Асимметричной информации



Асимметричная информация характерна для многих ситуаций в бизнесе. Как правило, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Рабочие знают о своих навыках и способностях лучше предпринимателей. И управляющие знают свои возможности лучше, чем собственники предприятий.

Асимметричная информация объясняет многие институциональные правила в нашем обществе. Это понятие позволяет понять, почему автомобильные компании предлагают гарантии и услуги для новых моделей; почему фирмы и работники заключают контракты, предусматривающие стимулы и премии; почему держателям акций корпораций нужно наблюдать за поведением управляющих.

Наш пример с подержанными автомобилями показывает, как асимметричная информация может привести к исчезновению рынка. В идеальном мире совершенных рынков потребители имели бы возможность сделать выбор между низко- и высококачественными автомобилями. Некоторые выбрали бы первые из-за их дешевизны, другие предпочли бы заплатить побольше за вторые. К сожалению, в реальном мире потребителям нелегко определить качество подержанных машин в момент покупки, так что их цена падает и высококачественные автомобили исчезают с рынка.

Мы убедились, что асимметричная информация в ряде случаев приводит к возникновению проблемы «лимонов». Поскольку продавцы знают больше о качестве товара, чем покупатели, то последние могут предположить, что оно низкое, в связи с чем цены падают, и продаются лишь низкокачественные товары. Мы также увидели, как вмешательство государства (например, на рынке страхования здоровья) или поддержание репутации (например, в сфере услуг) может способствовать частичному решению этой проблемы. Теперь мы рассмотрим другой, не менее важный механизм, позволяющий продавцам и покупателям преодолевать информационную асимметрию, — рыночные сигналы. Концепция сигналов рынка была впервые разработана Михаэлем Спенсом, который показал, что на некоторых рынках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, выражающие информацию о качестве товаров.

16.5. Асимметричная информация на рынке

Во всех современных учебниках по экономической теории пишется о таком явлении как асимметричная информация. Анализируя свойства информационного пространства мирового рынка нефти, мы пришли к выводу о том, что основным свойством этого пространства является не асимметрия информации (доступность ее одним участникам сделок и недоступность другим). Основным свойством этого пространства является его неравновесность, т. е. недоступность наиболее важной части информации о нефтяном рынке любому из субъектов этого рынка. В условиях неравновесного характера информационной среды ни один из субъектов рынка не способен принимать оптимальных решений. Более того, не пользуясь многими видами информации, касающейся мирового нефтяного хозяйства (масштабы применения тех или иных технических достижений, уровень затрат и т. д.), мы не можем знать, какая информация и в каком объеме нужна для принятия оптимальных решений. Принятие так называемых оптимальных решений ни нефтяными, ни любыми другими фирмами в принципе невозможно.

АССИГНОВКА — документ, распоряжение, по которому производится расходование открытых должностному лицу или учреждению кредитов или выдается определенная сумма для определенной цели. АСИММЕТРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ -ситуация, в которой отдельные участники сделки обладают важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.

Асимметричная информация

Асимметричная информация о товарах может привести к формированию таких рынков, где продавцы будут предлагать только товары с дефектами.

+ Асимметричная информация может привести к несостоятельности рынка, в результате чего редкие ресурсы общества будут распределяться неэффективно.

(benefit-cost analysis) Асимметричная информация


Предмет «Микроэкономика» вобрал в себя все существенные изменения, происшедшие в хозяйственном механизме за последнее время. Растет интерес к стратегическому взаимодействию фирм, к роли неопределенности и асимметричной информации, к стратегии ценообразования фирм в условиях власти рынка. Эти темы обычно отсутствуют или слабо освещены в печати. В нашей книге этим темам отведено достойное место, однако это не означает, что понять микроэкономику стало труднее или что для этого требуется какая-то особая подготовка. Мы старались сделать все возможное, чтобы облегчить понимание предмета, и надеемся, что вы с пользой для себя прочтете эту книгу. В книге почти нет математических выкладок, поэтому она доступна широкому кругу читателей.

На протяжении почти всей книги мы предполагали, что потребители и производители имеют полную информацию об экономических переменных, относящихся к их выбору. Теперь посмотрим, что происходит, если некоторые участники знают больше других, т. е. в случае асимметричной информации.

Мы начнем с рассмотрения ситуации, в которой продавцы продукта имеют более точную информацию о его качестве, чем покупатели. Мы увидим, как подобный вид асимметричной информации может приводить к несостоятельности рынка. Во втором разделе мы узнаем, как продавцам удается избежать некоторых из проблем, связанных с асимметричной информацией, с помощью сигналов потенциальным покупателям о качестве их продукции. Гарантии на продукт обеспечивают своего рода страхование, которое может быть эффективно, если покупатели менее информированы, чем продавцы. Но, как будет показано ниже, покупка страхования сама по себе влечет трудности, если покупатели информированы лучше продавцов.

Значение асимметричной информации о качестве продукта было впервые проанализировано Джорджем Акерлофом. Анализ Акерлофа выходит далеко за рамки рынка подержанных автомобилей. Рынки страхования, кредита и даже труда также характеризуются асимметричной информацией о качестве. Чтобы понять ее значение, мы начнем с рынка подержанных автомобилей и затем увидим, как эти же принципы применяются к другим рынкам.

ЗНАЧЕНИЕ АСИММЕТРИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В действительности компании, выпускающие кредитные карточки, и банки могут в некоторой мере использовать хранимые в компьютере ретроспективные данные, чтобы, взаимно делясь ими, научиться отличать «низкокачественных» заемщиков от «высококачественных». Многие люди считают, что компьютеризация кредитной информации нарушает коммерческую тайну. Допустимо ли, чтобы компании хранили эти данные и делились ими друг с другом? Мы не можем дать вам ответ на данный вопрос, но мы можем лишь отметить, что кредитная ретроспективная информация выполняет важную функцию. Она элиминирует или по крайней мере существенно уменьшает проблему асимметричной информации и неблагоприятного отбора, который иначе мог бы препятствовать функционированию кредитных рынков. Без таких ретроспективных данных даже заслуживающие доверия заемщики считали бы ссуду денег крайне дорогой или просто невозможной.

3. Продавцы могут решить проблему асимметричной информации, давая покупателям своего рода сигналы о качестве их товара. Например, работники могут сигнализировать о своей высокой производительности, имея хорошее образование.

Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Именно эта концепция объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, возможно, не известна его конкурентам, а, следовательно, он может принять эффективное решение.

3. Обсудите концепцию асимметричной информации. Можно ли достичь абсолютной информационной симметрии на рынке ценных бумаг?

Теория агентских отношений. Влияние неоинституционалистской теории в послевоенный период выразилось в том, что критерий экономии на трансакцион-ных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии решений о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпоративных структур). Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области финансового менеджмента — теории агентских отношений и теории асимметричной информации. Эти теории нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля.

Основные положения теорий агентских отношений и асимметричной информации были разработаны в трудах Е. Ф. Фама, М. Джессинга, У. Меклинга, посвященных изучению форм и способов сглаживания конфликтов в интересах собственников.


Автоматическое исполнение Автоматического выравнивания Автоматики безопасности Автоматизация производственных Автоматизации документооборота Автоматизации предприятия Автоматизации производственных Автоматизации управления Автомобильных перевозках Администрации организации Автомобильному транспорту Автомобилей работающих Автомобили мотоциклы вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика