Библиотечно информационного



Клюев R К, Ястребова Е М МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕН-К521 ТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. — 2-е изд., дораб. и доп. / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 1999. — 144 с. — Библиогр.: 157 назв.

Раскрываются сущность прикладного библиотечного маркетинга, содержание, стратегия и тактика маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Анализируется зарубежный опыт маркетинговой ориентации библиотеч-но-информационной деятельности, рассматриваются перспективы использования маркетинговых методов в библиотеках Российской Федерации. Текст иллюстрирован эксклюзивными наглядными схемами и рисунками, документальным приложением. Имеются словарь профильных терминов и рекомендательный список литературы по проблеме.

Трактовать сегодня маркетинговые аспекты библиотечно-информационной деятельности намного легче, чем пять лет назад, когда готовилось первое издание книги.1 В настоящее время имеются Достаточно обширный массив профильной переводной литературы, а также концептуально-теоретические и прикладные публикации, отражающие специфику и реалии нашей страны (см. Рекомендательный список литературы). Благодаря расширению международных контактов предметно изучена и проанализирована конкретная маркетинговая практика зарубежных библиотек. Ведущими отечественными библиотеками накоплен интересный опыт реализации маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач. В структуре большинства библиотечно-информационных учреждений прочно закрепились

1 Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности: Программа и дидакт. разработка по курсу для вузов и колледжей культуры и искусства / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры; Авт.-сост.: В. К Клюев, Е. М. Ястребова; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 50 с.

Издание предназначено для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, освещает ключевые темы учебных курсов "Библиотечный менеджмент", "Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности", "Стратегическое управление библиотекой", "Экономика библиотечно-информационной деятельности". Книга также представит интерес для широкого круга руководителей и специалистов библиотечных учреждений,; стремящихся разобраться в общих вопросах теории маркетинга и возможностях ее интерпретации в целью дальнейшей выработки индивидуальной маркетинговой концепции библиотеки.

Обратим внимание, что в библиотечно-информационной сфере v правомерно использование как традиционного коммерческого, так ¦ и некоммерческого маркетинга, но при доминирующей роли последнего. Вполне очевидны приоритеты маркетинга в библиотеке — обеспечение необходимого качества документных фондов, доступности ресурсов и услуг библиотеки пользователям. При этом главным становится не столько инициирование нового спроса, сколько развитие и наиболее полное удовлетворение существующего имеющимися у библиотеки средствами.

Представим более детально структуру маркетинга как универсального метода управления процессами поиска и изучения рынка, продвижения на нем товара (продукции, услуг), удовлетворения соответствующих потребностей пользователей, а также активного воздействия на окружающую среду с целью достижения и дальнейшей ситуационной корректировки соответствующих позитивных результатов. Без этого интерпретация отдельных положений классической теории маркетинга применительно к библиотечно-информационной сфере будет во многом абстрактна и достаточно сложна для восприятия.

Принимая во внимание перечисленные позиции, обратимся к рассмотрению и анализу отдельных видов наиболее приемлемых для библиотечно-информационной практики видов маркетинга.

текущие и перспективные задачи библиотечно-информационной деятельности, в рамках которых каждый сотрудник отчетливо увидел свое место, осознал отводимую ему функциональную роль в масштабе библиотеки.

Отметим, что ценообразование на дополнительные (сверхнормативные) итоговые продукты библиотечно-информационной деятельности представляет собой процесс формирования цен на основе калькулирования (исчисления) расходов (себестоимости) и с учетом желаемой рентабельности (прибыли). Является в современных условиях неотъемлемой составной частью общего финансового планирования работы и управления библиотеч-но-информационным учреждением. Осуществлять научно, обоснованную ценовую политику в библиотеке позволяет комплекс методов, объединенных термином "ценовой маркетинг".

Наиболее упрощенной является ценовая политика, основанная на базовом учете издержек и предполагающая в качестве центрального звена определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-информационной услуги или производства интеллектуальной продукции, организации дополнительного обслуживания (сервиса) и накладных расходов. Его дальнейшая методика предельно формальна: к суммарной исходной себестоимости библиотечно-информационного продукта механически добавляется требующийся (желаемый) процент прибыли, то есть реализуется формула "средние издержки + прибыль". Такой подход позволяет добиваться определенного уровня рентабельности инициативной деятельности библиотеки, но не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и спроса.


Библиотечно-информационный маркетинг—специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающейся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спроса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библиотечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользователей (пи е. текущей конъюнктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги/продукцию).

Используя общие критерии стандартизированной "петли качества" и рассматривая ее как рациональный алгоритм взаимосвязанных действий, в режиме которого задается, формируется и сохраняется необходимый уровень качества итоговых продуктов деятельности (продукции, услуг), способный удовлетворить определенные общественные и соответствующие индивидуальные (в том числе нетрадиционные) потребности пользователей, попытаемся схематически представить профилированный вариант подобной микроэкономической "спирали качества" для современной библиотеки, то есть показать микроэкономическую модель деятельности библиотечно-информационного учреждения (см. схему 3).

Рассмотрим отдельные этапы предложенной схематической модели деятельности абстрактной библиотеки, которые, однако, могут быть интерпретированы к условиям функционирования любого конкретного библиотечно-информационного учреждения.

Благодаря комплексному массиву многоаспектных данных, собранному и аналитически обработанному на пере ом исходном маркетинговом уровне, получает начальный импульс рыночная концепция библиотеки. Маркетинговые исследования профильного рынка начинают (в частности, поиск, изучение, сегментация, диагностика с учетом ресурсной базы) и завершают (анализ, оценка результатов) определенный организационно-экономический цикл деятельности библиотечно-информационного учреждения.

Задача третьего этапа — ресурсное (финансовое, материально-техническое, кадровое) оснащение приоритетных направлений функционирования библиотеки, обоснованное распределение ресурсного потенциала библиотечно-информационного учреждения с целью создания условий для оптимальной реализации запланированных позиций. Четвертый этап предполагает технологическую подготовку, обеспечивающую возможность

Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.

Обратим внимание, что два последних этапа, наряду с основной нагрузкой, призваны выполнять роль своеобразного "блока обратной связи" с пользователями. На их базе благодаря методам маркетинга возможно подтверждение, корректировка или изменение линии деятельности библиотечно-информационного учреждения с учетом накопленного опыта и пожеланий потребителей услуг/продукции.

Таким образом, маркетинговые составляющие экстраполируются фактически на все этапы профильной микроэкономической модели, обуславливая соответствующие уровни прогнозируемо-сти деятельности и управляемости библиотеки. Многие компоненты на практике реализуются одновременно или параллельно, что позволяет экономике конкретной библиотеки оперативно реагировать на динамику ситуационных изменений и обеспечивать многоплановость функционирования библиотечно-информационного учреждения в конкурентной рыночной среде.

Службы библиотечно-информационного маркетинга способны вести многоаспектную комплексную исследовательскую и аналитическую работу, корректировать деятельность других подразделений. Это иллюстрирует, например, детальное и четко

В зависимости от целей и направлений деятельности конкретной библиотеки компоненты маркетингового комплекса библиотечно-информационного учреждения могут варьироваться, но в общем унифицированном виде логична их последовательность, позволяющая в наибольшей степени реализовать исходные менеджерские задачи:

• изучение потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия (информационного микрорынка);


Большинстве учебников Большинство экспертов Большинство бухгалтеров Балансовые показатели Большинство хозяйственных Большинство коммерческих Большинство облигаций Банковских организаций Большинство потенциальных Большинство процессов Большинство работников Большинство респондентов Большинство спекулянтов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика