Библиотечно информационных



Библиотечно-информационный маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающейся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (пи е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).

Как видно из изложенного выше, важное значение для аргументированного принятия организационно-управленческих решений в библиотеке имеют диагностические и прогностические маркетинговые исследования. Они позволяют комплексно изучать основные рынки библиотеки, предметно оценивать ресурсные возможности, анализировать фактический и планировать потенциальный спрос на библиотечно-информационные уаг/ги/продукцию и сопутствующий сервис [12; 53; 55; 56—58; 61, 73, 85, 96, 100, 102, 123, 124, 126].

Библиотечно-информационные учреждения долгое время не занимались практическими вопросами ценообразования, так как на существовавший узкий перечень платных форм обслуживания цены определялись центральными государственными или ведомственными органами управления и фактически не отражали специфику конкретной библиотеки. В современных условиях развития микроэкономической модели функционирования библиотечного учреждения с элементами самофинансирования проблема ценообразования становится одной из центральных при выработке стратегических и тактических программ, оптимальной маркетинговой концепции библиотеки.

Прежде всего отметим.'что для оптимальной постановки ценового планирования и эффективной реализации ценовой политики в библиотеке большое значение имеет разграничение принципов определения цен на уже существующие на отраслевом рынке (во многом стандартные) услуги или продукцию и новые (оригинальные, уникальные) библиотечно-информационные продукты.

Укажем, что в качестве основных видов цен на дополнительные библиотечно-информационные услуги или продукцию возможны прейскурантные (директивные) и свободные.

Конверсионный маркетинг применяется тогда, когда спрос на определенные библиотечно-информационные услуги и продукцию имеет негативный характер, то есть отвергается всеми или большей частью потенциальных пользователей библиотеки. Смысл управленческого решения и тактики состоит в том, чтобы целенаправленно способствовать зарождению соответствующих потребностей и спроса, а также изменить отдельные составляющие номенклатуры обслуживания, пересмотреть его качественные параметры.

Ремаркетинг используется при снижении спроса на библиотечно-информационные продукты на соответствующей стадии их жизненного цикла. Цель ремаркетинга — активизировать спрос благодаря новой стратегии и оперативной работе библиотеки, приданию дополнительных привлекательных свойств и характеристик прежним услугам и продукции. В частности, библиотека может увеличить количество ведущихся баз данных, число автоматизированных рабочих мест для пользователей, подготовить улучшенную версию электронного каталога, активнее предоставлять сопутствующие сервисные услуги и пр.

Когда спрос на определенные библиотечно-информационные услуги/продукцию многократно превосходит ресурсные возможности библиотеки, то для того, чтобы у пользователей не создавалось отрицательного представления о ней (очереди, низкое качество обслуживания, длительные сроки выполнения заказа и т. д.), используется демаркетинг. Так, для снижения существующего спроса можно увеличить цены на сверхнормативные услуги или продукцию, прекратить рекламную кампанию, внести коррективы в политику дистрибуции (например: начать оказывать данную услугу в отдаленной от центра библиотеке-филиале). Одновременно с этим следует подумать о том, что нужно предпринять для удовлетворения реально существующего спроса, после чего постепенно начать обратный процесс —ремаркетинг.

единицы которой относительно автономны и производят свои библиотечно-информационные продукты, то могут заниматься собственным ("внутрифирменным") маркетингом —

Так, если маркетинг осуществляется в пределах одной страны, то его, безусловно, можно назвать национальным, а если за границей — международным: либо экспортным, либо импортным [30, с. 14]. Наличие первого признается многими специалистами, но со вторым — не все так однозначно. Импортный маркетинг связан с применением особой технологии продвижения продуктов на рынок, оптимизацией процесса продаж и т. п. Мы разделяем позицию тех, кто в импортном маркетинге видит особую форму исследования рынка для обеспечения высокоэффективных закупок. К библиотекам это понятие применимо, так как они вынуждены изучать некоторые профильные рынки за границей, например, внешний книжный рынок ( с образованием СНГ данное направление работы усиливается). Синонимами международного маркетинга являются понятия: мультинациональный, внешнеэкономический, внешнеторговый. Национальные и паранацио-нальные, а также многие региональные, отраслевые и территориальные библиотечно-информационные центры России активно развивают зарубежные деловые контакты, и в русле этой деятельности можно успешно реализовать принципы международного маркетинга.

• формирование спроса на библиотечно-информационные и сопутствующие услуги/продукцию;

Библиотечный, библиотечно-информационный маркетинг — специфический вид творческой управленческой деятельности, осно-вывающийся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационных учреждений к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (т. е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию). [Формулировка наша— авт.]. (См. также схемы 1 и 3 данного пособия).


Предназначено для студентов вузов и колледжей, изучающих цикл организационно-управленческих библиотековедческих курсов, может использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, будет полезно практическим работникам библиотек.

