|
Большинстве американских
большинстве экономически развитых странах мира.
В большинстве экономически развитых стран общие индексы цен на потребительские товары, рассчитанные по отношению к одному из периодов, выбранному в качестве базисного, ежегодно публикуются и используются для характеристики процесса инфляции. Применяется индекс Ласпейреса, отличающийся от индекса Пааше тем, что в формуле (8.3) в качестве весовых коэффициентов берутся q0, т. е. объемы реализации в базисном периоде. Индекс Ласпейреса обладает рядом весьма серьезных преимуществ перед индексом Пааше. В частности, имея данные о значениях индекса Ласпейреса в двух произвольно выбранных годах, легко исчислить, как изменились цены в период между этими годами; индекс Пааше сделать этого не позволяет из-за различия в весовых коэффициентах. Эта особенность имеет особое значение в ретроспектив-
высокий темп инфляции. Действительно, статистика свидетельствует, что он может быть весьма различным. В Венгрии в период с августа 1945 г. по июль 1946 г. уровень цен вырос в 3,8 • 1027, т. е. цены ежемесячно увеличивались почти в 200 раз, В большинстве экономически развитых стран темп инфляции обычно колеблется около 5%.
срочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, — прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Приобретая часть акционерного капитала какой-либо фирмы, инвестор одновременно получает право в той или иной степени влиять на ее экономическую политику. Степень этого влияния, зависящая от ряда факторов, определяет методы учета и отражения в отчетности сделанных инвестиций. В большинстве экономически развитых стран принята следующая градация степени влияния фирмы-инвестора (компания М) на другую (компания Д) при инвестировании в акционерный капитал:
В годы советской власти аналитические процедуры в работе бухгалтера не занимали сколько-нибудь заметного места; более того, доминировавшая в те годы практика выделения в бухгалтерии отдельных и достаточно узких участков работ и закрепления за ними рядовых бухгалтеров приводила к тому, что последние занимались исключительно исполнением технических процедур по регистрации записей и ведению отдельных журналов-ордеров, лишь главные бухгалтеры и их заместители выполняли отдельные аналитические функции в рамках простейшего сравнения фактических и плановых значений важнейших показателей. Отчасти именно такое положение было причиной довольно широко распространенного в начале 90-х годов среди западных специалистов мнения о том, что в нашей стране нет бухгалтеров в полном смысле этого слова, а есть лишь счетоводы, понимаемые как технические работники, исполнители. Определенная логика в подобной критике безусловно есть; в частности, упомянем о том, что в большинстве экономически развитых стран квалификацию бухгалтера нельзя получить в университете, а тем более по окончании краткосрочных курсов бухгалтерского ликбеза; для этого необходимо пройти специальную программу (как правило, трехлетнюю) в национальном институте профессиональных (сертифицированных, присяжных) бухгалтеров, сочетающую теоретический курс с обязательной практической деятельностью в аккредитованных в данном институте предприятиях, с последующей сдачей экзаменов.
Значимость бухгалтерской отчетности осознается не только бизнесменами и практикующими бухгалтерами, но и, естественно, учеными. Прежде всего подчеркнем, что концепция составления и публикации отчетности является краеугольным камнем системы национальных стандартов бухгалтерского учета в большинстве экономически развитых стран. Безусловно, этот факт не случаен Чем же объясняется такое внимание к отчетности? Логика здесь достаточно очевидна. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. в основном с помощью собственной отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Связь бухгалтерии и финансов, вне всякого сомнения, может быть охарактеризована в различных аспектах, в частности отметим, что, вероятно, не случайно бухгалтерскую отчетность в экономически развитых странах нередко называют финансовой.
1 Налоговая ориентация бухгалтерского учета означает, что при исчислении отчетной прибыли должны приниматься во внимание ограничения и нормативы по затратам, определенные в налоговом законодательстве; в этом случае налогооблагаемая прибыль и прибыль, приводимая в отчетности, должны совпадать. В последние годы предпринимаются усилия в определенном смысле разграничить налоговый учет (цель — предоставление отчетности налоговым органам) и собственно бухгалтерский учет (цель — предоставление отчетности владельцам компании), что и имеет место в большинстве экономически развитых стран. В частности, бухгалтеры могут формировать себестоимость продукции в соответствии с учетной политикой, т.е. не обращая внимания на ограничения налоговых регулятивов (естественно, эти ограничения будут учтены при расчете налогооблагаемой прибыли), возможно -использование метода начисления для расчета конечных финансовых результатов и кассового метода для определения налогооблагаемой прибыли, в Законе «О бухгалтерском учете» органы налоговой служб]л не упомянуты в качестве адресов, куда бухгалтерская отчетность должна быть представлена в обязательном порядке, и др. Отметим, что здесь нет никакого противоречия; речь идет лишь о том, что отчетность, представляемая акционерам, и отчетность, предъявляемая в налоговые органы в соответствии с налоговым законодательством, не обязательно совпадают.
Гораздо более обоснованной выглядит другая интерпретация амортизации, согласно которой она представляет собой процесс распределения на готовую продукцию единовременных вложений в основные средства. Логика этого процесса объясняется одним из основных принципов бухгалтерского учета — принципом соответствия, согласно которому при определении финансовых результатов доходы должны соотноситься с расходами, обусловившими эти доходы. В связи с этим в бухгалтерском учете расходом признается не выплата денег, а возникновение или осуществление права на эту выплату; аналогично и доходом считается не собственно получение платежа, а возникновение права на него. Поскольку основные средства участвуют в производстве продукции, генерирующей доход, в течение нескольких учетных циклов, вложения в них должны распределяться во времени, а не списываться на затраты периода, в котором эти средства были приобретены. В литературе описано несколько методов распределения и списания вложений в основные средства, т.е. способов исчисления амортизационных отчислений. В большинстве экономически развитых странах применение того или иного метода регулируется национальными нормативными актами, но только в отношении налогового учета, целью которого является исчисление налогооблагаемой прибыли.
Первая группа — это лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы ком-мерчес кой организации с позиции этой группы лиц, — прибыль до вычета процентов и налогов (на схеме видно, что именно из этого источника лен-деры получают свое вознаграждение). В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.
В большинстве экономически развитых стран источники выплаты дивидендов обычно не сводятся к отчетной прибыли; в этом и состоит смь ел вышеприведенного утверждения о том, что в виде дивидендов распределяется не прибыль, а часть имущества компании. Отсюда следует очезидный вывод — и прибыль, и дивиденды имеют свою динамику, причем если прибыль весьма вариабельна, то дивиденды достаточно стабильны. Более того, дивиденды могут выплачиваться даже в случае убыточной текущей деятельности (естественно, такое не может продолжаться бесконечно). Согласно российскому законодательству дивиденды выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества за отчетный год и лишь дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества, т.е. фактически за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Горизонт планирования зависит от трех факторов: среднего времени от появления идеи до ее внедрения; продолжительности воздействия принимаемых решений на организацию, т. е. от периода связанности этими решениями; степени предсказуемости будущего. Горизонт планирования в японских корпорациях равен пяти или трем годам (см. табл. 9.2). Согласно почтовым опросам и интервью, в большинстве американских и английских компаний используются пятилетние планы, а в Японии чаще встречаются трехлетние. Это связано с тем, что японские компании действуют в условиях большей неопределенности. Означает ли это, что японские компании ориентированы на среднесрочную, а американские и английские компании — на долгосрочную перспективу? Нет, те японские компании, которые имеют долгосрочные планы, ориентированы на долгосрочную перспективу. В США и Великобритании горизонты планирования длиннее потому, что их внешнее окружение более стабильно, менее конкурентно.
В линейно-функциональных структурах управления, используемых в большинстве американских компаний, можно отметить следующие слабые стороны:
В большинстве американских фирм прием на работу предполагает прохождение следующих этапов:
В большинстве американских фирм системы оплаты труда отличаются негибкостью, не обладают достаточным мотивационным эффектом и слабо стимулируют повышение производительности труда.
Проблема состоит в том, чтобы рост оплаты труда не опережал темпов роста производительности, эффективности, что наблюдается в большинстве американских фирм.
В большинстве американских фирм на привлечение нового покупателя затрачивают в пять раз больше усилий, чем тратится на уже имеющегося клиента.
Молодой человек заметил, что его компания сначала ищет людей, у которых есть социальное положение и кто быстро может обучиться. Затем компания обучает человека в течение десяти лет каждому аспекту бизнеса. По окончании он имеет опыт практически во всех операциях компании. Это истинная универсализация, кардинально отличающаяся от того типа специализации, которую мы сегодня находим в американских компаниях. В большинстве американских компаний менеджеров набирают по МБ А программам среди выпускников университетов с небольшим или полностью отсутствующим опытом. Редко когда новичок отличается компетентностью. В большинстве случаев навыки универсалов невозможно даже сразу распознать.
В настоящее время на большинстве американских, японских
В большинстве американских штатов существует ограничение на размер заимствований муниципалитетов,
Легко попасть в ловушку, в которой оказались разработчики лишенной стимулов системы. Сложность и запутанность стимулов обычно не дают такого эффекта, как их простота, и прямая направленность. Цели системы стимулирования должны быть очевидны для тех, на кого эта система рассчитана. Важно, чтобы цели были ясны не только до разработки системы стимулирования, но и до разработки любой системы, которая может рассматриваться как обеспечивающая стиму лирование, хотя и в неявном виде. Например, налоги на собственность на большей части территории Соединенных Штатов обычно пропорциональны оценочной стоимости собственности. Поэтому они поощряют физический износ имущества. То, что эти налоги оказывают именно такое действие, наглядно видно на примере городских гетто: в большинстве американских городов значительная часть жилого фонда находится в неудовлетворительном состоянии. Если бы помимо обложения налогом оценочной стоимости собственности учитывалось и снижение ее с течением времени, то существовал бы стимул к сохранению и обновлению собственности. В некоторых странах за сохранение и обновление жилого фонда введена скидка с налога, которая во многом напоминает действующую в США скидку с налога на промышленное оборудование.
3) в разработке требований для должностей высшего звена управления считается важным установить специфические черты личности руководителя, соответствующие особенностям руководящего поста. Например, для формулировки и уточнения требований должностных инструкций на большинстве американских фирм используют метод наблюдения за работником в процессе труда,
Количество покупателей и продавцов изменяется в зависимости от рынка, а предлагаемые товары и услуги многообразны. Современный маркетинг, как показано в большинстве американских книг, отождествляется прежде всего с массовым маркетингом (сбытом). Большинство
Банковскими операциями Бюджетных ассигнованиях Бюджетных обследований Бюджетных показателей Бюджетных правоотношений Бюджетными ограничениями Бюджетным финансированием Бюджетным регламентом Бюджетной эффективности Бюджетной налоговой Бюджетное ограничение Банковской документации Бюджетного механизма вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|