. Внутренний излишек, или избыточное предложение, в 100 млн фунтов будет экспортирован.

При более низкой мировой цене в 0,50 дол. американские производители поставят только 50 млн фунтов. Поскольку американские потребители захотят купить 150 млн фунтов, возникнет внутренний недостаток в 100 млн фунтов. Для восполнения недостающего количества в Америку будет импортировано 100 млн фунтов. Таким образом, при мировой цене 0,50 дол. американские фирмы поставляют 50 млн фунтов, а иностранные - 100 млн фунтов.


Фирма, выступающая на международном рынке, должна обязательно комплексно рассматривать проблемы доведения своих товаров до конечных потребителей13. На рис. 94 представлено три основных связующих звена между продавцом и конечным покупателем. Первое звено-штаб-квартира организации продавца, которая осуществляет контроль за работой каналов распределения и в то же время сама является частью этих каналов. Второе звено-межгосударственные каналы-обеспечивает доставку товаров до границ зарубежных стран. Третье звено-внутригосударственные каналы - обеспечивает доставку товаров из пунктов пересечения границы иностранного государства до конечных потребителей. Слишком многие американские производители считают свою миссию законченной, как только товар выходит из их рук. А им следует более внимательно следить за тем, что происходит с этим товаром в процессе его движения внутри иностранного государства.

Однако, «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» пытаются вернуть проигранное, притом разными способами. За два года они бросили примерно 20 млрд. долл. на новые высокотехнологические заводы и другие формы модернизации, чтобы снизить себестоимость и повысить эффективность. Они также заключили новые соглашения с профсоюзами о повышении производительности труда н нацелились на сокращение неэффективной когорты «белых воротничков» — бюрократии. Посылая за границу все большее число заказов на запасные части, они коренным образом реорганизовали свою традиционную систему материально-технического снабжения. Крупные американские производители автомобилей внесли коренные изменения в свои модели — иногда с помощью новых иностранных партнеров, и сумели продать их с новой активностью и энтузиазмом. С разной степенью успеха американские фирмы попытались продемонстрировать какую-то долю той самой гибкости, находчивости и новизны, которую критики так долго восхваляли в их конкурентах. Если жесткие новые условия конкуренции будут продолжать поставлять «хорошие новости» для всех, и виновником этого будет американский потребитель. Никогда еще не существовало такого разнообразия автомобилей и никогда еще рынок не был так аккуратно поделен на четкие сегменты. Компании предлагают массу новой продукции, включая ми-нифургоны, удобные в хозяйстве машины с четырьмя ведущими колесами, новые очень компактные машины, впервые созданные аэродинамические спортивные автомобили. Несмотря на все тревоги за будущее, в 1986 г. в США удалось продать 11 млн. автомобилей, из которых 7,5 млн. было произведено в Америке. Это, конечно, несколько хуже, чем в 1985 г., когда американские производители выпустили 8,2 млн. из 11 млн. проданных машин. И все же 1986 г. оказался значительно лучше, чем 1982 г. — самый плохой за последний период в этой отрасли, когда из 8 млн. проданных машин только 5,8 млн. были американские.

других странах. Только Япония сумела добиться определенной автономии в этой отрасли, которая по своим масштабам эквивалентна половине американской и равна электронной промышленности стран ЕЭС. Японские фирмы, обеспечивая выпуск всей совокупности электронного оборудования, осуществляют наступательную стратегию. В начале 80-х годов японские производители уже оказались в состоянии помериться силами с американскими фирмами в производстве материальной части средств электроники и информационной техники, а по некоторым направлениям и перегнать США. Теперь Япония стремится утвердиться здесь в качестве новатора. Например, в разработке и объеме производства интегральных схем нового поколения японские фирмы уже обошли американские. Министр торговли США М. Болдридж еще в 1982 г. предостерегал, что Япония бурно наращивает свои производственные мощности «с целью достижения тотального господства на мировом рынке. Национальная безопасность США будет поставлена под угрозу, если американские производители электроники и оборудования связи станут зависимы от Японии в поставках полупроводников»1.

В одном из наиболее интересных примеров правительственно-промышленных альянсов Министерство юстиции США действительно помогло производителям алюминия объединиться в картель для регулирования выпуска и установления цен на алюминий. Согласие возникло из-за страха перед российским влиянием на мировой алюминиевый рынок. Бывший Советский Союз, богатый природными ресурсами, такими как алюминий, и нуждавшийся в твердой валюте, начал наводнять мировой рынок алюминием. В ответ основные американские и европейские производители решили предложить 2 млрд долл. для закрытия одного огромного плавильного завода на двухлетнюю модернизацию. Президент Буш запретил сделку. Ситуация демпинга продолжалась и так обострилась, что, в конце концов, американские производители алюминия уговорили правительство вмешаться. После президентских выборов и смены администрации Боумен Каттер, представитель Президента США Клинтона в национальном экономическом совете, наконец проникся идеей оказания содействия производителям алюминия. Груп-

