Библиотечного обслуживания



Раскрываются сущность прикладного библиотечного маркетинга, содержание, стратегия и тактика маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Анализируется зарубежный опыт маркетинговой ориентации библиотеч-но-информационной деятельности, рассматриваются перспективы использования маркетинговых методов в библиотеках Российской Федерации. Текст иллюстрирован эксклюзивными наглядными схемами и рисунками, документальным приложением. Имеются словарь профильных терминов и рекомендательный список литературы по проблеме.

Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы ЦБС "Кунцево" (Москва) . . . ......... 108

• библиотечного маркетинга;

• Инноваций и библиотечного маркетинга;

• библиотечного маркетинга и тшовационно-методической деятельности;

• экономического анализа и библиотечного маркетинга;

структурированное "Положение об отделе библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы ЦБС "Кунцево" (Москва)" (см. приложение). Отметим, что еще в 1993 г. ведущими сотрудниками ЦБС (В. Г. Шелудько, И. В. Харьковой) была подготовлена актуальная по содержанию и направленности целевая маркетинговая программа "Усиление информационной функции библиотек" — фактически первая в России. Она успешно реализована: ЦБС "Кунцево" в настоящее время является одной из наиболее информационно ориентированных и компьютеризированных библиотечных систем среди отечественных общедоступных публичных библиотек, получившей заслуженное признание москвичей, высокую оценку российской и зарубежной профессиональной общественности.

Покажем роль маркетинговой службы в общей системе управления библиотечно-информационным учреждением, изобразив схематически место отдела библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы в многоаспектной ЦБС "Кунцево" (см. схему 4), а затем представим внутреннюю структуру самого маркетингового подразделения центральной библиотеки (см. схему 5)х.

ОБМИ — отдел библиотечного маркетинга и инноваций;

* Схема подготовлена заведующей отделом библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы ЦБС "Кунцево" (Москва) Ю. В. Пранулис

Отдел библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы


В рамках дополнительного платного информационно-библиотечного обслуживания на смену уже ставшему привычным для отдельных направлений библиотечной работы хозяйственному (без особой прогрессии доходов) приходит зачастую так называемый коммерческий расчет с его безусловной ориентацией на требования рынка и превалирующим стремлением к прибыльности (рентабельности). Тогда начинает действовать вся совокупность принципов коммерческого маркетинга, включая целевой рост прибыли и концепцию интенсификации коммерческих усилий. Это относится, прежде всего, к управлению бизнес-библиотеками, центрами деловой информации, кабинетами (отделами, залами) экономико-правовой, деловой литературы и конъюнктурной информации, а также другими автономными или полностью самостоятельными проблемно-ориентированными подразделениями информационного, образовательного и досугового профиля, активно заявляющими о себе в различных регионах России [114, 123, 127]. Таким образом, коммерческий маркетинг может использоваться библиотекой при подготовке и реализации различных специфических договоров с партнерами (о посредничестве, рекламе продукции или услуг и пр.), а также в процессе обоснования и осуществления предпринимательских аспектов деятельности [S3; 86, 88, 90—92,100,111 и др.].

В работе Е.Н. Медынского «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» [27], написанной по материалам лекционного курса, который читался в 1912—1913 гг., подчеркивалось, что организация библиотечного обслуживания должна быть экономически оправдана, в частости расходы на одну книговыдачу должны быть значительно ниже средней стоимости самой выдаваемой книги. Поэтому при организации библиотек следовало придерживаться определенных норм, устанавливающих количество библиотек для той или иной территории, величину их книжных фондов, число библиотекарей, размеры помещения. Выдвигалось требование, чтобы библиотеки уездной и городской сети взаимодействовали в комплектовании и использовании книжных собраний.

В повседневной практической работе по управлению библиотечным делом и отдельными библиотеками у управленцев накапливались знания того, как лучше хозяйствовать, находить перспективные с экономической точки зрения решения. Например, элементарная экономическая логика подсказывала, что средства нужно направлять не только туда, где их особенно недостает, но и туда, где они могут быть использованы с наибольшей отдачей. Уже тогда многие субъекты хозяйствования на разных уровнях управления сформулировали для себя понятие эффективности как возможность при заданных ресурсах обеспечить достижение более высоких результатов по охвату и качеству библиотечного обслуживания. О том, как используются выделяемые ассигнования, судили по нагрузке ,по обращаемости книжных фондов.

Министерство культуры РСФСР создало в 1965 г. при ГПБ комиссию по проблеме «Экономика библиотечного дела», первоочередной задачей которой была разработка методики вычисления стоимости библиотечного обслуживания и отдельных библиотечных работ вначале в городских и районных, а затем и других подведомственных ему библиотеках. Дело в том, что в это время в РСФСР началась работа по формированию централизованных библиотечных систем. С самого начала делалась установка на повышение экономической эффективности. Однако для вывода о том, действительно ли новая форма организации обслуживания более эффективна, нужно было иметь не только названный выше общий критерий оценки (затраты — результаты), но и конкретную методику измерения этой эффективности. Тогда все полагали, что данная методика может базироваться на применении стоимостных показателей, которые предполагалось использовать как для нужд управления отдельными библиотеками, так и целыми библиотечными системами.

С 1969 г. в России стало проводиться соревнование за лучшую постановку библиотечного обслуживания населения в автономных республиках, краях, областях, Москве и Ленинграде. Его организовывали также в рамках регионов между районами и городами, а внутри них — между отдельными библиотеками. На первом этапе одним из основных показателей, учитываемых при определении победителей, был абсолютный прирост числа читателей. Это активизировало повсеместно работу по их привлечению и следовательно способствовало повышению эффективности работы, но ставило территории с уже достигнутым высоким процентом охвата в невыгодные, неравные условия. С экономической точки зрения

Касаясь измерения социально-экономической эффективности в библиотечном деле, автор пособия говорит: «...для оценки непосредственных результатов работы библиотек... в наибольшей степени подходит число книговыдач. Показатель числа книговыдач применительно к работе библиотеки в принципе способен выполнять те же функции, что показатель объема продукции (реализованной. — Е.Ф.) применительно к предприятиям сферы материального производства. Анализ эффективности библиотечного обслуживания независимо от того, идет ли речь об отдельной библиотеке (филиале ЦБС), централизованной библиотечной системе или сети библиотек города, республики, страны, должен, по нашему мнению, начинаться с исчисления показателей, в которых число книговыдач сопоставляется с ресурсами или затратами».

В очередной работе Ю.Н. Столярова «Критерий оценки библиотечного обслуживания», вышедшей в 19&2 г. [68], говорится о необходимости для более полной и точной оценки результатов библиотечной работы дополнить показатель эффективности, которую он теперь трактует как экономическую категорию, отражающую соотношение результата и ресурсных затрат, опять-таки показателями качества. В целях терминологического удобства понятия эффективности и качества он считает целесообразным обобщить термином результативность. В отказе от некоей общей эффективности или замене ее результативностью обозначился, на наш взгляд, определенный прогресс. Но возникла дилемма: что лучше, включать ли качество в показатель результата в формуле расчета экономической эффективности или, получив эффективность «без качества» врезуль-

Существенным, на наш взгляд, было предложение разделить такие понятия, как эффективность работы библиотеки и уровень обеспечения библиотечного обслуживания на той или иной территории. Если первое связано со степенью использования ресурсов, то второе соотносит показатели работы библиотеки с числом жителей в районе ее обслуживания. Это предложение было сделано в связи с тем, что некоторые библиотековеды (И.М. Фрумин, Л.И. Куштанина) считали необходимым усовершенствовать оценку экономической эффективности за счет добавления в ее формулу таких, к примеру, показателей, как охват населения библиотечным обслуживанием [25].

1. Выявление результативности библиотечного обслуживания на основе оценки выполнения библиотекой социальных функций.

2. Оценка качества библиотечного обслуживания с позиции читателя.

В 2000 г. появилась большая статья Н.В. Могилевер «Экономика библиотечной деятельности» [32], которая, на наш взгляд, отличается более упорядоченным, адаптированным к современным условиям изложением основ экономики в библиотечной отрасли. При всей обстоятельности и достоинствах этой работы нельзя не обратить внимание на ряд спорных моментов и определений, которые если не прямо, то косвенно выходят на проблему экономической эффективности. Так, автором приводится большой перечень «внешних эффектов» деятельности библиотек, представляющих ее ценность в социально-экономической сфере, но среди них нет обобщающего — экономической эффективности. Более того, по ее мнению, целесообразность организации библиотечного обслуживания определяется не столько его экономической эффективностью, сколько потребностью «конкретной общности населения в производстве таких услуг и уровнем их социальной значимости в регионе обслуживания». Что-то новое в экономике, призванной обеспечивать эту самую эффективность. Выходит, что суть экономики библиотечной деятельности — обеспечить лишь внутреннюю эффективность «неэффективной» библиотечной отрасли. В этих рассуждениях скрывается уже высказываемое ранее сомнение в возможности выразить результаты воздействия библиотек на жизнь общества в показателях экономической эффективности, которую автор упорно связывает только со стоимостными оценками, возможностью получения прибыли.


Банковских холдинговых Большинством экономистов Большинство американцев Большинство европейских Банковских консорциумов Большинство инвесторов Большинство крупнейших Большинство организаций Большинство покупателей Большинство потребностей Большинство продуктов Большинство рекламных Большинство руководителей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика