|
Агрегированным потребителям
мико-статистические модели основных экономических показателей деятельности нефтебаз, выявляются резервы повышения объема реализации нефтепродуктов на действующих объектах. С учетом использования этих резервов определяются максимально возможная пропускная способность каждой нефтебазы и филиала, а также минимальная себестоимость переработки нефтепродуктов, соответствующая этой пропускной способности. Данные о максимальной пропускной способности я минимальной себестоимости переработки используются при формировании исходной информации задачи 5, цель решения которой —определение оптимальной схемы внутриуправленческих перевозок массовых светлых нефтепродуктов при наиболее эффективном использовании нефтебазо-вого хозяйства. Анализ результатов решения задачи 5 позволяет определить на ближайший плановый период не только схему перевозок нефтепродуктов от источников ресурсов, расположенных на территории района, до нефтебаз и филиалов и далее до потребителей, но и оптимальные объемы и структуру реализации нефтепродуктов по объектам нефтебазового хозяйства, зоны их снабжения и направления дальнейшего развития. Полученные данные должны 'использоваться для обоснования текущего планирования нефтеснабжения района и проведения перспективных расчетов. На основе оптимального объема структуры реализации и полученных в задаче 4 моделей можно обоснованно планировать такие показатели работы нефтебаз, как объем и структура реализации нефтепродуктов, торгово-управленческие и транспортные расходы, фондоотдача, производительность и др. Полученные оптимальные зоны снабжения предусматривается учитывать при укрупнении агрегированных потребителей, которое проводится при долгосрочном прогнозировании спроса на нефтепродукты в задаче 2. Выявленные резервы повышения объемов реализации учитываются в задаче 6 при подготовке информации об объектах нефтебазового хозяйства.
Первое направление—совершенствование ежемесячного планирования распределения и перевозок с помощью зонирования сбыта наиболее массовых нефтепродуктов. Это. позволит уже в настоящее время при незначительном изменении существующего порядка планирования и управления в системе нефтеснабжения получить экономический эффект за счет экономии транспортных затрат, получаемой от снижения нерациональных перевозок нефтепродуктов при продвижении их от НПЗ до агрегированных потребителей. При этом основным фактором, влияющим на эффективность транспортно-экономических связей, явится экономически целесообразная координация работы магистральных видов транспорта, осуществляющих перевозку нефтепродуктов в прямых и смешанных сообщениях.
кратко-, средне- и долгосрочный прогнозы потребности в нефтепродуктах в разрезе отдельных агрегированных потребителей;
нефтеснабжения. В результате решения подзадачи формируются информационные массивы агрегированных потребителей с указанием соответствующих каждому из них объемов потребления нефтепродуктов в базисном году.
Основным информационным массивом для решения подзадачи агрегирования потребителей является массив учета поставки нефте.-продуктов потребителям (В1201). Имеется п (п > 1000) потребителей нефтепродуктов, обслуживаемых данным территориальным управлением. Каждый потребитель получает с основной базы р-й нефтебазы или k-то филиала /0-й нефтебазы определенное количество т-х марок r-го вида нефтепродукта (Нгт). Необходимо объединить (агрегировать) этих потребителей до числа, которое удовлетворяет требованиям экономико-математической поста* новки задачи оптимизации транспортно-экономических связей, и определить потребности агрегированных потребителей по каждому виду нефтепродуктов в базисном году, с разбивкой на два периода (навигационный и межнавигационный)1.
Выходной информацией являются перечень агрегированных потребителей; состав населенных пунктов, отнесенных к агрегированным потребителям; поставка нефтепродуктов агрегированным потребителям по отдельным периодам базисного года. Эта информация (табл. 9, 10) выдается в виде форм 010202—010204 (массивы В1202—В1204). Полученная информация, характеризующая спрос агрегированных потребителей по условиям базисного года, используется для решения оптимизационных задач: текущего и перспективного планирования (подзадачи 0203 и 0302), а также подзадачи «Определение перспективных сезонных колебаний потребительского спроса на нефтепродукты» (0105).
Блок 9 — формирование массива агрегированных потребителей и их состава.
Блок 11 — формирование массива агрегированных потребителей района с объемами потребления m-й марки r-го нефтепродукта за базисный год с разбивкой по периодам года (массив В1203). Основанием для создания массива являются данные формы 010203 (см. табл. 10).
Блок 13 — формирование массива агрегированных потребителей района с объемами потребления г-го вида нефтепродукта за базисный год с разбивкой по периодам года (массив В1204).
Цель подзадачи — выявление кратко-, средне- и долгосрочной перспективной и территориальной потребностей (в разрезе агрегированных потребителей), сбалансированных с потребностью в массовых светлых нефтепродуктах по управлению в целом.
Для постановки и решения задачи оптимального развития и размещения нефтебазового хозяйства отдельно взятого территориального управления и рационализации транспортно-экономиче-ских связей необходимо знать не только прогноз потребности по управлению в целом, но и прогнозы потребности в территориальном разрезе, под которыми понимаются прогнозы потребности в светлых нефтепродуктах, построенные по каждому агрегированному потребителю. При этом возникает проблема увязки перспективной потребности в каждом виде нефтепродукта по управлению в целом с суммой значений перспективных потребностей в соответствующем нефтепродукте по агрегированным потребителям. Такая увязка должна осуществляться путем проведения двойного балансирования потребности в нефтепродуктах: на уровне нефтебаз и на уровне агрегированных потребителей. Балансирование позволяет учитывать тенденцию роста потребности как отдельных агрегированных потребителей, так и тенденцию роста реализации нефтепродуктов по нефтебазам. После определения перспективной потребности в нефтепродуктах в целом по управлению проводят ее территориальное распределение. Для этого на основе анализа динамики поставки нефтепродуктов агрегированным потребителям и реализации нефтепродуктов по нефтебазам определяют долю каждого потребителя в общеуправленческой потребности (территориальный индекс агрегированного потребителя). Согласно этому индексу и рассчитанной ранее общей потребности в нефтепродуктах по управлению в целом рассчитывают территориальные потребности потребителей в нефтепродуктах для каждого этапа прогнозирования. Параллельно проводят расчеты по определению индексов сезонной волны, характеризующей месячные колебания потребительского спроса на нефтепродукты. Они позволяют использовать результаты краткосрочного прогнозирования потребности при текущем планировании работы объектов нефтебазового хозяйства. Индексы сезонной волны определяют на основе изучения динамики месячной неравномерности реализации нефтепродуктов по отдельным нефтебазам за последние пять — восемь лет.
На рис. 2 дана общая схема комплекса экономико-математических задач, решение которых позволит обеспечить системный подход к планированию внутрирайонных транспортно-экономичес-ких связей. Как это видно на схеме, локальные задачи делятся на три группы. Цель решения задач первой группы (задачи /—3) — выявление основных факторов, влияющих на формирование в системе нефтеснабжения внутрирайонных транспортно-экономи-ческих связей по нефтепродуктам. Особое внимание при этом уделяется внешним факторам, таким, как спрос народного хозяйства обслуживаемого района на нефтепродукты и транспортные условия нефтеснабжения. В результате решения задачи / выбираются показатели, которые характеризуют факторы, влияющие на процесс нефтеснабжения, устанавливаются источники информации о них и обосновываются те или иные математические методы, необходимые для моделирования конкретных задач нефтеснабжения. Решение задачи 2 обеспечивает получение научно обоснованных кратко-, средне- и долгосрочного прогнозов потребности в массовых светлых нефтепродуктах в целом по району и в территориальном разрезе (по агрегированным потребителям) и учет сезонных колебаний потребительского спроса на нефтепродукты. Задача 3 предусматривает получение информации о современных и перспективных условиях транспортного обслуживания района при осуществлении перевозок массовых светлых нефтепродуктов. При этом учитываются особенности железнодорожного, речного, трубопроводного и автомобильного видов транспорта. Таким образом, решение задач первой группы на стадии предпланового анализа позволяет получить данные, необходимые для проведения оптимизационных расчетов в последующих группах задач. 28
Выходной информацией являются перечень агрегированных потребителей; состав населенных пунктов, отнесенных к агрегированным потребителям; поставка нефтепродуктов агрегированным потребителям по отдельным периодам базисного года. Эта информация (табл. 9, 10) выдается в виде форм 010202—010204 (массивы В1202—В1204). Полученная информация, характеризующая спрос агрегированных потребителей по условиям базисного года, используется для решения оптимизационных задач: текущего и перспективного планирования (подзадачи 0203 и 0302), а также подзадачи «Определение перспективных сезонных колебаний потребительского спроса на нефтепродукты» (0105).
Состав населенных пунктов, отнесенных к агрегированным потребителям
Для постановки и решения задачи оптимального развития и размещения нефтебазового хозяйства отдельно взятого территориального управления и рационализации транспортно-экономиче-ских связей необходимо знать не только прогноз потребности по управлению в целом, но и прогнозы потребности в территориальном разрезе, под которыми понимаются прогнозы потребности в светлых нефтепродуктах, построенные по каждому агрегированному потребителю. При этом возникает проблема увязки перспективной потребности в каждом виде нефтепродукта по управлению в целом с суммой значений перспективных потребностей в соответствующем нефтепродукте по агрегированным потребителям. Такая увязка должна осуществляться путем проведения двойного балансирования потребности в нефтепродуктах: на уровне нефтебаз и на уровне агрегированных потребителей. Балансирование позволяет учитывать тенденцию роста потребности как отдельных агрегированных потребителей, так и тенденцию роста реализации нефтепродуктов по нефтебазам.
1. Массив динамики поставки нефтепродуктов агрегированным потребителям управления за последние три — шесть лет — массив. В1401 (табл. 15).
Динамика объемов поставок нефтепродуктов ( в т) агрегированным потребителям по зонам тяготения
Блок 7 — группировка прогнозных значений поставки нефтепродуктов агрегированным потребителям по р-й нефтебазе (Z jpr ) по
Блок 8 — вычисление суммы прогнозных значений r-го вида нефтепродукта по агрегированным потребителям, вошедшим в зону снабжения р-й нефтебазы (ZZipr ) по каждому периоду прогнозирования.
Блок 10 — проверка условия: по всем ли агрегированным потребителям вычислен индекс?
массивы динамики поставки нефтепродуктов агрегированным потребителям управления за последние 3—6 лет. Информация для формирования этого массива поступает из месячных отчетов нефтебаз «Справка о реализации по нефтебазе в разрезе основных товарных групп (местная реализация потребителям)». Приложение к форме № 4 сн. Частота образования массива 1 раз в месяц.На базе данных этой формы создается массив В1401;
Альтернативной стоимости Альтернативную стоимость Алгоритмы формирования Алгоритмов управления Алюминиевой промышленности Американская федерация Американский менеджмент Американские исследователи Абсолютного большинства Американских компаниях Американских предприятий Американским экономистом Американской экономической вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|