Адаптации предприятия



Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений профам-мы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне крупного предприятия, положение которого в рыночных условиях хозяйствования меняется коренным образом. Попытки предприятий приспособиться к изменившимся условиям, основываясь на старых принципах организации и управления, вызвали общее падение производства, ухудшение их социально - экономического положения и поставили проблему нахождения адекватных путей дальнейшего развития, проблему экономической адаптации предприятий. Это выражается в необходимости нахождения предприятиями новых принципов, основ, методов организации своей деятельности, которые позволят провести необходимые изменения в ориентации своих действий на рынок, а не на госзаказ, как было раньше.

• приватизация государственной собственности не вызвала необходимый импульс к адаптации предприятий к рыночной системе хозяйствования, не привела к созданию форм и методов управления и организации производства, адекватного требованиям рынка (в большинстве случаев на предприятиях были введены изменения в виде организаций советов директоров, собрания акционеров и т.д., но эти изменения оказались не действенными);

Важнейшим остается вопрос о том, насколько процессы адаптации предприятий к рынку осуществляются в регулируемой форме и насколько — стихийно. Дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно. Основная часть мер по адаптации предприятий происходит стихийно под воздействием складывающейся ситуации. Поданным опросов, руководители предприятий отмечают, что они не могут ни прогнозировать, ни отслеживать изменения не только в экономической политике, но и в поведении партнеров.

6. Какая из форм управления организационными изменениями при адаптации предприятий представляется вам более эффективной?

вейшим импортным оборудованием, было принято решение о создании совместного предприятия, при усилении давления налоговых органов — акционирование. Все предпринимаемые конфигурации инициировались, как правило, владельцем предприятия. Подобная практика является типичной для всей России и отражается в работах многих отечественных и иностранных исследователей. Она позволяет решать предпринимателям многочисленные задачи по адаптации предприятий к нестабильной среде: минимизировать риски, прятать прибыль, уходить от налогов и т. п. Основной девиз предприятия: «гармония прорыва», сутькото-рого в постоянном поиске новых форм работы как во внутрифирменном взаимодействии, так и на внешнем рынке. Отличительной чертой предприятия является также отказ от социальной помощи работникам предприятия, запрет организации профсоюза»12.

занятости и формировании специфической модели адаптации предприятий к

Условия рыночной адаптации предприятий ..... 671

Условия рыночной адаптации предприятий

Особенностью Программы в Ростовском государственном университете и Ростовском государственном экономическом университете является ее конструктивная направленность на освоение инструментария современного менеджмента, приобретение новых навыков экономической и организационной диагностики состояния предприятия, финансового анализа и принятия экономически обоснованных управленческих решений. Цель Программы состоит в обучении на конструктивном уровне руководителей предприятий и организаций Северо-Кавказского региона методам и технологиям современного менеджмента, направленным на решение конкретных практических задач реформирования, реструктуризации и адаптации предприятий к рыночным условиям.

Условия рыночной адаптации предприятий........'............... 671

Условия рыночной адаптации предприятий


Это организационно-техническое совершенствование представляет собой непрерывный процесс гибкой адаптации предприятия к непрерывно меняющимся условиям рынка, к нестабильным налогам и методам государственного регулирования. Для достижения устойчивой конкурентоспособности на рынке процесс совершенствования организации должен идти как процесс сближения существующей модели организации с ее идеальным проектом. Оптимальный проект организации должен соответствовать современным уровням технологии, техники и культуры (знаний) организации и управления предприятиями. В комплексе

- формирование концепции адаптации предприятия;

Анализ приспособления предприятия к запросам потребителей позволяет выявить силу и слабость предприятия по отношению к его конкурентам по специфичности закупок основных клиентов относительно качества, поставок и т.п. Диагностика уровня адаптации предприятия к потребностям клиентуры основывается на наличии универсальности оборудования, гибкости и надежности технологических процессов, возможности использования более эффективных ресурсов и т.п.

В целом направленность реформирования можно представить в виде схемы (см. рис. 10.1).'Из изложенного следует, что превращение предприятия в ходе его реформирования в эффективного хозяйствующего субъекта по существу означает его превращение в жизнеспособную, саморазвивающуюся промышленную структуру. При этом реформирование предприятий должно происходить с учетом имеющейся внутриотраслевой конкуренции. Это означает, что необходимо определить, какую модель развития выбирает предприятие по отношению к своим конкурентам — пассивную или активную, принадлежит к группе развивающихся или кризисных предприятий. Результаты реформирования предприятия следует оценивать с позиции полученного уровня адаптации предприятия к сложившимся и развивающимся экономическим условиям. В то же время этого не произойдет, если реформирование не будет увязываться с повышением эффективности внутреннего потенциала предприятия путем ликвидации неэффективных про-

В главе 29 указывалось, что задачей управления предприятием является обеспечение эффективного развития производства товаров и оказания услуг и прибыльной их реализации. С этой целью оно разрабатывает стратегию развития предприятия (см. гл. 25), увязывает ресурсы с помощью планирования (см. гл. 26) и осуществляет целый ряд мероприятий по адаптации предприятия к изменяющейся хозяйственной среде (см. гл. 28).

Ситуация 6. ЗАО «Дмитровский трикотаж» - пример успешной адаптации предприятия к рыночным условиям

4. В чем специфика организационного обучения при адаптации предприятия к рынку?

• адаптации предприятия к общественным и политическим условиям. Работающие по найму желают

Цели выживания и адаптации предприятия к меняющимся внешним условиям, имеющие отношение к исследованию влияния сотрудников предприятия на бизнес-процессы и на структуру предприятия.

Краткое рассмотрение основных этапов стратегического менеджмента показывает, что это — комплексная система управления, основанная на прогнозировании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее изменениям.

Другим фактором стратегического выбора предприятия и уменьшения коммерческого риска является гибкость управления, которая может быть достигнута несколькими путями. Это в первую очередь связанная и не связанная диверсификация как средство адаптации предприятия к изменениям внешней среды. Однако диверсификация имеет свои ограничения, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Другой путь — вложение средств в обучение персонала, в повышение гибкости производства с целью обеспечения быстроты реакции предприятия на изменения рыночной конъюнктуры, формирование и оценка управленческих альтернатив.


Акционеров кредиторов Акционеров собственников Акционирования предприятий Аккредитованного инвестора Активизации инновационной Активного формирования Активного приспособления Абсолютной ликвидностью Активность организации Активности показатели Актуальными становятся Актуальной проблемой Актуальную информацию вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика