|
Американского специалиста
Одновременно с агрессивной экспансией некоторых американских фирм за рубежом на американский внутренний рынок проникли многие иностранные компании. Их имена и названия их марочных товаров стали в США обиходными словами: «Сони», «Хонда», «Датцун», «Нестле», «Перье», «Норелко», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген». Причем многие американцы отдают этим маркам предпочтение перед отечественными. Кроме того, существует множество товаров якобы американского производства, выпускаемых в действительности зарубежными транснациональными корпорациями. Это книги «Бантам», мороженое «.Баскин-Роббинс», грампластинки «Капитол», гуталин «Киви», чай «Липтон». Сюда же относится и универмаг «Сакс на Пятой авеню». Америка привлекает также огромные иностранные капиталовложения в туристический бизнес и
ственных стандартов, дискриминационных по отношению к американским товарам. Например, голландское правительство запрещает ввоз тракторов, способных двигаться со скоростью более 10 миль в час. А это означает, что под запрет подпадает большинство тракторов американского производства.
Как складываются дела в аналогичной сфере американского производства? Соединенные Штаты решительно призвали японские фирмы (такие, как «Тойота» и «Ниссан») начать выпуск продукции на месте. Одна из основных причин колебаний этих компаний — серьезнейшие сомнения в способности американских субподрядчиков поставлять высококачественные детали. «Тойота» и «Ниссан» не могут доверять им так же, как японским. Если промышленные и технологические возможности Японии представить в виде пирамиды, то ситуация в Соединенных Штатах в этом отношении такова: «Эмпайр стейт билдинг» — верхушка и, вероятно, выше японской, но зато основание уже. Не исключено, что технический потенциал Японии действительно мощнее. Возвышающийся американский небоскреб, может быть, более впечатляет, но устойчивость базы технического прогресса Японии, похоже, все-таки берет верх.
В повышении надежности интегральных схем (ИС) Япония также вырвалась далеко вперед. Доля брака ИС американского производства составляет около 1,0%, японского— 0,1%. Столь гигантская разница привела к паническому бегству США с арены японо-американской «полупроводниковой войны».
Характеризуя США в терминах линейной модели, необходимо учесть корпоративную природу американского производства. Так же, как в Германии, в США питали относительно большое уважение к инженерам, однако отношения между учебными заведениями и промышленностью были неоднородными. Небольшое число учебных заведений, примером которых может служить Массачусетский технологический институт, имело сильные прямые связи с промышленностью в области исследований. Однако в целом высшее образование в США не имеет общей координации, и значительная его часть контролируется частным сектором. Хотя в целом подготовка инженеров в США была развита намного сильнее, чем в Великобритании, некоторые институтские кафедры использовались крупными компаниями для консультаций как банки знаний, поскольку в то время отсутствовали характерные для германской модели государственная координация и систематические связи. Это пришло намного позднее, в ходе и после Второй мировой войны, когда военные задачи привели к установлению сильных связей в области НИОКР между многими престижными университетами США и государством, и различные элементы линейного инновационного процесса были соединены включением интегрированных корпораций.
А как быть с теми американскими фирмами, которые не в состоянии успешно конкурировать на открытых рынках? Грубая реальность состоит в том, что им следует уйти из бизнеса, так же как это происходит с мелким торговцем-неудачником. Постоянные экономические убытки означают, что ценные ограниченные ресурсы используются неэффективно. Перераспределение этих ресурсов в альтернативную сферу применения, где они будут использоваться с выгодой, увеличит валовой объем американского производства.
ся по сравнению с ценами за рубежом, американские покупатели будут приобретать больше импортных товаров и меньше отечественных. И весь остальной мир будет покупать меньше американских товаров, что вызовет сокращение американского экспорта. Короче говоря, повышение уровня цен в США приведет к увеличению американского импорта и сокращению экспорта, то есть к уменьшению чистого экспорта (экспорт минус импорт) в общем объеме расходов на товары американского производства.
Национальный доход зарубежных стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает внешний спрос на американские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в США. Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и американского производства. Следовательно, американский экспорт растет вместе с повышением уровня национального дохода у торговых партнеров США. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем американского экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
мобильных заводов стремились обеспечить такие же формы защиты. Так, снижение предложения импортных автомашин из-за введения тарифов и торговых соглашений привело к возрастанию цен на них и тем самым к увеличению спроса на аналогичные автомобили американского производства и к значительному росту производного спроса на американских рабочих-автомобилестроителей.
Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно не платить НДС, если вкладывать средства в сбережения, а не в потребление. А мы знаем, что сбережение (временный отказ от потребления) приводит к высвобождению ресурсов из производства потребительских товаров, что дает возможность направить их на инвестиции. Отмена налога на прибыли корпораций и введение НДС по идее должно изменить структуру американского производства, переориентировать его на инвестиции вместо потребления, в результате чего повысятся производительность труда и конкурентоспособность.
Постепенное снижение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства.
Автомобиль "Понтиак Леманс" "американского" производства на рынках США стоит 20 000 долл. В этой цене содержатся следующие составляющие разных стран мира: Технико-экономическая возможность установления монопольно-низких цен определялась огромными запасами нефти, обнаруженными после второй мировой войны на Арабском Востоке, и чрезвычайно низкими издержками их разработки. По расчетам известного американского специалиста в области нефтяной промышленности М. А. Эйдельмана, в начале 60-х годов средняя величина этих издержек для неистощенных, работающих на полную мощность скважин в Алжире была в 3,3 раза, в Ливии — в 10,1, а на Ближнем Востоке — более чем в 15 раз ниже, чем в США [198, с. 60, 114—115]. Пока наращивание добычи нефти в этих регионах не сталкивалось с ограничениями ни технико-экономического, ни иного порядка (первые мероприятия развивающихся стран по консервации нефтяных ресурсов относятся к началу 70-х годов), в капиталистической нефтегазовой промышленности за пределами США почти неизменно осуществлялся переход от разработки относительно худших к лучшим месторождениям.
Аналогичен и смысл предложений крупнейшего американского специалиста в области нефтяной экономики М. Эйделмана об организации правительством Соединенных Штатов аукциона по продаже иностранным компаниям и правительствам лицензий на поставку нефти в США,
Еще в 1948г. Союз японских ученых и инженеров организовал серию семинаров и конференций, посвященных проблемам контроля качества продукции. В 1949 г. японское правительство разработало программу повышения качества производимых товаров и призвало предпринимательские организации активно участвовать в ее претворении в жизнь. В рамках реализации программы в стране начали функционировать специальные курсы менеджеров. Важным событием в истории этих курсов явилось приглашение в 1950 г. в Японию американского специалиста по вопросам повышения качества Эдварда Деминга, который прочитал там серию лекций и провел с заинтересованными менеджерами восьмидневный практикум. Цель практикума состояла, в частности, в показе японцам, что в основе контроля качества продукции лежат статистические методы обнаружения и искоренения причин брака.
Многие авторы, указывая на сложность перспективного планирования, стремятся строить прогнозы на простых математических приемах при одновременном использовании экспертных оценок. Причем многовариантность и комплексность решений и их осмысливание может в значительной мере гарантировать от ошибок. Еше в 1921 г. В.И. Ленин, исходя из подобных принципов планирования, писал, что следует по крайней мере '...рассчитать общегосударственный хозяйственный план на три случая... . Приведем также примечательный пример из книги крупного американского специалиста в области прогнозирования Р.Эйреса: 'Научный совет ВВС США и физики Лос-Аломосской лаборатории значительно ошиблись в своих ~ прогнозах относительно развития техники ядерного вооружения, возможно, потому, что... не могли охватить проблему в целом. Прогнозы же специалистов из 'РЭНД корпорейшн', наоборот, оказались более точными, так как они использовали... экстраполяцию огибающих кривых'.
Мы начали эту книгу словами известного американского специалиста по теории финансов Джека Трейнора, которые, на наш взгляд, весьма ярко отражают значимость информационных источников и их анализа с позиции выживания бизнеса в условиях конкурентной борьбы. Мысль о том, что эффективность управления предприятием в значительной степени определяется качеством информационной базы и тщательностью ее аналитической обработки, безусловно, не нова. Однако с учетом специфики менталитета российских экономистов-практиков, многие годы работавших в условиях директивной экономики с ее оригинальным подходом к трактовке и реализации общих функций управления, она приобретает новое звучание.
Япония. В 1951 г. здесь впервые была учреждена национальная награда в области качества имени Э. Деминга (американского специалиста в области статистики, который выдвинул идею о важности улучшения качества и предложил методологию его повышения). Работы Э. Деминга стали основой развития многих методик УТК.
Служебная записка — документ менее официальный, чем докладная записка. Она составляется в основном в информационных, а также инструктивных целях и предназначена для закрепления на бумаге каких-либо организационных фактов. Форма служебных записок никакими официальными нормативами не закреплена. Рассмотрим краткие советы по написанию основных видов записок, заимствованные из книги американского специалиста по управлению Дж. М. Блэка «Как совершенствоваться в управлении»: , . .
В связи с этим интересно высказывание крупного американского специалиста по контролю качества д-ра Джурана: «Промышленные фирмы выросли в больших, даже огромных пропорциях. Эти фирмы столкнулись с осуществлением технической и управленческой деятельности, связанной с функцией качества, которая становилась все более важной и решающей. Со стороны технической деятельности ответная реакция фирмы была совершенной, со стороны управления — хаотической»*.
Разновидностью портфельных матриц является матрица известного американского специалиста по стратегическому менеджменту Игоря Ансоффа, предназначенная для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Считается, что при выборе направлений роста у предприятия есть несколько стратегических альтернатив: стратегия совершенствования деятельности, товарной экспансии (разработка новых или совершенствование существующих продуктов), развития рынка, диверсификации (рис. 5-4)-
По мнению Стаббса, известного американского специалиста в области нейросетевых приложений, экспертные системы "пошли" только в кардиологии. Они эффективно заменили объемистые руководства по анализу электрокардиограмм, содержащие множество достаточно ясно сформулированных правил оценки их многообразных особенностей.
В настоящий сборник вошли три работы известного американского специалиста по ценным бумагам Филипа А. Фишера, по праву считающиеся классическими произведениями в данной области. Описанная в них инвестиционная философия была разработана почти сорок лет назад и продолжает использоваться профессионалами финансовых рынков во всем мире.
Анализируемой организации Анализируется изменение Анализирует состояние Анализируются возможности Аналогичные изменения Аналогичные требования Аналогичных конструкций Аналогичных предприятиях Аналогичными параметрами Адаптация предприятий Аналогичной продукцией Аналогичного назначения Аналогично определению вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|