Трактовать сегодня маркетинговые аспекты библиотечно-информационной деятельности намного легче, чем пять лет назад, когда готовилось первое издание книги.1 В настоящее время имеются Достаточно обширный массив профильной переводной литературы, а также концептуально-теоретические и прикладные публикации, отражающие специфику и реалии нашей страны (см. Рекомендательный список литературы). Благодаря расширению международных контактов предметно изучена и проанализирована конкретная маркетинговая практика зарубежных библиотек. Ведущими отечественными библиотеками накоплен интересный опыт реализации маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач. В структуре большинства библиотечно-информационных учреждений прочно закрепились

Издание предназначено для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, освещает ключевые темы учебных курсов "Библиотечный менеджмент", "Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности", "Стратегическое управление библиотекой", "Экономика библиотечно-информационной деятельности". Книга также представит интерес для широкого круга руководителей и специалистов библиотечных учреждений,; стремящихся разобраться в общих вопросах теории маркетинга и возможностях ее интерпретации в целью дальнейшей выработки индивидуальной маркетинговой концепции библиотеки.

Коммерческий маркетинг актуален в условиях развития внебюджетной инициативной хозяйственной деятельности библиотеки, формирования библиотечно-информационных и иных предпринимательских структур в составе, при или с долевым участием библиотечного учреждения. Базируется на комплексных методах изучения и стимулирования спроса, коммерческих усилиях, интерпретации и координации деятельности с расчетом на получение прибыли как за счет роста объема реализации конкурентоспособных услуг и продукции, так и в результате обеспечения удовлетворенности соответствующих потребностей.

В практической деятельности конкретных библиотечно-информационных учреждений целесообразно рационально сочетать некоммерческий и коммерческий маркетинг. Это позволит подойти к управлению библиотекой с активных позиций, отличающихся, в частности, широтой постановки перспективных целей, неформальным творческим началом в решении текущих задач, обеспечением заинтересованности коллектива и отдельных сотрудников в конечных результатах повседневной деятельности (внутренний маркетинг).

Приняв за основу концепцию логического структурирования маркетинга, разработанную известным маркетологом профессором М. А. Николаевой,1 и используя ведущие маркетинговые компоненты, выделяемые в трудах авторитетных зарубежных (Ф. Котлер, Д. Эванс, Б. Берман и др.) и отечественных (В. Е. Хрупкий, Е. П. Голубков, Р. Б. Ноздрева, JL И. Цыгичко и пр.) специалистов,2 предложим вариант блочно-модульной схемы маркетинга (см. схему 2). При этом укажем, что каждый из выделенных блоков и его составных элементов мог бы стать предметом отдельного изучения. В контексте данного пособия мы с различной степенью полноты и конкретизации рассмотрим некоторые из них через призму управленческой функции маркетинга библиотечно-информационных продуктов.

Особо подчеркнем, что среди сущностных составляющих маркетинга библиотечно-информационных услуг и продукции необходимо выделить ориентацию на потребности пользователей при

Маркетинговый блок управления имеет важное значение в общей технологической цепочке повседневной деятельности современной отечественной библиотеки как инициативно хозяйствующего субъекта. Библиотека на своем уровне может принимать довольно широкий круг организационных и экономических решений, непосредственно взаимодействовать с различными государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями, а также отдельными лицами в рамках развивающегося рынка библиотечно-информационных услуг и продукции.

На втором этапе непосредственно формируются направления работы и возможный перечень итоговых информационно-библиографических и сопутствующих продуктов, устанавливаются нормативные (содержательные, качественно-количественные) характеристики услуг и продукции, определяются условия обслуживания (в том числе баланс бесплатного и платного, ценовые параметры), осуществляется документальное оформление конкретных требований. Отметим, что разработка профилированной нормативной документации — внутренняя стандартизация деятельности — позволит библиотеке в дальнейшем подтверждать соответствие (вплоть до сертификации) качества реализуемых библиотечно-информационных услуг/продукции.

На следующем — пятом этапе осуществляется собственно создание (воспроизводство) библиотекой информационно-библиографических и других услуг, соответствующей (интеллектуальной, сопутствующей) продутсщш. К нему примыка-/ ет шестой — выборочный (пробный) контроль качественных параметров отдельных видов библиотечно-информационных услуг или образцов информационно-библиографической продукции.

В этой связи отметим, что библиотека выступает на трех основных так называемых рынках приобретений (финансы, персонал, документные фонды) и на одном комплексном рынке сбыта (библиотечно-информационных и сопутствующих продуктов). Данное обстоятельство определяет специфику маркетинговых исследований в библиотечной сфере, их конъюнктурную ориентацию (в том числе изучение иерархии потребностей, мотивов и предпочтений пользователей; отношения населения к библиотеке; анализ практики деятельности учреждений-конкурентов и др.).


Большинстве российских Большинство экономических Большинство аналитиков Большинство федеральных Большинство государств Большинство исследователей Большинство менеджеров Большинство отечественных Большинство положений Большинство предприятий Большинство производителей Банковских продуктов Большинство современных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика