|
Английское правительство
Последующий этап в развитии политэкономии связан с постепенным отходом от взглядов А. Смита на роль государства в экономике. Последний из представителей английской классической политэкономии, Д. С. Миллъ (1806-1873) понимал, что система
3 Уильям Петти (1623—1687) — родоначальник английской классической политической экономии. Получил медицинское образование в университетах Лейдена, Парижа и Оксфорда. Обладал разносторонними способностями: изобрел копировальную машину, в 1649 г. получил степень доктора физики, в 1651 г. стал профессором анатомии и музыки. У.Петти впервые объяснил стоимость товара трудом.
5 Давид Рикардо (1772—1823) — видный английский экономист. С 1793 г. занялся самостоятельной торговой деятельностью и с 1802 г. стал членом руководящего комитета Лондонской биржи. Быстро составил себе состояние в 1 млн. фунтов стерлингов, стал крупным землевладельцем. Затем занялся научной работой. Главное сочинение Д.Рикар-до «Начала политической экономии и налогового обложения» — вершина английской классической политической экономии.
Натуральный Всякий продукт натурального производства имеет непродукт пременное свойство — полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей (в английской классической политической экономии это свойство вещей назвали «потребительная стоимость»).
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б. Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею приписывают изречение: «предложение порождает свой собственный спрос».
3 Уильям Петти (1623—1687) — родоначальник английской классической политической экономии. Получил медицинское образование в университетах Лейдена, Парижа и Оксфорда. Обладал разносторонними способностями: изобрел копировальную машину, в 1649 г. получил степень доктора физики, в 1651 г. стал профессором анатомии и музыки. У.Петти впервые объяснил стоимость товара трудом.
5 Давид Рикардо (1772—1823) — видный английский экономист. С 1793 г. занялся самостоятельной торговой деятельностью и с 1802 г. стал членом руководящего комитета Лондонской биржи. Быстро составил себе состояние в 1 млн. фунтов стерлингов, стал крупным землевладельцем. Затем занялся научной работой. Главное сочинение Д.Рикар-до «Начала политической экономии и налогового обложения» — вершина английской классической политической экономии.
Натуральный Всякий продукт натурального производства имеет непродукт пременное свойство — полезность, т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей (в английской классической политической экономии это свойство вещей назвали «потребительная стоимость»).
Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался решить французский экономист Ж.Б. Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею приписывают изречение: «предложение порождает свой собственный спрос».
Первое направление представлено английской классической школой, маржинализмом и неоклассиками (см. гл. 3). Во главу угла моделей, выработанных в рамках этого направления, ставится эгоистический материальный, прежде всего денежный интерес, являющийся главным мотивационным стимулом деятельности «экономического человека» (homo economicus). При этом предполагается такой уровень их интеллекта, информированности и компетентности, который в состоянии обеспечить реализацию целей экономических агентов в условиях свободной конкуренции. Экономическая система выступает
1 Английской классической политической экономии. С самого начала в колониалистской системе нефте-снабжения с Ближнего и Среднего Востока были заложены такие противоречия, которые неизбежно вели к кризису отношений ее участников — нефтяных монополий и стран, обладающих нефтяными ресурсами. Не удивительно, что и борьба этих стран с нефтяными монополиями началась еще на первых этапах становления этой системы. Например, в начале нашего века вспыхнули волнения на иранских нефтепромыслах. Для их подавления английское правительство посылало войска из Индии. В 1932 г. Иран потребовал пересмотра условий нефтяной концессии. В ответ Англия направила к его берегам военный корабль, применив небезызвестную «дипломатию канонерок» 16. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие о борьбе народов нефтедобывающих стран с иностранным засильем. Однако эта борьба велась, разрозненно, в ней долгое
Добиваясь расширения сбыта угля, английское правительство проводит политику ограничения использования мазута и газа в качестве топлива на электростанциях. С 1967 г. для электростанций были установлены субсидии сроком на четыре года для покрытия убытков, связанных с применением угля вместо мазута или газа. В результате при сокращении добычи угля в стране (в млн. т) со 190 в 1960 г. до 147 в 1970 г. его потребление на электростанциях возросло с 52 до 76 млн. т. Однако в последнее время английское правительство вынуждено было ослабить ограничения на использование электростанциями мазута вместо угля. В результате ряд электростанций был переведен на мазут и начато строительство новых электростанций, также рассчитанных на использование мазута.
Пока шла подготовительная работа, слухи о ней просочились наружу. «Стандард ойл», уэльские поставщики жести и судоходные компании подняли шумиху в парламенте и печати; предпринимались попытки убедить английское правительство и руководство «Компании Суэцкого канала» наложить на этот проект свое вето, и некоторое время казалось, что все это мероприятие может лопнуть. Но Сэмюэль продолжал строить свои суда; к 1892 г. опасность уже миновала—канал нуждался в дополнительных доходах, и английское правительство не усматривало оснований для вмешательства. В следующем месяце первый танкер «Мюрекс» грузоподъемностью в 4 тыс. т вышел с судоверфи в Уэст-Хартлпуле, взяв курс на Черное море. 24 августа он прошел через канале полным грузом и несколько недель спустя выгрузил свой груз в прекрасные новые складские устройства Марка Абрахамса в Сингапуре и Бангкоке.
Но тут на помощь пришло английское правительство. Несмотря на провал испытаний жидкого горючего на военном корабле «Ганнибал», все больше военно-морских офицеров Англии считали, что в конечном счете углю придется уступить место нефти благодаря ее техническому превосходству. Первым из лих был
Английское правительство пыталось оказать помощь и в Персии, но здесь результаты были несколько менее успешными. Когда лагерь экспедиции был переведен на новое место, а местные жители, бахтаары, оказались еще более непокорными, чем жители прежнего района работ, консул предложил вызвать канонерку. Адмиралтейство направило вверх по реке, к месту беспорядков, военный корабль «Комета», но он сел на мель, не успев оказать никакой помощи.
нанесшей связи с правительством; однако она, как крупнейшая, целиком английская нефтяная компания, несомненно, получала от него поддержку. Преимущества такого положения выявились прежде, чем их взаимоотношения были оформлены официально, когда английское правительство заинтересовалось возможностью эксплуатации нефтяных месторождений в Османской империи.
Вопрос об участии в акционерном капитале был самым важным и сопряженным с большими возможностями внутренней борьбы между компаниями. Детер-динг и Гульбенкян с горечью вспоминали о том, как английское правительство заполучило на созванной Форин офис в 1914 г. конференции 50% акций для «Англо-персидской компании», и были твердо намерены
ки сбыта, куда могли поставлять сырую нефть, это была явно неплохая идея, но для Гюльбенкяна она была более чем бесполезной. Он не имел никакого желания лично принимать участие в работе нефтяной промышленности — ему нужны были только деньги, и он считал этот план не чем иным, как тщательно продуманной попыткой обманом отнять у него его права. Американская и английская группы старались убедить свои правительства повлиять на него. Но английское правительство поддерживало Гюльбенкяна по соображениям юридического характера, и, когда он пригрозил привлечь компании к судебной ответственности, помощник главного юрисконсульта «Стандард ойл» Гай Уэлл-мен заявил Тиглу, что компании, вероятно, проиграют дело.
Попытки крупнейших компаний установить монополию— или, CKOipee, олигополию — на добычу нефти сопровождались, что и не удивительно, такими же попытками установить контроль и над ее распределением. Они ставили себе целью учредить международный картель, который регулировал бы цены и конкуренцию так, чтобы гарантировать прибыли всем его участникам. Все ведущие компании были в тот или иной момент при-частмы к таким попыткам, но самую активную роль в них играли «Стандард ойл оф Нью-Джерси», «Шелл» и «Англо-персидская компания» — три компании, деятельность которых охватывала самые широкие районы. Операции «Шелл» и «Стандард ойл оф Нью-Джерси» проводились, конечно, в больших масштабах 'еще до 1914 г., а «Англо-персидская компания» выдвинулась на передний план сразу же по окончании войны. На протяжении четырех лет войны добыча нефти из ее персидских месторождений быстро возрастала, а после заключения мира она создала систему распределения, которая заняла место вооруженных сил. Английское правительство оказало ей поддержку, передав различ-
Таким образом, можно было считать, что первый раунд закончился вничью. Английское правительство могло продолжать закупать нефтепродукты, зная, что с него не потребуют оплаты их транспортировки через Атлантический океан, которая фактически не имела места, а компании могли поздравить себя с тем, что новая базисная цена была, во всяком случае, установлена на уровне цен Мексиканского залива. Таким образом, связующее звено между ценой «галф», основанной на высокой американской структуре цен, и котировками остальных стран мира с их значительно более низкими издержками производства сохранилось, хотя фактически в контрактах, заключавшихся между союзными воору-
Из них более сильное положение было у французов, ибо в лице «Компаии франсэз» они уже имели свою собственную ведущую нефтяную компанию. Но «Ком-пани франсэз» необходимы были все ее ресурсы для разработки ее доли месторождений, принадлежавших «Ирак петролеум», и восстановления разрушенных войной сооружений в Европе. Она ничего не могла выделить на изыскательские работы где-либо еще. Правительство же со своей стороны стремилось сократить зависимость от Среднего Востока, пытаясь найти нефть на французской территории, особенно в Сахаре. Ход его рассуждений был таким же, как в свое время у Черчилля, когда тот в 1914 г. сделал английское правительство совладельцем «Англо-персидской компании»: нефть приобрела теперь настолько важное значение для экономики, что Франции необходимо иметь источник снабжения нефтью под своим собственным политическим и коммерческим контролем. В «Ирак петролеум компа-ни» «Компани франсэз» не могла ничего предпринимать без согласия ее партнеров, и почти в каждом споре она и Гюльбенкян оказывались в меньшинстве в составе двух членов против всех англосаксов. Кроме того, у Франции уже не осталось непосредственного политического влияния на Среднем Востоке.
Ассоциации связанные Ассоциированных компаниях Ассортимента продуктов Ассортимента вырабатываемой Администрация организации Ассортимент продукции Атмосферно вакуумной Аттестации персонала Аттестации руководителей Авансированной стоимости Авиационная промышленность Автоматическая индексация Автоматическим управлением вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|