ные о количестве домов, квартир, автомобилей и т. д. Эдварде Деминг - американский статистик и эксперт по контролю качества, работавший в то время в американском бюро переписи, был приглашен в Японию читать лекции по статистике японским ученым и инженерам. Он не только преподавал им статистику, но и обучил их методам совершенствования качества производимой продукции. В 1950-70-е годы японская экономика развивалась стабильно и характеризовалась высокими темпами роста. Япония из разрушенной войной страны превратилась в одну из самых развитых стран мира. К 1980 г. американские производители обнаружили, что они уже не могут конкурировать с Японией, которая поставляла товары на рынки США по ценам более низким, чем американские производители. Кроме того, японская продукция была уже и более высокого качества.

правила, относящиеся к неопротекционизму. Нередко можно услышать такое выражение: «страна продает свои товары по бросовым», т. н. демпинговым ценам. Что это значит? Во-первых, страна-собственник товара реализует свои экспортные товары на иностранных рынках дешевле, чем у себя на внутреннем рынке, во-вторых, реализация товаров происходит намного дешевле стоимости их производства. Согласно некоторым положениям законов США, например, американские производители, сталкивающиеся с конкуренцией импортных товаров, которые появились на рынках США по демпинговым ценам, могут требовать введения т. н. тарифа (согласно положению генерального соглашения о Торговле и Тарифах (ГАТТ) разрешается вводить налоги на импортные товары, известные как тарифы, но вместе с тем ГАТТ ограничивают и применение этих тарифов). Например, сталепроизводя-щие компании США — одна из групп производителей, которая обращалась к правительству за защитой подобного рода.

Слишком многие американские производители считают, что после того как продукт оказался за заводскими воротами, их работа заканчивается, хотя кому, как не им, необходима информация о движении товаров по каналам распределения. Другими словами, компания, работающая на внешнем рынке, должна иметь

Назначение цен на дополнительные устройства. Наряду с основными товарами многие компании предлагают дополнительные устройства. Покупатель автомобиля может заказать электрические стеклоподъемники, устройства для предотвращения запотевания стекол и переключатель света фар. Однако назначение цены на эти устройства превращается в довольно серьезную проблему, поскольку автомобильная компания должна решить, что включать в стандартную поставку, а что оценивать в качестве дополнительного оборудования. В течение многих лет стандартной стратегией ценообразования американских производителей автомобилей была реклама «раздетой» модели по цене $ 10 тыс. для того, чтобы привлечь публику в автомобильные салоны, где в основном демонстрировались укомплектованные дополнительным оборудованием модели по цене $ 13 тыс. и выше. Экономичные модели были лишены столь многих удобств и преимуществ, что большая часть покупателей с порога их отвергали. Сегодня с появлением стратегии истинной ценности американские производители автомобилей позаимствовали опыт японских автомобилестроителей и включают ряд наиболее популярных дополнительных преимуществ в прейскурантную цену. Такие компании, как General Motors и Ford, предлагают автомобили с устройством кондиционирования воздуха, усиленными замками для окон и дверей и обогревателем для заднего стекла, рекламируя их по минимальной (обычно не подлежащей обсуждению) цене поставки5.

В Соединенных Штатах существует примерно 370 тысяч промышленных фирм. Менее 20 % из них проводят НИР. в то время как все фирмы (за исключением инжиниринговых, которые функционируют только в качестве подрядчиков), работающие по заказам, обязательно занимаются ОКР. В 70-е годы многие производители США, как крупные, так и мелкие, отстали от заграничных конкурентов в области технологических ноу-хау. Цены на американские товары были слишком высоки, а качество находилось не на должном уровне. Даже в 80-е годы, когда внимание сместилось в сторону производства, все увеличивающееся число производителей отставало в области разработки продукции Американские производители были сильно озабочены проблемой придания своим товарам таких характеристик, которые могли бы привлечь покупателей.

Так, подняв свои цены, американские производители концентратов безалкогольных напитков внесли в 70—80-е гг. определенный вклад в элиминирование прибыльности компаний по розливу, которые, испытывая жесткую конкуренцию со стороны производителей порошковых смесей, фруктовых и других напитков, могли лишь весьма незначительно поднимать цены.

Уникальная роль США в мировой торговле пшеницей обусловливается различными факторами. Американские производители способны практически мгновенно реагировать на возникающие мировые изменения в спросе на продовольственные товары, исходным сырьем для которых, в частности, служат зерновые культуры.


Аналитической информацией Аналитическое выражение Абсолютно ликвидным Аналитического выравнивания Аналитики предпочитают Анализировать финансовое Анализировать различные Анализируя структуру Анализируемого показателя Анализирует информацию Анализируются показатели Аналогичный показатель Аналогичные показатели вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика