|
Библиотечно информационного
Клюев R К, Ястребова Е М МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕН-К521 ТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. — 2-е изд., дораб. и доп. / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. — 144 с. — Библиогр.: 157 назв.
Раскрываются сущность прикладного библиотечного маркетинга, содержание, стратегия и тактика маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Анализируется зарубежный опыт маркетинговой ориентации библиотеч-но-информационной деятельности, рассматриваются перспективы использования маркетинговых методов в библиотеках Российской Федерации. Текст иллюстрирован эксклюзивными наглядными схемами и рисунками, документальным приложением. Имеются словарь профильных терминов и рекомендательный список литературы по проблеме.
Трактовать сегодня маркетинговые аспекты библиотечно-информационной деятельности намного легче, чем пять лет назад, когда готовилось первое издание книги.1 В настоящее время имеются Достаточно обширный массив профильной переводной литературы, а также концептуально-теоретические и прикладные публикации, отражающие специфику и реалии нашей страны (см. Рекомендательный список литературы). Благодаря расширению международных контактов предметно изучена и проанализирована конкретная маркетинговая практика зарубежных библиотек. Ведущими отечественными библиотеками накоплен интересный опыт реализации маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач. В структуре большинства библиотечно-информационных учреждений прочно закрепились
1 Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности: Программа и дидакт. разработка по курсу для вузов и колледжей культуры и искусства / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры; Авт.-сост.: В. К Клюев, Е. М. Ястребова; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 50 с.
Издание предназначено для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, освещает ключевые темы учебных курсов "Библиотечный менеджмент", "Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности", "Стратегическое управление библиотекой", "Экономика библиотечно-информационной деятельности". Книга также представит интерес для широкого круга руководителей и специалистов библиотечных учреждений,; стремящихся разобраться в общих вопросах теории маркетинга и возможностях ее интерпретации в целью дальнейшей выработки индивидуальной маркетинговой концепции библиотеки.
Обратим внимание, что в библиотечно-информационной сфере v правомерно использование как традиционного коммерческого, так ¦ и некоммерческого маркетинга, но при доминирующей роли последнего. Вполне очевидны приоритеты маркетинга в библиотеке — обеспечение необходимого качества документных фондов, доступности ресурсов и услуг библиотеки пользователям. При этом главным становится не столько инициирование нового спроса, сколько развитие и наиболее полное удовлетворение существующего имеющимися у библиотеки средствами.
Представим более детально структуру маркетинга как универсального метода управления процессами поиска и изучения рынка, продвижения на нем товара (продукции, услуг), удовлетворения соответствующих потребностей пользователей, а также активного воздействия на окружающую среду с целью достижения и дальнейшей ситуационной корректировки соответствующих позитивных результатов. Без этого интерпретация отдельных положений классической теории маркетинга применительно к библиотечно-информационной сфере будет во многом абстрактна и достаточно сложна для восприятия.
Принимая во внимание перечисленные позиции, обратимся к рассмотрению и анализу отдельных видов наиболее приемлемых для библиотечно-информационной практики видов маркетинга.
текущие и перспективные задачи библиотечно-информационной деятельности, в рамках которых каждый сотрудник отчетливо увидел свое место, осознал отводимую ему функциональную роль в масштабе библиотеки.
Отметим, что ценообразование на дополнительные (сверхнормативные) итоговые продукты библиотечно-информационной деятельности представляет собой процесс формирования цен на основе калькулирования (исчисления) расходов (себестоимости) и с учетом желаемой рентабельности (прибыли). Является в современных условиях неотъемлемой составной частью общего финансового планирования работы и управления библиотеч-но-информационным учреждением. Осуществлять научно, обоснованную ценовую политику в библиотеке позволяет комплекс методов, объединенных термином "ценовой маркетинг".
Наиболее упрощенной является ценовая политика, основанная на базовом учете издержек и предполагающая в качестве центрального звена определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-информационной услуги или производства интеллектуальной продукции, организации дополнительного обслуживания (сервиса) и накладных расходов. Его дальнейшая методика предельно формальна: к суммарной исходной себестоимости библиотечно-информационного продукта механически добавляется требующийся (желаемый) процент прибыли, то есть реализуется формула "средние издержки + прибыль". Такой подход позволяет добиваться определенного уровня рентабельности инициативной деятельности библиотеки, но не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и спроса. Библиотечно-информационный маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающейся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (пи е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).
Используя общие критерии стандартизированной "петли качества" и рассматривая ее как рациональный алгоритм взаимосвязанных действий, в режиме которого задается, формируется и сохраняется необходимый уровень качества итоговых продуктов деятельности (продукции, услуг), способный удовлетворить определенные общественные и соответствующие индивидуальные (в том числе нетрадиционные) потребности пользователей, попытаемся схематически представить профилированный вариант подобной микроэкономической "спирали качества" для современной библиотеки, то есть показать микроэкономическую модель деятельности библиотечно-информационного учреждения (см. схему 3).
Рассмотрим отдельные этапы предложенной схематической модели деятельности абстрактной библиотеки, которые, однако, могут быть интерпретированы к условиям функционирования любого конкретного библиотечно-информационного учреждения.
Благодаря комплексному массиву многоаспектных данных, собранному и аналитически обработанному на пере ом исходном маркетинговом уровне, получает начальный импульс рыночная концепция библиотеки. Маркетинговые исследования профильного рынка начинают (в частности, поиск, изучение, сегментация, диагностика с учетом ресурсной базы) и завершают (анализ, оценка результатов) определенный организационно-экономический цикл деятельности библиотечно-информационного учреждения.
Задача третьего этапа — ресурсное (финансовое, материально-техническое, кадровое) оснащение приоритетных направлений функционирования библиотеки, обоснованное распределение ресурсного потенциала библиотечно-информационного учреждения с целью создания условий для оптимальной реализации запланированных позиций. Четвертый этап предполагает технологическую подготовку, обеспечивающую возможность
Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.
Обратим внимание, что два последних этапа, наряду с основной нагрузкой, призваны выполнять роль своеобразного "блока обратной связи" с пользователями. На их базе благодаря методам маркетинга возможно подтверждение, корректировка или изменение линии деятельности библиотечно-информационного учреждения с учетом накопленного опыта и пожеланий потребителей услуг/продукции.
Таким образом, маркетинговые составляющие экстраполируются фактически на все этапы профильной микроэкономической модели, обуславливая соответствующие уровни прогнозируемо-сти деятельности и управляемости библиотеки. Многие компоненты на практике реализуются одновременно или параллельно, что позволяет экономике конкретной библиотеки оперативно реагировать на динамику ситуационных изменений и обеспечивать многоплановость функционирования библиотечно-информационного учреждения в конкурентной рыночной среде.
Службы библиотечно-информационного маркетинга способны вести многоаспектную комплексную исследовательскую и аналитическую работу, корректировать деятельность других подразделений. Это иллюстрирует, например, детальное и четко
В зависимости от целей и направлений деятельности конкретной библиотеки компоненты маркетингового комплекса библиотечно-информационного учреждения могут варьироваться, но в общем унифицированном виде логична их последовательность, позволяющая в наибольшей степени реализовать исходные менеджерские задачи:
• изучение потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия (информационного микрорынка);
Большинстве учебников Большинство экспертов Большинство бухгалтеров Балансовые показатели Большинство хозяйственных Большинство коммерческих Большинство облигаций Банковских организаций Большинство потенциальных Большинство процессов Большинство работников Большинство респондентов Большинство спекулянтов вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|