|
Академическими институтами
Новые подходы к технологической политике выдвигают требования переориентации НИОКР на ранее неизвестные технологии. Можно выделить следующие формы перехода к ним: 1 — приобретение опыта научно-технических решений, что способствует улучшению продуктов или диверсификации продукции, 2 — консолидация усилий компаний, каждая из которых высококомпетентна в одной области (для создания новых продуктов на базе биотехнологии объединяются капиталы химических и фармацевтических фирм), 3 — использование внешних ресурсов (на базе академических институтов), 4 — объединение капиталов. Закономерность технологического развития такова, что научные циклы — среднесрочные (10-20 лет), долгосрочные (50 лет) и сверхдолгосрочные (100 лет и более) — связаны со сменой поколений техники и технологических способов производства. Такие смены несколько опережают коренные сдвиги в экономике. Это требует лидирующего развития науки, что ныне тем более важно, поскольку, по мнению ученых, XXI столетие принесет с собой третью общенаучную революцию. Технологическая политика должна строиться с учетом вытекающих из этой перспективы требований, и это касается не только решений стратегического характера, но и текущих задач.
Несмотря на тяжелые условия, численность профессорско-преподавательского состава в высшей школе России за последние годы не только не сократилась, но и несколько выросла. Последнее объясняется тем, что часть работников НИИ и академических институтов, где положение еще более тяжелое, переместилось в вузы. Тем самым в какой-то степени был сохранен интеллектуальный потенциал общества для отечественной науки и образования.
В поле их зрения были также и такие проблемы, как определение путей взаимодействия вузовской и академической науки, степень проникновения в учебные курсы достижений фундаментальной науки, соответствие уровня подготовки в вузах потребностям РАН и других исследовательских центров; целесообразность включения в планы академических институтов подготовки учебников, спецкурсов, лекционных курсов и программ, а также возможность воссоздания института приват-доцентов; оценка соответствия системы среднего образования и уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ современным требованиям высшего гуманитарного образования; состояние учебно-научного потенциала провинциальных вузов, особенности их научных школ и направлений исследовательской деятельности; поднимались вопросы, связанные с нравственным и профессиональным качеством профессорско-преподавательского состава; профессиональными, нравственными и гражданскими ориентациями студентов.
Интеграция вузов, академических институтов и производственных предприятий весьма перспективна в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ). Во-первых, отличительной стороной всех научных институтов является их тесная связь с производством, ориентация на проведение целевых фундаментальных исследований, позволяющих проводить на их основе прикладные разработки. Вузы с помощью академических институтов и производства могут успешно осуществлять целевую подготовку специалистов и совершенствовать их распределение. Промышленные организации, используя тесные связи с учебными и академическими институтами, могут оперативно внедрять новые технологии, разработки. Во-вторых, в рамках ФПГ интенсивно происходит обобществление производства на основе его концентрации и комбинирования. Создание крупных ТНК позволяет и академическим институтам иметь контрагентов с мощным производственным потенциалом, способных эффективно использовать специалистов с высшим образованием, результаты проводимых исследований. В-третьих, тесная интеграция вузов, академических и промышленных организаций является обязательным условием успешного выполнения комплексных программ различного уровня.
Основательные финансовые исследования на высокопрофессиональном уровне осуществляются в сотрудничестве специалистов академических институтов, государственных структур, финансовых организаций, прессы, что обусловливает возможность проанализировать исходные данные из всех источников, использовать потенциал российских ученых и наиболее современные технологические решения. Эти исследования публикуются в специализированных изданиях: «Вестник Центрального банка», «Эксперт», «Рынок ценных бумаг», «Коммерсант-Weekly» , сборниках научных трудов Российской академии наук и др.
Новые подходы к технологической политике выдвигают требования переориентации НИОКР на ранее неизвестные технологии. Можно выделить следующие формы перехода к ним: 1 — приобретение опыта научно-технических решений, что способствует улучшению продуктов или диверсификации продукции, 2 — консолидация усилий компаний, каждая из которых высококомпетентна в одной области (для создания новых продуктов на базе биотехнологии объединяются капиталы химических и фармацевтических фирм), 3 — использование внешних ресурсов (на базе академических институтов), 4 — объединение капиталов. Закономерность технологического развития такова, что научные циклы — среднесрочные (10-20 лет), долгосрочные (50 лет) и сверхдолгосрочные (100 лет и более) — связаны со сменой поколений техники и технологических способов производства. Такие смены несколько опережают коренные сдвиги в экономике. Это требует лидирующего развития науки, что ныне тем более важно, поскольку, по мнению ученых, XXI столетие принесет с собой третью общенаучную революцию. Технологическая политика должна строиться с учетом вытекающих из этой перспективы требований, и это касается не только решений стратегического характера, но и текущих задач.
Образование вокруг академических институтов инновационного пояса является, по-видимому, необходимым условием выживания институтов. Такая практика принята и за рубежом. Это дает возможность резко сократить время между открытиями фундаментальной науки и их практическим использованием. Тенденцией мирового развития науки стало усиление ориентации самих академических исследований на практические нужды. Современные технологии, будь-то в микроэлектронике, информатике или биологии, стали настолько сложными и наукоемкими, что они практически не могут быть внедрены без участия их создателей. Интересы науки и бизнеса и здесь сливаются в инновационном процессе.
Создание академических институтов, придание им юридической самостоятельности не привело к их отрыву от университета. Университет и академические институты продолжали по-прежнему действовать как единые неформальные учебно-научные комплексы. Буквально через несколько месяцев после образования ИПСМ совместным приказом Президента АН СССР и Министра высшего и среднего специального образования РСФСР (22 января 1986 г.) был организован Междуведомственный научно-учебный комплекс «Сверхпластичность» и утверждено положение о комплексе. Первым шагом на пути становления учебно-научного центра «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» стало создание в 1994 г. совместной лаборатории УГАТУ и Института механики «Информационные технологии» с целью объединения усилий в решении задач, связанных с внедрением SPARC-технологий в научные исследования и в учебный процесс.
повышать уровень подготовки кадров высшей квалификации - докторов и кандидатов наук, - качество высшего образования за счет привлечения ученых академических институтов к постановке и преподаванию принципиально новых учебных курсов, проводить подготовку элитных специалистов, в том числе по совершенно новым специальностям и специализациям, потребность в которых возникла в результате проведения пионерских исследований в новом научном направлении.
Значительным шагом на пути интеграции науки и образования, углубления сотрудничества академических институтов РАН и университета стало участие университета в Федеральной целевой программе «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2001 годы».
Подтверждением отнесения к тому или иному классу научно-исследовательской работы должны служить авторские свидетельства, диплом на открытие (или заявка на него), а в случае отсутствия таковых — экспертная оценка проблемных и академических институтов, являющихся головными по данному направлению. Значительная часть расходов российской науки в регионах. Но финансирование происходит очень тяжело. Доля финансирования науки на местах составляет пока мизерную сумму от 0,1 до 0,3%. Это мизер по сравнению с Западом. В Германии федеральные земли берут на себя от трети до половины финансирования региональных научных программ. Здесь есть определенные возможности у Башкирии с ее научными центрами, академическими институтами, университетами.
Интеграция вузов, академических институтов и производственных предприятий весьма перспективна в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ). Во-первых, отличительной стороной всех научных институтов является их тесная связь с производством, ориентация на проведение целевых фундаментальных исследований, позволяющих проводить на их основе прикладные разработки. Вузы с помощью академических институтов и производства могут успешно осуществлять целевую подготовку специалистов и совершенствовать их распределение. Промышленные организации, используя тесные связи с учебными и академическими институтами, могут оперативно внедрять новые технологии, разработки. Во-вторых, в рамках ФПГ интенсивно происходит обобществление производства на основе его концентрации и комбинирования. Создание крупных ТНК позволяет и академическим институтам иметь контрагентов с мощным производственным потенциалом, способных эффективно использовать специалистов с высшим образованием, результаты проводимых исследований. В-третьих, тесная интеграция вузов, академических и промышленных организаций является обязательным условием успешного выполнения комплексных программ различного уровня.
При формировании целей развития предприятия обязательно должны учитываться прогнозные оценки развития экономики в целом или ее отдельных отраслей. Такие оценки обычно делаются академическими институтами, а также центральными правительственными органами. В США, например, Департамент коммерческого бюро экономического анализа ежемесячно публикует в своем журнале 300 экономических показателей, которые подразделяются на три группы: основные (ведущие), текущие и конечные. Так, к основным показателям относятся долги от деловых банкротств, общепринятый индекс цен 500 широко распространенных акций, новые заказы, стоимость товаров длительного пользова-
Значительная часть расходов российской науки в регионах. Но финансирование происходит очень тяжело. Доля финансирования науки на местах составляет пока мизерную сумму от 0,1 до 0,3%. Это мизер по сравнению с Западом. В Германии федеральные земли берут на себя от трети до половины финансирования региональных научных программ. Здесь есть определенные возможности у Башкирии с ее научными центрами, академическими институтами, университетами.
инновационных процессов, проводимых академическими институтами в
Постепенное укрепление материально-технической базы фирменной науки, подготовка и усиление кадрового потенциала, расширение направлений исследований, более тесное сотрудничество с производственными подразделениями компании, академическими институтами и научными подразделениями российских и зарубежных нефтяных компаний открывают широкие возможности для развития фирменной науки в перспективе.
Интересный опыт сотрудничества вузов с академическими научными учреждениями накоплен в союзных республиках. Хозрасчетное научное объединение Минвуза РСФСР успешно развивает сотрудничество подведомственных ему вузов с академическими институтами на основе долгосрочных договоров о совместном проведении исследований, подготовке кадров, эффективном использовании дорогостоящего и уникального оборудования.
На Украине налажено сотрудничество вузов практически со всеми академическими институтами республики и с 75 институтами АН СССР и других республик.
Интересный опыт сотрудничества вузов с академическими научными учреждениями накоплен в союзных республиках. Хозрасчетное научное объединение Минвуза РСФСР успешно развивает сотрудничество подведомственных ему вузов с академическими институтами на основе долгосрочных договоров о совместном проведении исследований, подготовке кадров, эффективном использовании дорогостоящего и уникального оборудования.
На Украине налажено сотрудничество вузов практически со всеми академическими институтами республики и с 75 институтами АН СССР и других республик.
Однако в работе имеются еще существенные недостатки. Территориальные АСУ разрабатываются во многих городах многочисленными академическими институтами и отраслевыми НИИ, вузами. Недостаточная координация действий, стремление каждой
В первую очередь это объясняется увеличением количества научных идей, непосредственно реализуемых в производстве. Целевая ориентация на интересы производства многих прикладных исследований, выполняемых академическими институтами и лабораториями, высшими учебными заведениями, отраслевыми и м-ежотраслевыми НИИ, требует от предприятий и объединений освоения несравнимо больших, чем прежде, потоков научных рекомендаций, технических идей и рационализаторских предложений.
Алгебраических уравнений Алгоритма управления Алкогольного наркотического Американская экономика Американский исследователь Американские депозитарные Американские производители Американских депозитарных Американских монополий Американскими компаниями Абсолютного изменения Американской ассоциацией Американской корпорацией вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|