|
Административной экономики
9. Административная юрисдикция налоговых органов..............235
9. Административная юрисдикция налоговых органов.............. 235
10.3. Административная юрисдикция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции 333
Административная юрисдикция налоговых органов в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции .343
9. Административная юрисдикция налоговых органов
10.3. Административная юрисдикция налоговых органов в сфере
9. Административная юрисдикция налоговых органов
Административная юрисдикция по объему разрешаемых дел, широте и многообразию затрагиваемых интересов государства, общества и граждан, количеству осуществляющих ее субъектов является одной из самых значительных. Ежегодно в стране рассматривается около 80 млн дел об административных правонарушениях. От эффективности организации административной юрисдикции в значительной мере зависит состояние правопорядка в стране, в том числе и в социально-экономической сфере. Поданным МНС России, только в 1999 г. было рассмотрено свыше 10 тыс. жалоб на действия налоговых инспекций различных уровней по вопросам налогообложения. В результате рассмотрения возникших споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции разрешены 7123 дела по искам налогоплательщиков и 256 202 иска налоговых органов к налогоплательщикам.
- См., например: Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрисдикция в СССР. М., 1970. С. 19—20; Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 29; Иванов В.А. Советский административный юрисдикционный процесс // Советское государство и право. 1980. № 6. С. 30.
Административная юрисдикция налоговых органов представляет собой деятельность полномочных органов исполнительной власти (их
Следовательно, налоговые органы осуществляют контрольную и административно-юрисдикционную деятельность, которые тесно связаны между собой, но являются самостоятельными видами деятельности, не охватывающими один другого. Административная юрисдикция включает: В переходный период, переживаемый российской экономикой, «перестроечные» процессы происходят не только на макро-, но и на микроуровне. Исследования показывают, что в ряде случаев жестко централизованная система управления, доставшаяся российским предприятиям в наследие от административной экономики, становится тормозом их дальнейшего развития. Она снижает инициативу исполнителей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.
В переходный период, переживаемый российской экономикой, «перестроечные» процессы происходят не только на макро-, но и на микроуровне. Исследования показывают, что в ряде случаев жестко централизованная система управления, доставшаяся российским предприятиям в наследие от административной экономики, становится тормозом их дальнейшего развития. Она снижает инициативу исполнителей, препятствует гибкости и оперативности в управлении.
Определенный кризис экономической теории в переходный период от командно-административной экономики к рыночной заставляет некоторых исследователей углубляться исключительно в количественные методы анализа. От теории воспроизводства Маркса начинают открещиваться, в то время как баланс народного хозяйства (БНХ) был построен именно на теории воспроизводства Маркса. И перейти грамотно от показателей статистики и экономического анализа всего советского периода, основанных на методологии БНХ, к новой статистике и экономическому анализу, основанным на методологии системы национальных счетов (СНС), просто невозможно без знания трудов Маркса. Тем более что методология СНС восприняла очень многое из теоретических достижений в марксовом анализе воспроизводства.
В рыночной экономике и в переходный период на пути к ней структуры макроуровня образуются под влиянием денежных потоков, доходов производителей и потребителей, в отличие от командно-административной экономики. В последней собственником всего общественного продукта и национального дохода являлось государство, а хозяйствующий субъект и потребитель могли получить лишь предназначенную им в централизованном порядке долю. Связи в экономике формировались, в первую очередь, на основе прямого централизованного распределения «фондов» в натуральном выражении. Движение денежных средств, доходов не играло решающей роли в формировании макроэкономических структур. Оно было вторичным.
В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить:
В условиях административной экономики вопрос о как таковом профессиональном суждении не поднимался («профессиональное» суждение было областью научного познания бухгалтерского учета). Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста — бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности, в условиях централизованной экономики не было востребовано.
Доходы и расходы представляют собой основные элементы финансовой отчетности, базовые категории бухгалтерского учета. Отсутствие этих понятий в системе нормативного регулирования отечественного бухгалтерского учета в условиях административной экономики столь остро не ощущалось, так как многие факты и события хозяйственной практики предопределялись заранее, а, значит, поддавались прямой жесткой регламентации. Многообразие хозяйственной жизни, ее динамика в рыночной экономике обусловили необходимость определения доходов и расходов как важнейших факторов, влияющих на достоверность отражения в учете и отчетности финансовых результатов, достижение которых является главной целью предпринимательской деятельности, с одной стороны, и достоверность которых является основной задачей бухгалтерского учета, с другой стороны.
В реальности «идеальных» рынков не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в процесс распределения. В бывшем СССР такое вмешательство было всеобъемлющим. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, практиковалось их централизованное нормирование и распределение. Устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат. В общегосударственном масштабе определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая прибыль и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет. Таким образом, все распределение ВВП и национального дохода в условиях командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что и позволяло безоговорочно включать финансы предприятий в общую систему государственных финансов (90°ъ предприятий были государственными).
2 Заметим, что до последнего времени в России, в соответствии с традициями административной экономики, концом инвестиционного проекта считалось завершение работ над его реализацией, т.е. ввод в действие его объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проектов. Иначе говоря, проектный цикл отождествлялся с его предынвестици-онной и инвестиционной фазами. Вместе с тем ясно, что общие расходы по проекту и общие доходы от его реализации в значительной степени зависят от периода использования результатов выполнения проекта вплоть до вывода из эксплуатации его объектов. Да и на размер будущих эксплуатационных расходов легче повлиять на ранних стадиях разработки проекта, чем тогда, когда основные объекты проекта уже готовы. Однако, в последние годы точка зрения на эту проблему изменилась в сторону, принятую в мировой практике.
В нефтяной и газовой промышленности России накоплен значительный опыт и обширная нормативно-методическая база для проведения технического анализа. Этот уникальный багаж накоплен при активном освоении крупнейших нефтегазоносных провинций. Однако он формировался в рамках управления инвестициями и практики проектирования командно-административной экономики и не в полной мере соответствует проектному подходу, рассматриваемому в настоящей монографии. В связи с этим она должна постоянно совершенствоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям рыночной среды. Это процесс достаточно активно идет, в первую очередь, в связи с про-
В Центр коммерциализации технологий АНХ при Правительстве РФ и в Международный инкубатор технологий часто обращаются ученые и инженеры за консультациями по различным вопросам правовой охраны выводимых на рынок творческих достижений, созданных в разные годы. Каждый раз убеждаешься в нестандартности хозяйственных ситуаций, возникающих в переходный период от административной экономики к рыночной. Резко изменилось законодательство, регулирующее создание и использование результатов интеллектуальной деятельности, что и порождает немалые трудности с выбором рациональной стратегии правовой охраны. Приведенные ниже ситуации носят типичный характер.
Абсолютной ликвидностью Активность организации Активности показатели Актуальными становятся Актуальной проблемой Актуальную информацию Альтернативные вмененные Альтернативных издержках Альтернативных сценариев Альтернативными издержками Альтернативная стратегия Абсолютное преимущество Алгебраических уравнений вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|