Благотворное воздействие



Маркетинг критикуют за то, что он отрицательно влияет на благосостояние потребителей за счет высоких цен, использования приемов введения в заблуждение, использования методов навязывания товаров, продажи недоброкачественных или небезопасных в обращении товаров, использования практики запланированного устаревания товаров и низкого уровня обслуживания обездоленных потребителей. В отношении воздействия на общество в целом маркетинг критикуют за то, что он способствует распространению чрезмерного меркантилизма и искусственных желаний, недостатку

В конце гл. 2 мы видели, что установление максимального уровня цен вызывает увеличение спроса (потребители хотят покупать больше по установленной низкой цене), а предложение снижается (производители не желают производить так много при заданной низкой цене), что приводит к появлению дефицита. Мы также знаем, что те потребители, которые все-таки смогут приобрести товар, станут богаче, так как теперь они будут платить меньше. (Предположительно это и было главной целью ценовой политики.) Однако насколько же выросло благосостояние потребителей в целом, если принять в расчет и тех, кто не мог получить товар? Не снизилось ли оно? А если мы свалим в одну кучу потребителей и производителей, будет ли их общее благосостояние выше или ниже и на сколько? Чтобы ответить на подобные вопросы, нам необходим метод, позволяющий измерять выгоды и убытки от изменений рыночной цены и предложения товара, вызванных государственным регулированием цен.

Мы только что рассмотрели, как политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам: когда государство устанавливает цену ниже той, которая уравнивает спрос и предложение, совокупное благосостояние потребителей и производителей, вместе взятых, снижается. Конечно, это не означает, что такая политика плоха: она может достичь цели, которую политики и общественность считают важной. Но у такой политики есть и отрицательный результат: совокупный излишек производителя и потребителя сокращается на величину полных убытков.

увеличить общее благосостояние потребителей и производителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без правительственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Мы уже изучили последствия от установления максимального уровня цен (т. е. цен, удерживаемых ниже той цены, которая обеспечивает равновесие спроса и предложения). Производство снижается (от Q0 к Qi на рис. 9.6), и это приводит к соответствующим убыткам в совокупных излишках потребителя и производителя (на рис. 9.6 треугольники полных убытков В и С). Чем меньше объем производства, тем ниже благосостояние потребителей и производителей в целом.

Очевидно, что в результате такой политики благосостояние потребителей ухудшится.

4. Вмешательство государства обычно ведет к полным убыткам. Даже если благосостояние потребителей и производителей равнозначно, правительственная политика, перераспределяющая благосостояние между группами населения, влечет полные чистые убытки. В некоторых случаях эти убытки будут невелики, но в ряде случаев (производственные квоты, поддержание твердых цен, например) значительны. Полные убытки представляют собой форму экономической неэффективности, которую надо принимать в расчет при планировании и осуществлении политики правительства.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ, вероятнее всего, будет отрицательным по двум причинам.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей. Является ли тогда монополистическая конкуренция социально нежелательным экономическим явлением, которое следует регулировать правительству? Ответ, вероятнее всего, будет отрицательным по двум причинам.

Общество производства и потребления должно находиться в сложном равновесии и быть встроено в природные циклы (например, посредством вторичной промышленной переработки). Известно, что кратковременные преимущества, например приносимые производством прибыли или благосостояние потребителей, могут привести к глобальному ухудшению условий жизни. Новые информационные технологии, построенные на базе теории сложных систем, должны помочь в выборе подходящей стратегии использования энергии, климата, достижения благосостояния с учетом циклов и состояний в экономико-экологической системе.

• Благосостояние потребителей. Рост потребительского благосостояния означает, что покупатели готовы заплатить немного большую сумму за удобство, приятный внешний вид, надежность и престижность хороших упаковок.


благотворное воздействие на мотивацию сбытовиков, чем групповое взаимодействие и проведение собраний, где принимаются решения» . Другие ученые пришли к аналогичным выводам. Однако, как мы узнаем позже, выводы Лайкерта применимы не ко всем ситуациям.

На протяжении всего послевоенного периода дух конкуренции в японском бизнесе был движущей силой развития техники. Чрезвычайно благотворное воздействие он оказывает и на разработку высокоразвитой технологии 80-х годов. Жестокая конкуренция между корпорациями за улучшение эксплуатационных характеристик изделий, повышение качества, снижение издержек и благодаря этому даже за незначительное расширение рынков сбыта способствовала непрерывному стремительному совершенствованию технологий, применяемых в автомобилестроении, производстве бытовой электроники, фото- и кинокамер, сталелитейной индустрии. Не случайно именно эти производства стали самыми процветающими отраслями национальной промышленности.

Процесс развития АСПР будет происходить непрерывно и оказывать возрастающее влияние на повышение научной обоснованности и сбалансированности перспективных и годовых планов, на улучшение контроля за ходом их выполнения. Более того, развитие АСПР неизбежно предопределяет необходимость соответствующего развития и повышения эффективности всех отраслевых и территориальных автоматизированных систем управления и тем самым оказывает благотворное воздействие на общую постановку дела планирования и управления в стране.

Могло ли быть иначе? Послушаем наших доброжелателей. Американский профессор К. Гэдди: «Россия была самым большим успехом американской администрации, которая ангажировалась до конца. И вот теперь оказывается, что мы попали впросак. Теперь очень трудно сказать: "Мы ошиблись, надо развернуться на 180 градусов...'")) Вот еще одно высказывание: «Нам нужно подумать о структурной помощи России, и здесь лучше всего подошло бы то, что обычно зовут "планом Маршалла". Вместо того, чтобы кредитами МВФ постоянно заполнять бреши дефицита в государственном бюджете России, Западу лучше взять на себя заботу о развитии здравоохранения, жилья, образования, транспорта, телекоммуникаций. Именно так можно помочь России и ее населению: западные деньги будут работать, люди будут получать достойную зарплату и возродят свои предприятия, будут созданы новые рабочие места, а это, в свою очередь, окажет огромное благотворное воздействие на все российское общество».

Существует другое мнение: высокий уровень задолженности создает для руководства фирмы мотивацию к более эффективной работе. Взятые обязательства по обслуживанию задолженности ставят руководство фирмы в достаточно трудное положение. Поэтому, как утверждают сторонники такого подхода, управленческий персонал фирмы имеет серьезные мотивы к тому, чтобы экономно расходовать средства, будь то инвестирование или выплата дополнительных вознаграждений, или другое. Основная идея здесь заключается в том, что компания, использующая заемный капитал, может "похудеть", поскольку руководство компании сгонит с нее весь "жирок". Напротив, компания с небольшим объемом задолженности и большим количеством свободной наличности может после осуществления инвестиций в стоящие проекты иметь тенденцию к растрачиванию своих средств. В отсутствие других побудительных мотивов необходимость выплат по долгам может оказать благотворное воздействие на эффективность деятельности компании.

Могло ли быть иначе? Послушаем наших доброжелателей. Американский профессор К. Гэдди: «Россия была самым большим успехом американской администрации, которая ангажировалась до конца. И вот теперь оказывается, что мы попали впросак. Теперь очень трудно сказать: "Мы ошиблись, надо развернуться на 180 градусов..."» Вот еще одно высказывание: «.Нам нужно подумать о структурной помощи России, и здесь лучше всего подошло бы то, что обычно зовут "таном Маршалла". Вместо того, чтобы кредитами МВФ постоянно заполнять бреши дефицита в государственном бюджете России, Западу лучше взять на себя заботу о развитии здравоохранения, жилья, образования, транспорта, телекоммуникаций. Именно так можно помочь России и ее населению: западные деньги будут работать, люди будут получать достойную зарплату и возродят свои предприятия, будут созданы новые рабочие места, а это, в свою очередь, окажет огромное благотворное воздействие на все российское общество».

Государственные инвестиции в инфраструктуру не противоречат интересам частной промышленности, и это хорошо. Правительство способно оказать на нефтегазовую индустрию сильное и благотворное воздействие, по эффекту сравнимое с созданием сети федеральных дорог. Насущно важная научно-исследовательская деятельность оказалась на задворках отрасли — в силу текущего состояния нефтегазового бизнеса и общей для всей промышленности ориентации на краткосрочную перспективу. Поэтому долговременные научно-технические программы сейчас нуждаются в государственной поддержке.

В конце 1989 года в настроениях участников рынка акций царил пессимизм, связанный с ожиданием экономического спада. В течение девяти месяцев с июля 1989 по март 1990 года корреляция между рынком меди и рынком акций была необычно сильна (рис. 13- Ю). Казалось, что они как бы подпитывают друг друга. Обвал рынка акций в октябре 1989 года совпал с пиком на рынке меди. Мощному подъему рынка акций, начавшемуся в первых числах февраля 1990 года, предшествовал уверенный бычий разворот рынка меди неделей раньше. Хотя в краткосрочном плане корреляция между этими рынками обычно не так сильна, в отдельные периоды (как показано выше) их судьбы тесно переплетаются. Если рынок акций считается опережающим индикатором экономики, то рынку меди, пожалуй, лучше всего подходит определение синхронного индикатора. Развороты рынка акций обычно опережают развороты рынка меди. Однако оба рынка реагируют на изменения в экономике (или предвосхищают их) и потому тесно связаны между собой. (На рисунке 13-11 сравнивается динамика цен на медь и акции автомобильных компаний.) Сила рынка меди говорит об устойчивости экономического подъема и оказывает благотворное воздействие на рынок акций. Падение цен на медь является при-

чок цен на золото. Рост цен при открытии на рынке облигаций оказал благотворное воздействие на рынок акций. А вот как выглядели в это утро заголовки некоторых сообщений агентства Knight-Ridder Financial News:

б) государственные предприятия могут играть роль ипщиатора по отношению к частному сектору. Производя с меньшими издержками и продавая по более низким ценам продукцию, госсектор может оказывать благотворное воздействие на всю экономику. Следовательно, создавая предприятия, государство получает инструмент управления национальной экономикой.

Обращая внимание на эти обстоятельства, Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС отметил: «Успех научно-технической революции, ее благотворное воздействие на экономику, на все стороны жизни общества не могут быть обеспечены усилиями только научных работников. Все большую роль приобретает вовлечение в этот исторического значения процесс всех участников общественного производства, всех звеньев хозяйственного механизма.


Бостонской консультативной Бригадной материальной Британской промышленности Брокерские вознаграждения Банковских учреждениях Брокерскую деятельность Бюджетный федерализм Бюджетные обследования Бюджетные параметры Бюджетных инвестиций Бюджетных организаций Бюджетных поступлений Бюджетных взаимоотношений вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика