Благосостояния населения



Как и любая организация, домашние хозяйства для обеспечения существования, а также повышения уровня благосостояния своих членов принимают многочисленные решения, относящиеся к различным сторонам жизнедеятельности. Однако имеются коренные отличия как в механизме принятия решений, так и в их целевой направленности. Они в значительной мере проистекают из того факта, что между членами домашних хозяйств существуют разнообразные связи, которые носят не столько экономический, сколько социальный характер. Конечно, и в организациях бизнеса существуют социальные отношения, но они играют подчиненную к экономическим отношениям роль, поскольку основные их цели являются экономическими, будь то рост прибыли, благосостояния акционеров или иное. Более того, в организациях бизнеса неформальный характер отношений, выходящий за рамки экономических, как правило, является негативным фактором, снижающим эффективность их функционирования, и поэтому не поощряется. В домашних хозяйствах субординация рассматриваемых двух типов отношений прямо противоположная. Поэтому и экономические, и финансовые решения принимаются исходя не только из экономических целей (рост доходов домохозяйств; экономия затрат и т. п.), но и социальных (воспитание детей; повышение образовательного уровня; обеспечение условий для полноценного отдыха и т, д.). Экономические цели также играют подчиненную роль перед социаль-

5. Перед теорией анализа стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который есть не максимизация прибыли, а успешное элимирование влияния неопределенности и риска; в меньшей степени — обеспечение ликвидности и доходности и в большей мере — достижение «благосостояния акционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость.

5. Перед теорией анализа стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который есть не максимизация прибыли, а успешное элимирование влияния неопределенности и риска; в меньшей степени — обеспечение ликвидности и доходности и в большей мере — достижение «благосостояния акционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость.

Смысл формирования портфеля состоите максимизации благосостояния акционеров путем улучшения условий инвестирования,^ е. придания инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, его предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий от 10 до 15 видов ценных бумаг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления портфелем (см. гл. 12).

Финансовый менеджер работает, как правило, ради максимизации благосостояния акционеров, которое выражается в максимизации цены акций, а следовательно, и цены компании. Достаточно часто встречается мнение, что целью работы компании является максимизация прибыли. Чем же отличается максимизация прибыли от максимизации благосостояния акционеров, которое определяется стоимостью акций, принадлежащих ему.

Метод внутренней нормы прибыли Я/7/7, или маржинальной эффективности капитала (IRP), несложен для практического применения и согласуется с главной целью финансового менеджмента — увеличением благосостояния акционеров (собственников). Суть его заключается в том, что все поступления и затраты по проекту приводят к настоящей стоимости не на основе заданной извне средней стоимости капитала, а на базе ВНП (нормы доходности) самого проекта. ВНП определяют как ставку доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости инвестиционных затрат, т. е. чистая текущая стоимость проекта равна нулю (все затраты окупятся):

Собственность членов корпорации подтверждается соответствующей долей акционерного капитала. Каждая акция показывает, что ее держателю принадлежит 1/п часть капитала данной компании, где п — общее число выпущенных в обращение акций. В нашей книге благосостояние акционеров ассоциируется с рыночной ценой акций фирмы. Хотя рыночная цена может быть несовершенной мерой благосостояния акционеров, она являете»

Часто максимизация прибыли рассматривается как цель деятельности фирмы. Такое понимание цели является менее глобальным, нежели максимизация благосостояния акционеров. К тому же общий объем прибыли не так важен, как прибыль на акцию. Даже максимизация прибыли на акцию — это не вполне правильно сформулированная цель хотя бы из-за того, что она не определяет момент достижения ожидаемой прибыли и длительность ее получения. Будет ли более ценным инвестиционный проект, который принесет доход в 100 тыс. дол. через 5 лет по сравнению с проектом, приносящим доход в 15 тыс. дол. ежегодно? Ответ на этот вопрос зависит, как минимум, от стоимости денег с учетом доходов будущих периодов и для фирмы, и для инвесторов. Немногие держатели акций польстятся на проект, который обещает первую прибыль через 100 лет, независимо от того, сколь велика будет эта прибыль. И именно поэтому мы обязаны принимать во внимание фактор времени получения прибыли.

критериями. Прибыль, ожидаемая от каждого конкретного проекта, должна соответствовать цели максимизации благосостояния акционеров фирмы.

Обладая данными об ожидаемом риске*4 инвестиционного предложения (предложений) наряду с информацией об ожидаемой отдаче вложений, руководство фирмы должно оценить эту информацию и выработать решение. Поскольку решение о целесообразности принятия инвестиционного проекта зависит от рассчитанного уровня риска отдачи, из которой исходят владельцы капитала, то мы отложим вопросы измерения pncjca капиталовложений до следующей главы, где будет рассмотрен необходимый уровень коэффициента окупаемости капиталовложений. В этой главе мы лишь представим информацию, необходимую для измерения рисковых капиталовложений. В гл. 15 мы исследуем применение этой информации с целью выработки решений по вопросам размещения капитала, которые согласуются с задачей максимизации благосостояния акционеров. Мы начнем данную главу с обсуждения совокупного операционного риска фирмы. Далее мы перейдем к общему введению в проектный риск, предварительно поговорив о специфике его измерения.

Мониторинговые издержки по своему воздействию на стоимость фирмы близки к издержкам, связанным с банкротством. Мы можем воспринимать управленческий персонал как агентов владельцев компании, акционеров. Акционеры передают им полномочия на принятие решений в надежде, что менеджеры будут действовать так, чтобы наилучшим образом обеспечить соблюдение интересов владельцев. Для того чтобы управленческий персонал компании принимал оптимальные для благосостояния акционеров решения, необходимы не только эффективные стимулы (жалование, премии, права на приобретение акций, различные нерегулярные выплаты), но и контроль. Контроль может осуществляться такими способами, как подписание агентом письменных обязательств, проверка финансовой отчетности, оценка стоимости активов и явная приостановка реализации некоторых решений управленческого персонала. Кредиторы контролируют действия руководства фирмы и ее акционеров, введя в кредитный договор защитные оговорки (см. гл. 20.). Эта работа по контролю за действиями руководства фирмы неизбежно влечет за собой дополнительные издержки.


Одно из косвенных свидетельств быстрого обогащения ливийской буржуазии — резко ускорившиеся в 70-е годы темпы роста депозитов в коммерческих банках страны. Эти депозиты принадлежали преимущественно частным вкладчикам, поскольку в госсекторе Ливии преобладало 'не банковское, а бюджетное финансирование, особенно в процессе реализации новых проектов развития. Если за 1960—1969 гг. общая сумма вкладов (на текущие счета и срочных) увеличилась лишь на 60 млн. дин., то за 1970— 1979 гг.— уже на 1247 млн. дин. (4,2 млрд. долл.) (рассчитано по [268, с. 295]). С одной стороны, рост депозитов до определенной степени относится к показателям быстрого повышения материального благосостояния населения, представляя, по сути, отложенный спрос на потребительские товары длительного пользования. Но, с другой стороны, динамика устойчивых остатков на банковских счетах указывает на явное перенакопление денежного капитала в частном секторе. Действительно, приблизительные подсчеты позволяют выяснить, что за первую половину 70-х годов не более 45% частных сбережений были трансформированы в реальный капитал (рассчитано по [348, с. 741, 742, 754]).

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ — составная часть общей системы целей и задач органов гос. власти по управлению развитием регионов страны, а также механизма их реализации. В РФ под регионом понимается часть территории страны, обладающая общностью природных, соц.-экон., национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации. Основные цели региональной политики (наряду с политическим и экон. развитием регионов): рост благосостояния населения, обеспечение единых минимальных соц. стандартов, равной соц. защиты и гарантий, дифференцированных с учетом объективных особенностей регионов, предотвращение загрязнения окружающей среды и комплексная экологическая защита. Должны обеспечиваться равные качество и условия жизни населения вне зависимости от региона, в котором люди живут и работают. Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. утверждены Основные положения региональной политики в РФ. Определены задачи по решению таких проблем, как раз-

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - составная часть обшей стратегии государства, относящаяся к соц. сфере; целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему соц. гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны. Проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку С.п. предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели соц. развития. Задачи С.п. охватывают стимулирование экон. роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и соц. защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения соц. проблем от экон. и политического положения в стране С.п. обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к соц. прогрессу. В современных условиях С.п. должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения, экологии. Главное направление политики в соц. сфере — забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности С.п. госу-

Неуклонный рост благосостояния населения и ускоренное социально-экономическое развитие страны возможны только на основе дальнейшего повышения эффективности производства и качества продукции и труда. В материалах XXVII съезда КПСС сказано: "Высшей целью экономической стратегии партии был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа. Реализация этой

Неуклонный рост благосостояния населения и поступательное развитие народного хозяйства, намеченные XXVI съездом КПСС, возможны только на . основе дальнейшего повышения эффективности производства и качества.

В традиционной постановке оценка инвестиционных процессов, развивающихся в рамках региональной народнохозяйственной системы, осуществляется по параметрам завершающей стадии инвестирования, а именно, объемам вовлекаемых в общественное производство инвестиций, соотнесенным с получаемым социально - экономическим результатом - приростом ВВП, увеличением экономического потенциала и уровня социально-экономического развития региона, повышением благосостояния населения. Тем самым уже в постановке экономическая оценка процессов инвестирования, оперируя характеристиками свершившихся экономических событий, априори, рассматривается

При использовании капитальных вложений в непроизводственной сфере достигаются социальные результаты, выражающиеся в повышении уровня материального благосостояния населения или обеспечивающие гармоничное, физическое и интеллектуальное развитие личности. Экономическая эффективность капитальных вложений проявляется в получении наибольшего социального результата на единицу произведенных затрат.

рования экономики страны в целом, а спрос на ювелирные изделия - уровнем благосостояния населения.

Институциональные реформы призваны обеспечить становление выверенного хозяйственного порядка, сочетающего защиту либеральных ценностей в хозяйствовании (свободы предпринимательства и конкуренции) с эффективным государственным и корпоративным регулированием экономики. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете воплощаться в стабилизации и повышении эффективности общественного производства, в росте благосостояния населения. «Частные интересы.— указывал Л. Эрхард,— могут быть оправданы лишь тогда, когда они одновременно служат также интересам общества». Актуально звучит для нас следующее предупреждение того же автора, вошедшего в историю в качестве выдающегося реформатора германской экономики — «Хотя в любой экономике и существуют групповые интересы, не они должны определять линию экономической политики, столкновение частных интересов не ведет к плодотворному синтезу. Поэтому нельзя допустить разложение народного хозяйства на составные части — групповые интересы. Нельзя идти путем распада, отдаляясь от того всеобъемлющего, подлинного порядка хозяйственной жизни, который один лишь способен гарантировать гармонию в социальной жизни народа)).

Возобновление рыночных реформ требует перенесения центра тяжести на институциональную и управленческую деятельность, причем от простейших и преимущественно административных по своей сути решений либерализации и дерегулирования экономики предстоит перейти к тщательно выверенному выстраиванию хозяйственного порядка. Речь о таком порядке, который учитывал бы общие закономерности рынка и особенности России, не отменял либеральные ценности, а защищал бы их и давал возможность сочетать самостоятельность субъектов рынка с консолидацией их усилий в интересах всего рынка. Индивидуальная инициатива и стремление хозяйствующих субъектов к росту своих доходов должны в конечном счете результатироваться в стабилизации и повышении эффективности общественного воспроизводства, в росте благосостояния населения.

В настоящее время предстоит включить истинный вектор экономического реформирования -— повышение эффективности производства и хозяйствования, рост благосостояния населения. Всякий размен экономических целей и критериев на политические выводы должен быть исключен. Более того, развитие политических процессов следует подчинить интересам экономики — задачам ее выведения из кризиса.


Большинство технических Большинству инвесторов Банковских технологий Бригадного хозрасчета Британского правительства Брокерскими компаниями Брокерской дилерской Бюджетами различных Бюджетные ассигнования Бюджетные организации Бюджетные учреждения Бюджетных назначений Бюджетных отношений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика