|
Административно командных
Нетрудно было предвидеть тормозящее действие предлагаемого механизма на научно-технический прогресс: охотнее всего будут внедряться «разовые» усовершенствования в поисках и разведке, которые никак не могут повлиять на ужесточение «стабильных на 5 лет» нормативов. Таким образом, предлагавшаяся система, формально следуя новому, «перестроечному» Закону о государственном предприятии, по существу противоречила ему и усиливала административно-командные тенденции.
Существовавшая к моменту распада СССР система планирования, финансирования и управления геологоразведочным производством страдала всеми недостатками, которые присущи командно-административным методам в других отраслях. Но в этой отрасли их действие усиливается вследствие надуманности таких понятий, как прибыль, доход, хозрасчет, самофинансирование. Введенная в 1987 г. в Министерстве геологии России система устраняет некоторые недостатки, но в основе своей остается прежней и, как установлено в этой работе, будет углублять административно-командные тенденции.
самоизолируется от мировых экономических интересов. Подобное состояние общественной и хозяйственной жизни свойственно тоталитарным, антирыночным государственным системам. В таких государствах господствуют административно-командные методы управления и крайне фискальные формы государственно-властного изъятия доходов в бюджет.
Современное состояние российского налогообложения свидетельствует о том, что в нем переплетены рыночные и административно-командные принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством [52; 60]. Поэтому реформу российского налогообложения в 90-х годах отличает поступательно-возвратное движение. Это свойство сохранится до тех пор, пока не будут осуществлены структурные преобразования во всем хозяйственном механизме страны.
Дискуссии по этой проблеме продолжаются до сих пор [40; 86]. Трудности реформы системы государственного управления обусловлены тем, что данная сфера организационно-экономической деятельности в целом крайне консервативна. Государственным управлением занимаются администрации, заинтересованные в применении традиционных методов. Бюрократический аппарат не заинтересован в создании прогрессивных управленческих структур, ведущих к ломке сложившихся устоев и всяческим неудобствам для чиновников. Особенно консервативны государственные чиновники в аппаратах управления экономическими процессами. Поэтому формирование системы налогообложения в России, приближение ее к мировым стандартам до настоящего времени не дают ожидаемых результатов. Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, а это — область конфронтации экономических интересов. До тех пор, пока не будут решены многие базисные проблемы (созданы рынки земли, труда, капиталов, устранены негативные тенденции приватизации и криминализации экономики и т. п.), сохранятся административно-командные методы управления.
Метода контроля осуществления проектов Административно-командные, жесткие Экономические, достаточно жесткие Контроль затруднен, слабый
Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно-командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последующий период принт типы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур.
Период до 1987 г. Административно-командные методы
Библиотекам в настоящее время предоставлена реальная возможность отойти от жестокого сметно-целевого распределения финансовых средств, заменить административно-командные методы управленческого воздействия экономическими регуляторами, реализовать инициативные направления хозяйствования. Анализ существующей библиотечной практики, в частности альтернативных вариантов финансирования отдельных аспектов библиотечной работы, реальных объектов воздействия и партнеров по кооперации, применяемых инновационных методов профильного влияния на окружающую среду и форм дополнительной внебюджетной компенсации позволяет констатировать переход отечественного библиотечного дела к адаптационным моделям организации и управления конкретной деятельностью. Они базируются на учете ресурсных факторов и конъюнктуры, использовании маркетингового инструментария в повседневной работе библиотеки.
Огромных размеров достигла военная экономика Советского Союза. Еще в последние предвоенные годы она развиваласьдостаточно высокими темпами, вступали в строй новые танковые, авиационные и другие предприятия, осваивался серийный выпуск новых видов техники. Начало войны потребовало тотальной мобилизации экономических ресурсов страны. За короткий срок была проведена титаническая работа по перебазированию производительных сил на восток. Административно-командные методы хозяйствования (при всех известных их недостатках) и массовый героизм советского народа позволили в максимально возможной степени отмобилизовать военно-экономический потенциал и в плановом порядке обеспечить быстрое расширение массового выпуска вооружения и военной техники (табл. 13.3), выдержать противоборство с фашистским блоком и достичь военно-технического превосходства над ним.
Данная технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В этой структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и другие функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себе только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем. Признание корпоративного уровня управления как объективной необходимости и реальности современной экономики сопрягается с отрицательной в целом оценкой известных фактов механического ущемления и ограничения естественных процессов корпорирования. В этом смысле сохранение прежних административно-командных функций отраслевых министерств под вывеской вновь образованных «ассоциаций», «концернов», «холдингов» и т.п. нельзя считать положительным фактором экономических перемен. Истинно корпоративное («среднее») звено в экономике, к сожалению, пока не имеет адекватной нормативно-правовой базы, позво-
Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производства; низкий уровень народного потребления; растущая неконкурентоспособность страны на мировом рынке и т. д. Кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Попытки реформ в 50-80-е гг. не дали результатов. Практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, замена ее другой.
Переход от административно-командных методов управления экономикой к рыночным обусловил коренные изменения в системе финансов предприятий, принципах их организации и управления ими. Медленная структурная перестройка экономики, затянувшийся финансовый кризис, разрыв хозяйственных связей, низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги, утрата значительной части собственных оборотных средств в связи с инфляцией и практическая недоступность кредитов для большинства предприятий крайне негативно сказались на их финан-. совом состоянии, привели к росту взаимных неплатежей и снижению рентабельно-спь Этому способствует и нестабильность налогообложения предприятий, высокий уровень прямых и косвенных налогов, который ведет к росту издержек, делая продукцию большинства российских предприятий неконкурентоспособной на мировых рынках. {
До тех пор пока не созданы соответствующие базисные условия для разработки оптимальных моделей налогообложения, практикуемых в развитых странах, их искусственное насаждение в странах с переходной экономикой обречены если не на провал, то на их бездействие. Такое состояние налогообложения будет постоянно требовать все новых и новых административно-командных мер по их оживлению. Подмена экономических мер управления и регулирования воспроизводственных пропорций чисто административным вмешательством дает, как известно, лишь сиюминутные результаты. Причем через определенный промежуток времени диспропорции выявляются с новой силой и влекут за собой социально-политические коллизии.
Оплата и стимулирование труда. Осуществляемый в настоящее время переход от административно-командных методов управления к регулируемой рыночной экономике, построенной на многообразии форм собственности, предполагает необходимость переосмысления сущности и содержания оплаты труда. В основе механизма распределения по труду лежат следующие критерии: определение оптимального соотношения централизованного регулирования заработной платы с правами организаций в области оплаты труда; определение уровня минимальной зарплаты; разработка методики коллективно-договорного регулирования распределения по труду.
Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производства; низкий уровень народного потребления; растущая неконкурентоспособность страны на мировом рынке и т. д. Кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Попытки реформ в 50-80-е гг. не дали результатов. Практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, замена ее другой.
Ныне действующая система финансовых отношений сложилась в 30-е годы и, хотя впоследствии подвергалась изменениям, но основные черты сохраняла. Эти черты сформировались под воздействием административно-командных методов управления экономикой и отражали главную задачу финансовой системы - централизовать максимально возможную долю ресурсов в руках высшего эшелона власти, оставляя всем остальным субъектам минимум финансовых прав и средств. Не случайно доля финансовых ресурсов, оставляемых в хозяйстве, даже в благоприятные годы не поднималась выше 40%-ной отметки, а в бюджетной системе удельный вес союзного бюджета неизменно тяготел к более чем 50%-ному рубежу.
С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых
О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.
Это, прежде всего, сохранение прежних административно-командных
6. Воспроизводство "административно-командных" правил иг-
Актуальными становятся Актуальной проблемой Актуальную информацию Альтернативные вмененные Альтернативных издержках Альтернативных сценариев Альтернативными издержками Альтернативная стратегия Абсолютное преимущество Алгебраических уравнений Алгоритма управления Алкогольного наркотического Американская экономика вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|