|
Американской ассоциацией
кабря 1981 г., а также распоряжения всем находившимся там американцам покинуть СНЛАД эти компании расширили использование в стране квалифицированных рабочих и специалистов из Западной Европы. Иногда для этого оказывалось достаточно лишь перегруппировать штаты их собственных филиалов. Помимо относительно меньшей диверсификации источников нефтеснаб-жения, на которую в связи с данными событиями вновь ссылаются западные издания и в их числе «Петролеум Экономист» [384, 1981, т. XLVIII, № 12, с. 531], подобная позиция аутсайдеров также свидетельствует, на наш взгляд, о менее тесном взаимодействии в современных условиях американской администрации с некартелированными фирмами по сравнению с ведущими энергетическими монополиями, а возможно, и выявляет некоторые тактические противоречия между первой и вторыми.
Таким образом, саудовская энергосырьевая политика на рубеже и в начале нынешнего десятилетия была направлена не на предотвращение, а на провоцирование перепроизводства в нефтегазовой промышленности капиталистических и развивающихся стран, причем под сильным влиянием американской администрации. Важно отметить, что в 1979—1981 гг. добыча и экспорт поддерживались Саудовской Аравией на максимальном уровне не только в условиях дефицита на мировом рынке жидкого топлива, связанного с революцией в Иране и затем с ирано-иракским вооруженным конфликтом, но и на протяжении достаточно длительных периодов (с точки зрения их воздействия на рыночную конъюнктуру) уже после того, как этот дефицит сменялся явным затовариванием. Так, в 1981 г. подобная тактика все еще сохранялась, даже по формальным признакам, в течение, более полугода— с марта —апреля (тогда начала снижаться среднемировая цена нефти) по октябрь включительно, — в то время как на нефтяном рынке не только обозначилась смена тенденций, но и весьма прочно утвердилась депрессивная ситуация.
В- третьих, были явно беспочвенны, лживы обвинения в адрес СССР. Судя по всему, для обоснования таких обвинений с целью оправдания американской политики в районе Персидского залива незадолго до выступления президента США был опубликован доклад ЦРУ о нефтяной промышленности СССР, в котором безосновательно утверждалось, что добыча нефти в нашей стране «скоро упадет» и СССР после 1980 г. якобы вынужден будет начать массированный импорт нефти из района Персидского залива. Эта ложь понадобилась американской администрации, чтобы обосновать стремление установить свой военно-политический контроль над ближневосточными нефтепромыслами. Неоднократно и убедительно доказывалась и ложность ссылок западной пропаганды на то, что временный ввод ограниченного контингента советских вооруженных сил в Афганистан по просьбе его законного правительства будто бы «свидетельствует» о намерениях экспансии Советского Союза в направлении зоны Персидского залива. Хорошо известно, что мотивы решения удовлетворить просьбу правительства Афганистана не имеют ничего общего с Персидским заливом. Известна также и широко объявленная советским руководством готовность вывести воинский контингент из этой страны, как только прекратится фактическая агрессия против нее, проводимая при подстрекательстве и поддержке' США. О позиции Советского Союза можно прочитать в газете «Правда»: «Абсолютно лживыми являются... утверждения, будто Советский Союз имеет какие-то экспансионистские планы в отношении Пакистана, Ирана или других стран этого района. Нам чужда политика и психология колонизаторов. На чужие земли мы не заримся, к чужим богатствам мы не рвемся. Это колонизаторов тянет на запах нефти» 36.
Могло ли быть иначе? Послушаем наших доброжелателей. Американский профессор К. Гэдди: «Россия была самым большим успехом американской администрации, которая ангажировалась до конца. И вот теперь оказывается, что мы попали впросак. Теперь очень трудно сказать: "Мы ошиблись, надо развернуться на 180 градусов...'")) Вот еще одно высказывание: «Нам нужно подумать о структурной помощи России, и здесь лучше всего подошло бы то, что обычно зовут "планом Маршалла". Вместо того, чтобы кредитами МВФ постоянно заполнять бреши дефицита в государственном бюджете России, Западу лучше взять на себя заботу о развитии здравоохранения, жилья, образования, транспорта, телекоммуникаций. Именно так можно помочь России и ее населению: западные деньги будут работать, люди будут получать достойную зарплату и возродят свои предприятия, будут созданы новые рабочие места, а это, в свою очередь, окажет огромное благотворное воздействие на все российское общество».
Специфической формой финансовой поддержки пошатнувшихся в результате войны позиций Западной Европы стала программа помощи США по плану Дж. К. Маршалла (по имени бывшего государственного секретаря США). На основании американского закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апреля 1948 г. США заключили двухсторонние соглашения с 16 странами Европы об условиях помощи по восстановлению их экономики после второй мировой войны. Программа восстановления Европы действовала с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла составила около 17 млрд долл., в том числе 2/3 - дары (безвозвратные субсидии), 1/3 — кредиты. Основную долю (60%) получили Великобритания, Италия, Франция, ФРГ. Эти суммы были использованы странами Западной Европы для закупки американских товаров, что обогатило монополии США. Условия помощи по плану Маршалла отражали прежде всего интересы США и их стремление предотвратить экономическую, политическую и социальную нестабильность в странах Европы. Эти страны были обязаны представлять план-заявку на одобрение американской администрации, снижать таможенные пошлины в торговле с США, не вывозить определенные товары в СССР и страны Восточной Европы, предоставлять США информацию по их требованию, а американским гражданам — равные права в европейском бизнесе. Выручка от продажи американских товаров, поступивших по плану Маршалла, зачислялась на специальные банковские счета на имя специально созданной Администрации экономического сотрудничества (с 1 ноября 1951 г. ее заменило «Агентство взаимной безопасности»). Эти суммы могли использоваться только на приобретение американских товаров.
Рынок еврооблигаций расширился в 60-х годах в связи с введением правительством США уравнительного налога на процентный доход по иностранным ценным бумагам, призванного сдержать экспорт капитала из США. В связи с этим как европейские, так и американские международные компании были вынуждены изыскивать ресурсы на международном рынке капитала. Уравнительный налог был отменен в 1974 г., и с тех пор в США не существует сколько-нибудь строгого контроля над экспортом капитала3. Проценты на лондонском и нью-йоркском рынках в настоящее время выровнялись, поскольку американские фирмы теперь вправе выбирать для привлечения займов любой из этих рынков. Тем не менее, поскольку рынок еврооблигаций не подлежит прямому регулированию со стороны американской администрации, финансовому менеджеру следует учитывать незначительные расхождения в затратах на привлечение займа на разных рынках.
Могло ли быть иначе? Послушаем наших доброжелателей. Американский профессор К. Гэдди: «Россия была самым большим успехом американской администрации, которая ангажировалась до конца. И вот теперь оказывается, что мы попали впросак. Теперь очень трудно сказать: "Мы ошиблись, надо развернуться на 180 градусов..."» Вот еще одно высказывание: «.Нам нужно подумать о структурной помощи России, и здесь лучше всего подошло бы то, что обычно зовут "таном Маршалла". Вместо того, чтобы кредитами МВФ постоянно заполнять бреши дефицита в государственном бюджете России, Западу лучше взять на себя заботу о развитии здравоохранения, жилья, образования, транспорта, телекоммуникаций. Именно так можно помочь России и ее населению: западные деньги будут работать, люди будут получать достойную зарплату и возродят свои предприятия, будут созданы новые рабочие места, а это, в свою очередь, окажет огромное благотворное воздействие на все российское общество».
Рынок еврооблигаций расширился в 60-х годах в связи с введением правительством США уравнительного налога на процентный доход по иностранным ценным бумагам, призванного сдержать экспорт капитала из США. В связи с этим как европейские, так и американские международные компании были вынуждены изыскивать ресурсы на международном рынке капитала. Уравнительный налог был отменен в 1974 г., и с тех пор в США не существует сколько-нибудь строгого контроля над экспортом капитала3. Проценты на лондонском и нью-йоркском рынках в настоящее время выровнялись, поскольку американские фирмы теперь вправе выбирать для привлечения займов любой из этих рынков. Тем не менее, поскольку рынок еврооблигаций не подлежит прямому регулированию со стороны американской администрации, финансовому менеджеру следует учитывать незначительные расхождения в затратах на привлечение займа на разных рынках.
В начале 80-х гг. приобрела особую остроту проблема международной задолженности развивающихся стран банкам и финансовым учреждениям промыш-ленно развитых стран, достигавшая к 1985 г. 1 трлн. долл. Значительный рост этой задолженности начался еще в середине 70-х гг. в условиях относительно благоприятной для развивающихся стран конъюнктуры и состояния рынка ссудного капитала. Экономический кризис начала 80-х гг., который резко ухудшил положение развивающихся стран и привел к существенному снижению их валютных поступлений, а также рост процентных ставок в результате политики американской администрации создали критическую ситуацию в области международной задолженности. В середине 80-х гг. развивающиеся страны, не являющиеся экспортерами нефти, должны были выплатить для покрытия основной суммы своего долга и процентов по нему более 40% своих экспортных поступлений. Крупнейшие должники из развивающихся стран, прежде всего страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина и др.), оказались не в состоянии погашать свои долги. Резко разбухшая международная задолженность поставила мировую финансовую систему на грань катастрофы. В этих условиях промышленно развитые страны были вынуждены в 1984—1985 гг. пойти на уступки развивающимся странам, предоставить наиболее крупным должникам отсрочку платежей и новые займы. В сочетании с некоторым улучшением экономического положения развивающихся стран и снижением процентных ставок это несколько смягчило остроту проблемы В.д., хотя он остается одной из наиболее сложных экономических проблем развивающихся стран.
Однако в последние годы правящие круги США прибегли к разного рода санкциям и бойкотам в отношении взаимовыгодного сотрудничества Восток — Запад, применяют дискриминационные меры, ограничивающие экспорт в страны СЭВ, в одностороннем порядке свертывают сложившиеся научно-технические связи. Наметившаяся тенденция к развитию равноправного и взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между крупнейшими государствами мира была серьезно подорвана действиями американской администрации. Удельный вес развитых капиталистических стран во внешнеторговом обороте СССР в 1985 г. по сравнению с 1980 г. снизился с 33,6 до 26,7%.
меры, ограничивающие экспорт в страны СЭВ, в одностороннем порядке свертывают сложившиеся научно-технические связи. Наметившаяся тенденция к развитию равноправного и взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества между крупнейшими государствами мира была серьезно подорвана действиями американской администрации. Удельный вес развитых капиталистических стран во внешнеторговом обороте СССР в 1984 г. по сравнению с 1980 г. снизился с 33,6 до 29,3%. Появление бухгалтерского управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской ассоциацией бухгалтеров (American Accounting Association), разработавшей в 1972 г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтера-аналитика. Этот год ознаменовал официальное разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Так, в 1917 г. Американской ассоциацией присяжных бухгалтеров по поручению Федеральной комиссии по торговле был подготовлен проект унификации бухгалтерского учета. После утверждения он был передан в Совет управляющих Федеральной резервной системы США. Пересмотренная версия была выпущена в 1929 г. FRB действует от имени банков США, и можно сказать, что эти первые унифицированные отчетные формы полностью поддерживались банкирами. Требования унификации сводились к оценке запасов (по наименьшей из оценок — себестоимости или рыночной стоимости), отражению общезаводских накладных расходов, непредвиденных расходов (экстраординарных статей), использованию показателя чистой выручки и бухгалтерской трактовки скидок и принципа существенности.
Следствием Великой депрессии стало образование Комиссии по ценным бумагам и биржам, которая опубликовала предписание, как коммерческие фирмы должны сообщать о своем финансовом положении и результатах своей деятельности. Одно из многих предписаний Комиссии включало требование к бухгалтерам разработать правила бухгалтерского учета, именуемые общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP). Эти нормы первоначально координировались Американской ассоциацией бухгалтерского учета и Американским институтом дипломированных государственных бухгалтеров. В настоящее время они регулируются Управлением стандартов финансового учета в Стэмфорде (штат Коннектикут).
В основе банковского страхования лежит первичный генеральный полис, разработанный первоначально Американской ассоциацией гарантов для банков США. Для американских банков в течение нескольких лет страхование от рисков, связанных с ограблениями, является обязательным. Так как диапазон страхуемых рисков, входящих в генеральный банковский полис, весьма широк, то последний служит альтернативой обычному набору полисов страхования от злоупотреблений, налетов, ограблений и т. д.
В 1978 г. Ф. Котлер был удостоен премии Paul D. Converse Award Американской ассоциации маркетинга «за выдающийся вклад в науку в области маркетинга». В 1983 г. он получил награду Steuart Henderson Britt Award как «Маркетолог года». В 1985 г. он стал первым обладателем награды Distinguished Marketing Educator Award, учрежденной Американской ассоциацией маркетинга. В этом же году Академия маркетинга услуг здравоохранения учредила премию имени Филипа Котлера за заслуги в этой области и выдвинула его в качестве первого ее лауреата. Кроме того, Ф. Котлер получил приз за высочайшие достижения в маркетинге от Европейской ассоциации маркетинговых консультантов и специалистов по торговле. В 1989 г. он был удостоен премии Charles Coolidge Parlin Award, ежегодно присуждаемой выдающимся деятелям в сфере маркетинга. В 1995 г. Ф. Котлер получил титул «преподаватель маркетинга года» от Sales and Marketing Executives International. Ф. Котлер имеет почетную степень доктора наук университета ДеПол, университета Цюриха, Афинского университета экономики и бизнеса.
Управление процессами обмена требует значительных усилий и определенных навыков. Маркетинговое управление (маркетинг менеджмент) имеет место, когда по крайней мере одна из сторон потенциального обмена разрабатывает и использует средства достижения желаемого отклика других сторон. Мы будем использовать следующее определение маркетинг менеджмента (маркетингового управления), одобренное Американской ассоциацией маркетинга.
PMI, индекс деловой активности, выпускаемый национальной американской ассоциацией NAPM (National Association of Purchasing Managers) 14
Тем, кого интересует управление средствами институциональных или корпоративных инвесторов (особенно средствами пенсионных фондов), следует обратиться к изданиям Journal of Portfolio Management, Journal of Fixed Income, Journal of Derivates, где представлено мнение как практиков, так и ученых. Институциональные инвесторы и финансовые менеджеры отдают предпочтение изданию Pansions and Investment Age, которое выходит раз в две недели и предоставляет текущую отраслевую информацию. В ежемесячнике Institutional Investor можно найти самые разные истории, касающиеся области инвестиций. Для индивидуальных инвесторов содержательными будут статьи в ежемесячнике AAII Journal, издаваемом Американской ассоциацией индивидуальных инвесторов (American Association of Individual Investors), располагающейся в Чикаго. Также представляют интерес Business Week (еженедельник), Forbs и Fortune, выходящие каждые две недели.
Мировая практика показывает, что стандартизованные опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, которые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров (American Management Association) и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society). В таком листе обычно содержится более 500 вопросов.
Немногие в истории человечества институты претерпевали столь быстрый прогресс, как менеджмент. Менее чем за 150 лет управление фактически до неузнаваемости обновило социально-экономический ландшафт высокоразвитых стран. Маркетинг как часть менеджмента зародился в начале XX в. Национальная ассоциация маркетинга и рекламы в США была организована в 1926 г. Прогресс маркетинга был более впечатляющим, чем прогресс науки управления в целом. Об этом свидетельствует хотя бы эволюция определений маркетинга. В классическом понимании маркетинг рассматривался как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современное определение маркетинга (данное Американской ассоциацией маркетинга) таково: маркетинг- это предвидение, управление-и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Почему же сегодня требуются максимально широкое определение и понимание маркетинга, не ограничивающиеся отдельными функциями и задачами?
В табл. 10.1 рассмотрена модель сравнительного анализа конкурентов, предложенная Американской ассоциацией управления (АМА). Она считается на сегодня классическим инструментом оценки сильных и слабых сторон вашего предприятия и его основных соперников по конкурентной борьбе на выбранных сегментах рынка.
Аналитику приходится Анализировать изменения Анализировать состояние Анализируемых показателей Анализируемому предприятию Абсолютно необходима Анализируются следующие Аналогичные документы Аналогичные результаты Аналогичных документов Аналогичных показателей Аналогичными характеристиками Аналогичны требованиям вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|