Американской экономики



Эта двойственность отражала известное расхождение интересов государственно-монополистического капитала США в целом и нефтяных монополий. Первый был в тот период заинтересован в некотором повышении справочных цен на ближневосточную нефть, поскольку это давало американской экономике, в меньшей степени зависящей от импорта нефти, определенные преимущества в конкурентной борьбе с Западной Европой и Японией. Кроме того, интересы США в районе Ближнего Востока никогда не исчерпывались одними нефтяными концессиями: администрация стремилась к сохранению политических связей с консервативными режимами в арабских странах и в Иране, к стабилизации и укреплению их позиций в регионе. В этих условиях она считала политически неоправданным, а возможно, и вредным отказ нефтяного монополистического капитала улучшить условия своих операций в интере-

Говоря о важности этого ресурса, сегодня мы имеем в виду не сугубо качественную характеристику; речь идет том, что не избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда или капитала, а информационные издержки, как ранее затраты труда или капитала, становятся основными и в чисто количественном аспекте. В 1991 году в США впервые расходы на приобретение информации и информационных технологий, составившие 112 млрд долл., стали больше затрат на приобретение производственных технологий и основных фондов, не превысивших 107 млрд долл. [25, с. 20-21. Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 2000 года в американской экономике при помощи информации производилось около 79% добавленной стоимости, создаваемой в промышленности [3].

Изучая экономическое развитие, Н.Д.Кондратьев пришел к выводу, что для перехода на возрастающую волну большого цикла необходимы два основных условия — огромные запасы капитальных вложений и наличие научных разработок по системам новых поколений. Из данных табл. 3.2 следует, что эти факторы на 47% предопределяли рост национального дохода (в постиндустриальном обществе сами факторы и их удельное значение изменяются. Например, в 1991 г. в США расходы на приобретение информации и информационных технологий составили 112 млрд долл. против 107 млрд долл. на приобретение производственных технологий и основных фондов. Стремительный рост значения информации обусловлен тем, что к началу 1995 г. в американской экономике около 3/4 добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, обеспечивалось использованием информационных технологий [17, с.320]).

Налог с продаж и акцизный налог. В американской экономике это «скрытые» налоги. Они скрыты потому, что продавцы в большей или меньшей степени перекладывают их на покупателей, повышая цены на товары. Однако существуют некоторые различия в перенесении налога с продаж и акцизов. Так как налог с продаж охватывает более широкий ассортимент товаров, чем акциз, у потребителей почти нет шансов противостоять повышению цен, которое влечет за собой этот налог.

Очень важно при рассмотрении рынка банковских резервов не забывать об одном весьма существенном моменте. Он заключается в том, что в американской экономике только ФРС обеспечивает предложение банковских резервов. Более того, как мы сейчас объясним, ФРС осуществляет предложение резервов депозитным учреждениям двумя путями: используя операции на открытом рынке и через дисконтное окно.

Большие надежды в этих условиях возлагаются на уголь. США располагают крупными геологическими запасами этого топлива, причем хорошего качества. Издержки его добычи в 3—4 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Правительство США рассчитывает на то, что добыча угля в стране в 1985 г. может быть доведена до 1 млрд. т. За счет специальных правительственных мер предполагается обеспечить дополнительное расширение использования угля в американской экономике приблизительно на 400 млн. т в 1985 г., в первую очередь в электроэнергетике и в промышленности.

Они включают снижения и повышения процентных ставок, заявления относительно его будущих намерений и практически любой комментарий по американской экономике.

Поскольку каждый индекс это большое количество различных акций, фундаментальный анализ состоит в оценке не отдельных акций, а факторов вносящих вклад в общее движение рынка. Они включают оценку существующей фазы экономического цикла, процентные ставки, соотношение силы американских и иностранных валют; количество денег, доступных для инвестиций, а также доверие инвесторов к американской экономике.

В период войны во Вьетнаме Соединенные Штаты оказались в таком же положении, в каком был Советский Союз во время второй мировой войны. В середине 60-х годов в американской экономике существовала полная занятость, и администрация президента Джонсона увеличила расходы на ведение войны во Вьетнаме, одновременно увеличив расходы на внутренние программы «войны с бедностью». Эта попытка получить одновременно больше пиццы и больше роботов — или, точнее, больше пушек и больше масла - в экономике полной занятости была обречена на провал. Попытка тратить больше, чем экономика могла производить, то есть выйти на точку, подобную точке W на. рис. 2-1, в значительной мере способствовала тому, что в 70-х годах инфляция в США достигла двузначных цифр.

Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рис. 5-4, в общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю

Вспомним, еще раз взглянув на рис. 5-4, что, хотя корпорации относительно немногочисленны, они служат основным источником продукции в американской экономике. Во многих основных отраслях промышленности преобладают гигантские корпорации, чьи активы и ежегодные объемы продаж достигают миллиардов долларов, количество занятых исчисляется сотнями тысяч рабочих, а ежегодные прибыли после уплаты налогов составляют сотни миллионов долларов. Мы уже упоминали статистические данные, относящиеся к деятельности самой крупной корпорации Америки General Motors в 1993 г.: объем продаж - около 134 млрд дол.; стоимость активов — примерно 188 млрд дол.; численность занятых - около 711 тыс. человек. Примечательно, что в мире существует всего лишь приблизительно 20 стран, чей внутренний продукт превышает ежегодный объем продаж General Motorsl


Для того чтобы читатель легче разобрался в том, что отличает маркетинг от иных подходов к организации рыночной (коммерческой) деятельности, Ф. Котлер предлагает краткие характеристики возможных концепций, с помощью которых на рынке сопрягаются интересы организации (фирмы), потребителей и общества. Таких концепций пять: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Автор рассматривает их как олицетворение различных периодов в истории развития американской экономики за последние полвека и выводит общую тенденцию этого развития - «перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности» (с. 60). Предлагаемые харак-

Существует пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга. Эти концепции олицетворяют собой различные периоды в истории американской экономики и основные социальные, эко-

«Краткий статистический обзор США» (Statistical Abstract of the US) содержит обобщенные данные о демографических, экономических, социальных и прочих аспектах американской экономики и американского общества.

Важную роль в усилении позиций нефтедобывающих стран сыграли и процессы, происходящие в самом капиталистическом хозяйстве и не зависящие прямо от положения дел на Ближнем и Среднем Востоке. Конкретно во второй половине 60-х годов началось постепенное превращение нефтяного рынка из «рынка покупателей» в «рынок продавцов». Эта перемена была подготовлена всем послевоенным развитием мировой капиталистической энергетики, ее растущей зависимостью от дешевой импортной нефти. Потребление нефти в развитых капиталистических странах возрастало в 60-х годах небывалыми темпами — 11 % в год против 7% в 50-х годах 17. В конце 60-х годов в крупного импортера нефти впервые в истории превратились США. Если в 1958 г. они ввезли 621 млн. баррелей нефти, то в 1972 г. (даже при сохранении количественных квот на импорт и других ограничений) — уже 1 735 млн. 18 Учитывая размеры американской экономики и ее колоссальные потребности в энергосырье, сам факт превращения этой страны в нетто-импортера оказал на мировой ры-

Согласно расчетам советских экономистов темпы роста промышленности США в 1966—1970 гг. составят 3,5—4,5% 2. Основанием для этого служит анализ характера развития американской экономики в послевоенные годы.

Однако при всем значении для американской экономики и платежного баланса страны заграничных капиталовложений США в нефтяную промышленность внешняя политика никогда не была столь рабски подчинена интересам защиты этих капиталовложений, как утверждали некоторые критики. Когда дело доходило до кризиса из-за действий нефтяных компаний, как то неоднократно случалось в Венесуэле, Японии и на Среднем Востоке, американскому правительству приходилось оказывать на свои нефтяные группы сдерживающее влияние. И хотя бы с этой точки зрения захват во все возрастающих размерах производственных активов на Среднем Востоке, а также опыт израильской войны и ее последствия могут стать преддверием новой, более реалистичной эры во взаимоотношениях Соединенных Штатов Америки со странами Среднего Востока, где США по-прежнему сохраняют поразительно устойчивое влияние.

ЯКОККА ЛИ (lacocca Lee) — известный представитель делового мира США. Родился в семье итальянских эмигрантов. С 1946 г. работал в компании "Форд мотор", пройдя путь от инженера-стажера до президента компании (1968). В 1978 г. после конфликта с Генри Фордом II покинул "Форд мотор". В этом же году возглавил автомобилестроительную компанию "Крайслер", находившуюся на грани банкротства. К 1983 г. компания "Крайслер" под руководством Я. успешно преодолела финансовые трудности. Широкую известность получила автобиография Я. "Карьера менеджера" (1984), в которой изложена история спасения компании "Крайслер" (основной акцент при этом Я. делает на создании "команды" из опытных и молодых производственников и управленцев, принципах построения центрального управленческого аппарата, преодолении его забюрократизированное -ти, вовлечении рабочих в решение производственных проблем), представлены взгляды Я. на проблемы американской экономики и пути их преодоления, на формирование индустриальной политики.

Это своего рода «комплимент» силе американской экономики и стабильности американской системы в целом.

«Я заработал мои деньги во многом благодаря усилиям других людей, и, как только найду возможность, я непременно отплачу им сторицей, но не поощряя тех, кто намерен получить то, чего не заслужил. Однако главное мое богатство заключается в знаниях, которые помогли мне обрести и материальные, и нематериальные блага. Вот почему я желал бы систематизировать эти знания, создать философию, чтобы ею смог воспользоваться каждый, кто хочет проявить себя на ниве американской экономики».

положение доллара в мировой валютной системе. Важным фактором развития американской экономики в 80-е годы стало усиление ее социальной направленности — значительное увеличение вложений в человека (среднее и высшее образование, науку, здравоохранение). В обозримом будущем вряд ли кому-либо из конкурентов удастся достичь и превзойти экономический и научно-технический уровень США.

*) См. Леонтьев В. и др. Исследования структуры американской экономики.— М.: Госстатиздат, 1958.


Аналитики предпочитают Анализировать финансовое Анализировать различные Анализируя структуру Анализируемого показателя Анализирует информацию Анализируются показатели Аналогичный показатель Аналогичные показатели Абсолютно невозможно Аналогичных обязательных Аналогичных производств Аналогичными затратами вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика