Административно командных



Нетрудно было предвидеть тормозящее действие предлагаемого механизма на научно-технический прогресс: охотнее всего будут внедряться «разовые» усовершенствования в поисках и разведке, которые никак не могут повлиять на ужесточение «стабильных на 5 лет» нормативов. Таким образом, предлагавшаяся система, формально следуя новому, «перестроечному» Закону о государственном предприятии, по существу противоречила ему и усиливала административно-командные тенденции.

Существовавшая к моменту распада СССР система планирования, финансирования и управления геологоразведочным производством страдала всеми недостатками, которые присущи командно-административным методам в других отраслях. Но в этой отрасли их действие усиливается вследствие надуманности таких понятий, как прибыль, доход, хозрасчет, самофинансирование. Введенная в 1987 г. в Министерстве геологии России система устраняет некоторые недостатки, но в основе своей остается прежней и, как установлено в этой работе, будет углублять административно-командные тенденции.

самоизолируется от мировых экономических интересов. Подобное состояние общественной и хозяйственной жизни свойственно тоталитарным, антирыночным государственным системам. В таких государствах господствуют административно-командные методы управления и крайне фискальные формы государственно-властного изъятия доходов в бюджет.

Современное состояние российского налогообложения свидетельствует о том, что в нем переплетены рыночные и административно-командные принципы организации взаимоотношений плательщиков с государством [52; 60]. Поэтому реформу российского налогообложения в 90-х годах отличает поступательно-возвратное движение. Это свойство сохранится до тех пор, пока не будут осуществлены структурные преобразования во всем хозяйственном механизме страны.

Дискуссии по этой проблеме продолжаются до сих пор [40; 86]. Трудности реформы системы государственного управления обусловлены тем, что данная сфера организационно-экономической деятельности в целом крайне консервативна. Государственным управлением занимаются администрации, заинтересованные в применении традиционных методов. Бюрократический аппарат не заинтересован в создании прогрессивных управленческих структур, ведущих к ломке сложившихся устоев и всяческим неудобствам для чиновников. Особенно консервативны государственные чиновники в аппаратах управления экономическими процессами. Поэтому формирование системы налогообложения в России, приближение ее к мировым стандартам до настоящего времени не дают ожидаемых результатов. Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, а это — область конфронтации экономических интересов. До тех пор, пока не будут решены многие базисные проблемы (созданы рынки земли, труда, капиталов, устранены негативные тенденции приватизации и криминализации экономики и т. п.), сохранятся административно-командные методы управления.

Метода контроля осуществления проектов Административно-командные, жесткие Экономические, достаточно жесткие Контроль затруднен, слабый

Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно-командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последующий период принт типы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований. Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур.

Период до 1987 г. Административно-командные методы

Библиотекам в настоящее время предоставлена реальная возможность отойти от жестокого сметно-целевого распределения финансовых средств, заменить административно-командные методы управленческого воздействия экономическими регуляторами, реализовать инициативные направления хозяйствования. Анализ существующей библиотечной практики, в частности альтернативных вариантов финансирования отдельных аспектов библиотечной работы, реальных объектов воздействия и партнеров по кооперации, применяемых инновационных методов профильного влияния на окружающую среду и форм дополнительной внебюджетной компенсации позволяет констатировать переход отечественного библиотечного дела к адаптационным моделям организации и управления конкретной деятельностью. Они базируются на учете ресурсных факторов и конъюнктуры, использовании маркетингового инструментария в повседневной работе библиотеки.

Огромных размеров достигла военная экономика Советского Союза. Еще в последние предвоенные годы она развиваласьдостаточно высокими темпами, вступали в строй новые танковые, авиационные и другие предприятия, осваивался серийный выпуск новых видов техники. Начало войны потребовало тотальной мобилизации экономических ресурсов страны. За короткий срок была проведена титаническая работа по перебазированию производительных сил на восток. Административно-командные методы хозяйствования (при всех известных их недостатках) и массовый героизм советского народа позволили в максимально возможной степени отмобилизовать военно-экономический потенциал и в плановом порядке обеспечить быстрое расширение массового выпуска вооружения и военной техники (табл. 13.3), выдержать противоборство с фашистским блоком и достичь военно-технического превосходства над ним.

Данная технология требует высокого уровня профессиональной подготовки специалистов по работе с информационными системами и предусматривает функциональную структуру управления. В этой структуре функции управления делятся на линейные, включающие административно-командные, и функциональные, включающие технологические, экономические, правовые и другие функции, обязательные для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Каждый руководитель замыкает на себе только часть функций, необходимых для выполнения работы конкретным исполнителем.


