Американских монополий



В самом начале нашего пути к познанию организации и проблем управления мы проиллюстрировали понятие производительности с помощью схемы, на которой был показан прямой поток ресурсов на входе через процесс переработки — к конечному продукту . Эту простую модель можно истолковать таким образом, что для повышения производительности достаточно найти способ снижения потребления любого из важных ресурсов, вводимых в систему, сохранив неизменным или увеличив при этом выпуск продукции. «Установи более быстродействующий сборочный автомат, найди способ повысить специализацию труда или упростить труд, и производительность пойдет вверх», — такова была основная тенденция в подходе американских менеджеров к проблеме производительности.

Первой реакцией американских менеджеров на падение производительности и потерю рынков был поиск виновников. Япония, считали они, ведет нечестную конкуренцию, поскольку там дешевый труд и правительство дает субсидии; чрезмерное правительственное регулирование подрывает американскую промышленность; у профсоюзов слишком много прав; инфляция; рост цен на энергию. Конечно, во всех этих утверждениях была доля правды. Однако при внимательном и глубоком изучении проблемы вскрылись интересные факты. Так, например, положение со стоимостью энергии, правительственным регулированием, стоимостью рабочей силы в американской промышленности оказалось менее тягостным, чем у зарубежных партнеров. Труднее всего воспринимался тот факт, что американские потребители покупают японские автомашины и электронику не потому, что они дешевле, а потому, что они лучше.

Анализируя причины отступления США перед японским вызовом, часто отмечают чрезмерное увлечение американских менеджеров погоней за краткосрочными выгодами. Отмечается также, что они одновременно проявляют повышенную осторожность в принятии долгосрочных решений, относящихся к области разработки и массового производства новой продукции, равно как и в реализации инвестиционных проектов. Исключителыго сильное влияние на процессы управления в американских корпорациях оказывают держатели акций, ставящие превыше всего показатели прибылей. Соответственно менеджеры видят свою основную задачу в удовлетворении интересов акционеров не позднее чем в текущем или наступающем финансовом году. При определенном стечении обстоятельств доминирующими могут стать даже показатели рентабельности в следующем квартале. Для деятельности американских корпораций характерна стойкая тенденция избегать долгосрочных капиталовложений и риска, связанного с разработкой новой продукции. Подобные уста-

снижению загрузки оборудования и, следовательно, к внезапному падению прибыли. Потеряй они в результате этого работу, единственной наградой их решительным попыткам окупить новое оборудование будет восторг преемников, которым оно достанется уже окупившимся. Соединенные Штаты называют колыбелью предпринимательского духа. Однако условия, подобные только что описанным, заставляют американских менеджеров принимать краткосрочные решения, исходя из перспективы на один-два года.

К каким только средствам не прибегали и не прибегают, например, американские предприниматели, чтобы предотвратить или хотя бы ограничить японское «вторжение» на свою территорию! Однако явная недостаточность традиционных и вновь испеченных протекционистских ухищрений со все большей убедительностью обнажает ту в общем-то элементарную истину, что соперничать с высококачественной продукцией может только продукция аналогичного уровня. Этот вывод (явление весьма характерное) содержится, к примеру, в справочнике для американских менеджеров «Кружки качества», выпущенном в США в 1986 г. под девизом: «Ключ к успеху японского бизнеса. Что мы должны извлечь для себя?» Составители считают, что основные положения справочника должен знать каждый американски» менеджер [109].

Коллинз выявил и другие причины негативного отношения североамериканских финансовых менеджеров к учету торговых марок. В их числе вероятная недостаточность в США и Канаде информации о развитии практики оценки торговых марок и иная, чем в других странах, философия управления торговыми марками. Хотя финансовые руководители в Северной Америке, как выяснил Коллинз, не заинтересованы в отражении торговых марок в балансе, у прочих американских менеджеров позиция по данному вопросу иная. Маркетинговые и финансовые менеджеры критикуют финансовых руководителей за приверженность при оценке компаний исключительно традиционным показателям, таким, как движение денежных средств, объем реализации и прибыль. Они указывают на то, что пытаться оценивать торговые марки необходимо, особенно в случаях слияний и поглощений.

Система премирования американских менеджеров построена с учетом достижения долгосрочных целей, поэтому для финансового менеджера решающую роль играет деятельность, направленная на привлечение инвестиций и их выгодное размещение.

Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на контрактной основе.

В результате ослабления возможностей массовой рекламы руководители все чаще обращаются к услугам МПР. Три четверти из 286 опрошенных американских менеджеров по сбыту сообщили, что в их компаниях использовали МПР. Они полагают, что маркетинговая служба по связям с общественностью особенно эффективна в повышении осведомленности аудитории как о новых, так и об известных торговых марках. Очень высоки результаты службы МПР в работе с местными общинами и определенными этническими и другими группами. В некоторых случаях МПР показала себя экономически более эффективной, чем прямая реклама. Однако планирование тех и других мер должно быть совместным. МПР не располагает достаточными средствами, и ее бюджет может быть попол-

нологии, является прерогативой правительства, были удивлены самим фактом рекламы станков до их официального распределения. Американский менеджер совместного предприятия по производству химикалиев для сельского хозяйства не смог убедить своих китайских партнеров выявить сначала спрос, не выпускать продукцию на склад. Такая логика противоречила выработанному в Китае за долгие годы опыту производства, при котором изготовители несли ответственность только за недостаточный выпуск продукции, но не за накопление излишков. По мнению американских менеджеров, приоритет количества не позволял уделять внимание качеству продукта. Существенное различие между мотивацией рабочих Китая и развитых стран они связывали с тем. что китайские рабочие совместного предприятия не получали поощрения за успешную работу предприятия, но подвергались взысканиям, если оно не выполняло план

Важным типом контроля, которым обладает источник технологии, является защита права собственности на технологию. Встревоженные не раз продемонстрированной способностью азиатских компаний копировать продукт и. как в случае с Китаем, отсутствием законов, защищающих интеллектуальную собственность, менеджеры компании-источника отбирают для трансфера старые технологии или же сами только поставляют особо важные компоненты в течение неопределенно длительного периода времени. Так. один из американских менеджеров в китайском отделении фирмы отмечал, что единственной надежной защитой технологии является поставка комплектующих из США, а представитель Emerson Electric заявил, что компания не хочет потерять контроль над процессом механической обработки, в который вложила огромные средства, поэтому она не станет использовать эту технологию в Китае.


Во-вторых, как уже указывалось выше, сами Соединенные Штаты отнюдь не «жизненно» зависят от поставок нефти из этого района. В то же время к категории «жизненных интересов» США нельзя отнести и бесперебойность действия механизма американских монополий в этой зоне, обеспечивающей миллиардные прибыли частномонополистическому капиталу. Как бы это ни было важно для американского империализма, тем не

До 1972 г. почти ~все основные месторождения и почти вся добыча иракской нефти находились в руках англо-американских монополий. Это приносило им огромные доходы. Борьба за обладание иракской нефтью началась давно, за несколько лет до начала первой мировой войны. В 1901 г. англичанин Уильям Нокс Д'Арси открыл нефть на севере Ирака в районе Мосула. В те годы нашлось много любителей поживиться этой нефтью. В борьбу за мосульскую нефть вступили Германия, Великобритания и Франция. Победили англичане. В 1917 г. они ввели свои войска в Багдад и Мосул. В апреле 1920 г. они «узаконили» политически свои «права» на мосульскую нефть. Конференция в Сан-Ремо, на которой рассматривался вопрос о разделе сфер влияния Франции и Англии на Ближнем Востоке, закончилась компромиссом. Ирак стал подмандатной территорией Вели-

Эксплуатация нефтяных ресурсов развивающихся стран приносит международным нефтяным компаниям огромные прибыли. Подавляющая часть их приходится на долю американских монополий — «большой пятерки». Так, США, вложив с 1949 по 1970 г. в добычу нефти на Ближнем и Среднем Востоке около 1,6 млрд. долл., в 1971 г. получили чистой прибыли 12 млрд. долл. По приблизительным расчетам нефть стран — экспортеров нефти только в течение 1960—1973 гг. принесла Западу около 700 млрд. долл. чистой прибыли.

Степень разведанности в определенной мере характеризуется отношением площадей, на которых фактически проводятся какие-либо геологоразведочные работы, к общим, возможно перспективным площадям. Здесь следует оговориться, что понятие «перспективные площади», конечно, не всегда основано на объективных данных науки. Господство монополий, конкуренция и империалистическая политика приводят к захвату многих, совершенно бесперспективных территорий. Причем все это оправдывается угрозой истощения нефтяных ресурсов, надвигающимся «нефтяным голодом». Но, как справедливо замечает О'Коннор, «представители американских монополий сами не верят в выдуманную ими же версию об «истощении», не считают «истощение» реальным фактом.

В начале семидесятых годов иностранные инвестиции в Японии достигли примерно 11 млрд. долл., из которых США принадлежит 7 млрд. долл. Однако значительная часть этих вложений не являлись прямыми, в результате чего доступ американских монополий к господству в японской экономике весьма ограничен.

финансовые рычаги и угрозу применения военной силы. Одним из главных аргументов в этой борьбе было утверждение пропагандистской машины американских монополий об истощении запасов нефти в самих США, о «нефтяном голоде» и т. д. В этом же плане искусственно раздувалась роль США во время второй мировой войны в снабжении нефтью и нефтепродуктами стран антигитлеровской коалиции. Так, в октябре 1943 г. сенатор Рассел выступил с заявлением1, что до настоящего времени США истощали свои нефтяные ресурсы разрушающими темпами, снабжая не только свои собственные вооруженные силы, но и союзников. Теперь настало время использовать нефтяные ресурсы других частей мира. Иначе в конце этой войны собственные ресурсы окажутся фактически исчерпанными.

Степень разведанности в определенной мере характеризуется отношением площадей, где фактически производятся какие-либо геологоразведочные работы, к общим, возможно перспективным площадям. Здесь следует оговориться, что понятие «перспективные площади», конечно, не всегда основано на объективных данных науки. Империализм монополий, конкурентная борьба и спекулятивная политика приводят к захвату многих, совершенно бесперспективных территорий. Причем все это оправдывается угрозой истощения нефтяных ресурсов, надвигающимся «нефтяным голодом». Но, как справедливо замечает О'Коннор, «представители американских монополий сами не верят в выдуманную ими же версию об «истощении», не считают истощение реальным фактом» *.

До 1972 г. почти все .основные месторождения и почти вся добыча иракской нефти находились в руках англо-американских монополий. Это приносило им огромные доходы. Борьба за обладание иракской нефтью началась давно, за несколько лет до начала первой мировой войны. В 1901 г. англичанин Уильям Нокс Д'Арси открыл нефть на севере Ирака в районе Мосула. В те годы нашлось много любителей поживиться этой нефтью. В борьбу за мосульскую нефть вступили Германия, Великобритания и Франция. Победили англичане. В 1917 г. они ввели свои войска в Багдад и Мосул. В апреле 1920 г. они «узаконили» политически свои «права» на мосульскую нефть. Конференция в Сан-Ремо, на которой рассматривался вопрос о разделе сфер влияния Франции л Англии на Ближнем. Востоке, закончилась компромиссом. Ирак стал подмандатной территорией Вели-

Эксплуатация нефтяных ресурсов развивающихся стран приносит международным нефтяным компаниям огромные прибыли. Подавляющая часть их приходится на долю американских монополий — «большой пятерки». Так, США, вложив с 1949 по 1970 г. в добычу нефти на Ближнем и Среднем Востоке около 1,6 млрд. долл., в 1971 г. получили чистой прибыли 12 млрд. долл. По приблизительным расчетам нефть стран — экспортеров нефти только в течение 1960—1973 гг. принесла Западу около 700 млрд. долл. чистой прибыли.

Наиболее восприимчивые к американской модели страны Азии и Латинской Америки оказались и первыми жертвами нового витка экономического кризиса. Теперь уже ни для кого не секрет, что к кризису привел неолиберализм в финансах. Широко распахнув по настоянию Вашингтона двери для иностранных, прежде всего американских, монополий, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Южная Корея, Бразилия оказались их заложниками. Так, в 1996 г. в страны Юго-Восточной Азии ТНК вложили огромные деньги — 93 млрд. долл. Казалось, начался их «золотой век». Но уже в 1997 г. из них «убежало» 12 млрд., а в 1998 г. — 50 млрд. долл. В результате бегства иностранных капиталов произошел обвал рынков и экономики, обеднело население, исчез средний класс, наступил канун революции. Одних кризис обрекает на нищету и голод, но для других оборачивается прибылью. Дж. Сорос отмечает: «Кризис затронул промышленные государства, в том числе США, но в положительном плане. Это нашло свое отражение в повышении курса акции. Получается, что чем хуже у одних, тем лучше у других».

Утрата долларом монопольной роли. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валют-но-кредитных и финансовых, отношениях.


Аналитического инструмента Аналитического показателя Аналитика поскольку Анализировать деятельность Абсолютно необходимы Анализируя результаты Анализируемой организации Анализируется изменение Анализирует состояние Анализируются возможности Аналогичные изменения Аналогичные требования Аналогичных конструкций вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика