|
Американской экономики
Эта двойственность отражала известное расхождение интересов государственно-монополистического капитала США в целом и нефтяных монополий. Первый был в тот период заинтересован в некотором повышении справочных цен на ближневосточную нефть, поскольку это давало американской экономике, в меньшей степени зависящей от импорта нефти, определенные преимущества в конкурентной борьбе с Западной Европой и Японией. Кроме того, интересы США в районе Ближнего Востока никогда не исчерпывались одними нефтяными концессиями: администрация стремилась к сохранению политических связей с консервативными режимами в арабских странах и в Иране, к стабилизации и укреплению их позиций в регионе. В этих условиях она считала политически неоправданным, а возможно, и вредным отказ нефтяного монополистического капитала улучшить условия своих операций в интере-
Говоря о важности этого ресурса, сегодня мы имеем в виду не сугубо качественную характеристику; речь идет том, что не избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда или капитала, а информационные издержки, как ранее затраты труда или капитала, становятся основными и в чисто количественном аспекте. В 1991 году в США впервые расходы на приобретение информации и информационных технологий, составившие 112 млрд долл., стали больше затрат на приобретение производственных технологий и основных фондов, не превысивших 107 млрд долл. [25, с. 20-21. Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 2000 года в американской экономике при помощи информации производилось около 79% добавленной стоимости, создаваемой в промышленности [3].
Изучая экономическое развитие, Н.Д.Кондратьев пришел к выводу, что для перехода на возрастающую волну большого цикла необходимы два основных условия — огромные запасы капитальных вложений и наличие научных разработок по системам новых поколений. Из данных табл. 3.2 следует, что эти факторы на 47% предопределяли рост национального дохода (в постиндустриальном обществе сами факторы и их удельное значение изменяются. Например, в 1991 г. в США расходы на приобретение информации и информационных технологий составили 112 млрд долл. против 107 млрд долл. на приобретение производственных технологий и основных фондов. Стремительный рост значения информации обусловлен тем, что к началу 1995 г. в американской экономике около 3/4 добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, обеспечивалось использованием информационных технологий [17, с.320]).
Налог с продаж и акцизный налог. В американской экономике это «скрытые» налоги. Они скрыты потому, что продавцы в большей или меньшей степени перекладывают их на покупателей, повышая цены на товары. Однако существуют некоторые различия в перенесении налога с продаж и акцизов. Так как налог с продаж охватывает более широкий ассортимент товаров, чем акциз, у потребителей почти нет шансов противостоять повышению цен, которое влечет за собой этот налог.
Очень важно при рассмотрении рынка банковских резервов не забывать об одном весьма существенном моменте. Он заключается в том, что в американской экономике только ФРС обеспечивает предложение банковских резервов. Более того, как мы сейчас объясним, ФРС осуществляет предложение резервов депозитным учреждениям двумя путями: используя операции на открытом рынке и через дисконтное окно.
Большие надежды в этих условиях возлагаются на уголь. США располагают крупными геологическими запасами этого топлива, причем хорошего качества. Издержки его добычи в 3—4 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Правительство США рассчитывает на то, что добыча угля в стране в 1985 г. может быть доведена до 1 млрд. т. За счет специальных правительственных мер предполагается обеспечить дополнительное расширение использования угля в американской экономике приблизительно на 400 млн. т в 1985 г., в первую очередь в электроэнергетике и в промышленности.
Они включают снижения и повышения процентных ставок, заявления относительно его будущих намерений и практически любой комментарий по американской экономике.
Поскольку каждый индекс это большое количество различных акций, фундаментальный анализ состоит в оценке не отдельных акций, а факторов вносящих вклад в общее движение рынка. Они включают оценку существующей фазы экономического цикла, процентные ставки, соотношение силы американских и иностранных валют; количество денег, доступных для инвестиций, а также доверие инвесторов к американской экономике.
В период войны во Вьетнаме Соединенные Штаты оказались в таком же положении, в каком был Советский Союз во время второй мировой войны. В середине 60-х годов в американской экономике существовала полная занятость, и администрация президента Джонсона увеличила расходы на ведение войны во Вьетнаме, одновременно увеличив расходы на внутренние программы «войны с бедностью». Эта попытка получить одновременно больше пиццы и больше роботов — или, точнее, больше пушек и больше масла - в экономике полной занятости была обречена на провал. Попытка тратить больше, чем экономика могла производить, то есть выйти на точку, подобную точке W на. рис. 2-1, в значительной мере способствовала тому, что в 70-х годах инфляция в США достигла двузначных цифр.
Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рис. 5-4, в общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю
Вспомним, еще раз взглянув на рис. 5-4, что, хотя корпорации относительно немногочисленны, они служат основным источником продукции в американской экономике. Во многих основных отраслях промышленности преобладают гигантские корпорации, чьи активы и ежегодные объемы продаж достигают миллиардов долларов, количество занятых исчисляется сотнями тысяч рабочих, а ежегодные прибыли после уплаты налогов составляют сотни миллионов долларов. Мы уже упоминали статистические данные, относящиеся к деятельности самой крупной корпорации Америки General Motors в 1993 г.: объем продаж - около 134 млрд дол.; стоимость активов — примерно 188 млрд дол.; численность занятых - около 711 тыс. человек. Примечательно, что в мире существует всего лишь приблизительно 20 стран, чей внутренний продукт превышает ежегодный объем продаж General Motorsl Для того чтобы читатель легче разобрался в том, что отличает маркетинг от иных подходов к организации рыночной (коммерческой) деятельности, Ф. Котлер предлагает краткие характеристики возможных концепций, с помощью которых на рынке сопрягаются интересы организации (фирмы), потребителей и общества. Таких концепций пять: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Автор рассматривает их как олицетворение различных периодов в истории развития американской экономики за последние полвека и выводит общую тенденцию этого развития - «перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности» (с. 60). Предлагаемые харак-
Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории американской экономики и основные социальные, эко-
«Краткий статистический обзор США» (Statistical Abstract of the US) содержит обобщенные данные о демографических, экономических, социальных и прочих аспектах американской экономики и американского общества.
Важную роль в усилении позиций нефтедобывающих стран сыграли и процессы, происходящие в самом капиталистическом хозяйстве и не зависящие прямо от положения дел на Ближнем и Среднем Востоке. Конкретно во второй половине 60-х годов началось постепенное превращение нефтяного рынка из «рынка покупателей» в «рынок продавцов». Эта перемена была подготовлена всем послевоенным развитием мировой капиталистической энергетики, ее растущей зависимостью от дешевой импортной нефти. Потребление нефти в развитых капиталистических странах возрастало в 60-х годах небывалыми темпами — 11 % в год против 7% в 50-х годах 17. В конце 60-х годов в крупного импортера нефти впервые в истории превратились США. Если в 1958 г. они ввезли 621 млн. баррелей нефти, то в 1972 г. (даже при сохранении количественных квот на импорт и других ограничений) — уже 1 735 млн. 18 Учитывая размеры американской экономики и ее колоссальные потребности в энергосырье, сам факт превращения этой страны в нетто-импортера оказал на мировой ры-
Согласно расчетам советских экономистов темпы роста промышленности США в 1966—1970 гг. составят 3,5—4,5% 2. Основанием для этого служит анализ характера развития американской экономики в послевоенные годы.
Однако при всем значении для американской экономики и платежного баланса страны заграничных капиталовложений США в нефтяную промышленность внешняя политика никогда не была столь рабски подчинена интересам защиты этих капиталовложений, как утверждали некоторые критики. Когда дело доходило до кризиса из-за действий нефтяных компаний, как то неоднократно случалось в Венесуэле, Японии и на Среднем Востоке, американскому правительству приходилось оказывать на свои нефтяные группы сдерживающее влияние. И хотя бы с этой точки зрения захват во все возрастающих размерах производственных активов на Среднем Востоке, а также опыт израильской войны и ее последствия могут стать преддверием новой, более реалистичной эры во взаимоотношениях Соединенных Штатов Америки со странами Среднего Востока, где США по-прежнему сохраняют поразительно устойчивое влияние.
ЯКОККА ЛИ (lacocca Lee) — известный представитель делового мира США. Родился в семье итальянских эмигрантов. С 1946 г. работал в компании "Форд мотор", пройдя путь от инженера-стажера до президента компании (1968). В 1978 г. после конфликта с Генри Фордом II покинул "Форд мотор". В этом же году возглавил автомобилестроительную компанию "Крайслер", находившуюся на грани банкротства. К 1983 г. компания "Крайслер" под руководством Я. успешно преодолела финансовые трудности. Широкую известность получила автобиография Я. "Карьера менеджера" (1984), в которой изложена история спасения компании "Крайслер" (основной акцент при этом Я. делает на создании "команды" из опытных и молодых производственников и управленцев, принципах построения центрального управленческого аппарата, преодолении его забюрократизированное -ти, вовлечении рабочих в решение производственных проблем), представлены взгляды Я. на проблемы американской экономики и пути их преодоления, на формирование индустриальной политики.
Это своего рода «комплимент» силе американской экономики и стабильности американской системы в целом.
«Я заработал мои деньги во многом благодаря усилиям других людей, и, как только найду возможность, я непременно отплачу им сторицей, но не поощряя тех, кто намерен получить то, чего не заслужил. Однако главное мое богатство заключается в знаниях, которые помогли мне обрести и материальные, и нематериальные блага. Вот почему я желал бы систематизировать эти знания, создать философию, чтобы ею смог воспользоваться каждый, кто хочет проявить себя на ниве американской экономики».
положение доллара в мировой валютной системе. Важным фактором развития американской экономики в 80-е годы стало усиление ее социальной направленности — значительное увеличение вложений в человека (среднее и высшее образование, науку, здравоохранение). В обозримом будущем вряд ли кому-либо из конкурентов удастся достичь и превзойти экономический и научно-технический уровень США.
*) См. Леонтьев В. и др. Исследования структуры американской экономики.— М.: Госстатиздат, 1958.
Аналитики предпочитают Анализировать финансовое Анализировать различные Анализируя структуру Анализируемого показателя Анализирует информацию Анализируются показатели Аналогичный показатель Аналогичные показатели Абсолютно невозможно Аналогичных обязательных Аналогичных производств Аналогичными затратами вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|