Признание корпоративного уровня управления как объективной необходимости и реальности современной экономики сопрягается с отрицательной в целом оценкой известных фактов механического ущемления и ограничения естественных процессов корпорирования. В этом смысле сохранение прежних административно-командных функций отраслевых министерств под вывеской вновь образованных «ассоциаций», «концернов», «холдингов» и т.п. нельзя считать положительным фактором экономических перемен. Истинно корпоративное («среднее») звено в экономике, к сожалению, пока не имеет адекватной нормативно-правовой базы, позво-

Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производства; низкий уровень народного потребления; растущая неконкурентоспособность страны на мировом рынке и т. д. Кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Попытки реформ в 50-80-е гг. не дали результатов. Практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, замена ее другой.

Переход от административно-командных методов управления экономикой к рыночным обусловил коренные изменения в системе финансов предприятий, принципах их организации и управления ими. Медленная структурная перестройка экономики, затянувшийся финансовый кризис, разрыв хозяйственных связей, низкий платежеспособный спрос на продукцию и услуги, утрата значительной части собственных оборотных средств в связи с инфляцией и практическая недоступность кредитов для большинства предприятий крайне негативно сказались на их финан-. совом состоянии, привели к росту взаимных неплатежей и снижению рентабельно-спь Этому способствует и нестабильность налогообложения предприятий, высокий уровень прямых и косвенных налогов, который ведет к росту издержек, делая продукцию большинства российских предприятий неконкурентоспособной на мировых рынках. {

До тех пор пока не созданы соответствующие базисные условия для разработки оптимальных моделей налогообложения, практикуемых в развитых странах, их искусственное насаждение в странах с переходной экономикой обречены если не на провал, то на их бездействие. Такое состояние налогообложения будет постоянно требовать все новых и новых административно-командных мер по их оживлению. Подмена экономических мер управления и регулирования воспроизводственных пропорций чисто административным вмешательством дает, как известно, лишь сиюминутные результаты. Причем через определенный промежуток времени диспропорции выявляются с новой силой и влекут за собой социально-политические коллизии.

Оплата и стимулирование труда. Осуществляемый в настоящее время переход от административно-командных методов управления к регулируемой рыночной экономике, построенной на многообразии форм собственности, предполагает необходимость переосмысления сущности и содержания оплаты труда. В основе механизма распределения по труду лежат следующие критерии: определение оптимального соотношения централизованного регулирования заработной платы с правами организаций в области оплаты труда; определение уровня минимальной зарплаты; разработка методики коллективно-договорного регулирования распределения по труду.

Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производства; низкий уровень народного потребления; растущая неконкурентоспособность страны на мировом рынке и т. д. Кризис плановой экономики возник не «вдруг». Он развертывался постепенно. Попытки реформ в 50-80-е гг. не дали результатов. Практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, замена ее другой.

Ныне действующая система финансовых отношений сложилась в 30-е годы и, хотя впоследствии подвергалась изменениям, но основные черты сохраняла. Эти черты сформировались под воздействием административно-командных методов управления экономикой и отражали главную задачу финансовой системы - централизовать максимально возможную долю ресурсов в руках высшего эшелона власти, оставляя всем остальным субъектам минимум финансовых прав и средств. Не случайно доля финансовых ресурсов, оставляемых в хозяйстве, даже в благоприятные годы не поднималась выше 40%-ной отметки, а в бюджетной системе удельный вес союзного бюджета неизменно тяготел к более чем 50%-ному рубежу.

С переходом на рыночные основы хозяйствования необычайно возрастает не только роль руководителей предприятий, членов правлений акционерных компаний, но и финансовых служб, игравших второстепенную роль в условиях административно-командных методов управления. Изыскание финансовых

О необходимости отказа от ранее использовавшихся административно-командных методов управления с их субъективно-волевыми решениями говорилось уже давно. Но пока что делаются лишь первые радикальные шаги по пути наиболее эффективного и рационального инвестирования бюджетных средств.

Это, прежде всего, сохранение прежних административно-командных

6. Воспроизводство "административно-командных" правил иг-


Актуальными становятся Актуальной проблемой Актуальную информацию Альтернативные вмененные Альтернативных издержках Альтернативных сценариев Альтернативными издержками Альтернативная стратегия Абсолютное преимущество Алгебраических уравнений Алгоритма управления Алкогольного наркотического Американская экономика вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика