Большинстве российских



Снижение загрузки НПЗ и вызванное им снижение рентабельности нефтепереработки дали толчок политике сокращения мощностей нефтепереработки. Число НПЗ в Западной Европе за 1974-1987 гг. сократилось на 60, а в СБЛА - на 103. Менее интенсивно этот процесс протекал в Японии. А в большинстве развивающихся стран число НПЗ в 80-е годы не сократилось, а наоборот возросло. В США, странах Карибского бассейна закрывались в основном мелкие заводы, поэтому средняя мощность одного НПЗ здесь увеличилась. В Западной Европе и Японии, в отличие от США, старых, (и поэтому мелких, карликовых) заводов было мало, в связи с чем сокращение числа НПЗ здесь не привело к увеличению их средней мощности. .

Снижение загрузки НПЗ и вызванное им снижение рентабельности нефтепереработки дали толчок политике сокращения мощностей нефтепереработки. Число НПЗ в Западной Европе за 1974-1987 гг. сократилось на 60, а в СБЛА - на 103. Менее интенсивно этот процесс протекал в Японии. А в большинстве развивающихся стран число НПЗ в 80-е годы не сократилось, а наоборот возросло. В США, странах Карибского бассейна закрывались в основном мелкие заводы, поэтому средняя мощность одного НПЗ здесь увеличилась. В Западной Европе и Японии, в отличие от США, старых, (и поэтому мелких, карликовых) заводов было мало, в связи с чем сокращение числа НПЗ здесь не привело к увеличению их средней мощности. .

В большинстве развивающихся стран сооружение таких энергоблоков невозможно из-за малой мощности имеющихся энергосистем. С другой стороны, маловероятно, что в этих странах будут сооружаться реакторы мощностью существенно ниже 500—600 МВтэ. Даже с учетом технического прогресса реакторы небольшой мощности, видимо, длительное время не будут конкурентоспособными по отношению к ТЭС и ГЭС. Учитывая, что в конкретных энергосистемах мощность крупнейшего энергоблока, как принятог не должна превышать 15% мощности всех действующих энергоблоков, мощность энергосистем должна быть не меньше 3000 МВтэ, чтобы можно было включить в нее АЭС мощностью 500 МВтэ. В этой связи считается, что лишь десять развивающихся стран могут ориентироваться на ввод АЭС до 1975 г. Сейчас в этих странах действуют АЭС общей мощностью 650 МВтэ, сооружаются — 3000 МВтэ. В 1975 г. установленная мощность АЭС в развивающихся странах может составить 4000—5000 МВтэ, как максимум. Капитальные вложения в АЭС большой мощности, которые будут построены в США до 1980 г., исчисляются в 200—300 долл./кВт (на базе покупательной способности долларов США в 1970 г.). Менее крупные АЭС в развивающихся странах видимо будут стоить примерно 300 долл./кВт. С 1966 г. стоимость строительства АЭС росла на 50% быстрее, чем стоимость строительства ТЭС, отчасти в связи с тем, что продолжительность строительства АЭС составляет 70—73 мес., а ТЭС — 48 мес. Даже технический прогресс не предотвратит дальнейшего роста стоимости электростанций в ближайшие годы в связи с повышением требований к их безопасности.

В то же время низкий уровень потребления энергии в большинстве развивающихся стран обусловливался их отставанием в производстве электрической энергии (табл. 23)г.

На формирование и использование финансовых ресурсов как развивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбережений — возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение страхования, относительные цены и т. д. Однако процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на

В большинстве развивающихся стран государственный сектор является дебитором. В значительной мере это обеспечивает высокую долю государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений. В слаборазвитых странах они нередко превышают 50—60% общей величины накоплений. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансовой позиции правительства приводят только к частичному замещению частных сбережений — в среднем на 3/s B промышленно развитых и развивающихся странах, что ниже единицы полного эквивалента Рикардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита на два пункта увеличивает уровень сбережений на 1,2 пункта и при уровне замещения частных сбережений в 0,75 дает прирост нормы сбережений примерно на 1,5 пункта.

Хотя на этом рисунке распределение стран по категориям несколько отличается от того, которое принято в настоящей статье, оно ясно иллюстрирует преобладание стран ОЭСР. Доля затрат на НИОКР Японии, США и стран Европы выше или близка к 2 % от валового внутреннего продукта (ВВП. GDP). Страны ДВАЭ продемонстрировали устойчивый рост затрат на НИОКР в 80-е годы от менее 1 % до почти 1,8 % ВВП. обогнав некоторые из менее развитых стран Южной Европы. В большинстве развивающихся стран уровень затрат на НИОКР существенно ниже 1 %. Как уже указывалось выше, бросается в глаза тенденция к быстрому падению интенсивности НИОКР в группе бывших коммунистических стран Европы, которая в течение последнего десятилетия упала от более 2 % до менее 1 % от Е!ВП.

На формирование и использование финансовых ресурсов как развивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбережений—возрастная структура населения, рост доходов, переоценка богатства, пенсионное обеспечение страхования, относительные цены и т. д. Однако процесс сбережения в большинстве развивающихся стран происходит в среде, которая существенно отличается от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на

В большинстве развивающихся стран государственный сектор является дебитором. В значительной мере это обеспечивает высокую долю государственных инвестиций в общем объеме капиталовложений. В слаборазвитых странах они нередко превышают 50—60% общей величины накоплений. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансовой позиции правительства приводят только к частичному замещению частных сбережений — в среднем на /Л в промышленно развитых и развивающихся странах, что ниже единицы полного эквивалента Рикардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита на два пункта увеличивает уровень сбережений на 1,2 пункта и при уровне замещения частных сбережений в 0,75 дает прирост нормы сбережений примерно на 1,5 пункта.

Еще одним ярким примером синхронизации между западноевропейскими рынками, не связанной с событиями в США, может послужить период, последовавший за крахами/коррекциями на большинстве развивающихся рынков в начале 1994 года. Этот период времени связан с резким ростом процентных ставок США. Тогда как индекс S&P упал меньше чем на 10% и восстановился в течение нескольких месяцев, влияние крахов развивающихся рынков на менее крупные западные фондовые рынки было значительно более глубоким. Потери ряда западных стран сопоставимы с минирецессией, где падения колебались от 18% (в Лондоне) до 31% (Гонконге) за период от пяти месяцев (в Лондоне) до 13 месяцев (в Мадриде), что показано в Табл. 11. Для каждого фондового рынка снижение логарифма индекса было вычислено в соответствие с уравнением логопериодичеекого степенного закона. Все проанализированные спады на рисунках 8,34-8,37 могут быть охарактеризованы как антипузыри.

место в ней фондового рынка, который, как и в большинстве развивающихся


Особенность СРП состоит в том, что хотя работы проводятся в России, заказчиком является иностранный оператор. Поэтому для успеха необходимы специалисты с опытом внешнеторговой деятельности. На большинстве российских предприятий нет таких специалистов необходимого уровня, и подобные задачи должен решать государственный оператор. Кроме того, проекты по СРП носят межотраслевой характер, и отдельные предприятия не в состоянии представить комплексное проектное решение.

В настоящее время на большинстве российских предприятий функции финансовой службы распределены внутри других служб либо финансовая служба вообще отсутствует. Часто встречается и другая крайность, когда главный бухгалтер совмещает обязанности финансового менеджера. Однако совместить в одном лице эти две должности, т.е. одновременно быть опытным бухгалтером и квалифицированным финансовым менеджером, невозможно.

Вообще России принадлежит приоритет в развитии отдельных форм трудовой демократии, характерным образцом которой была артель. Именно в России впервые в мире зафиксированы факты рабочего самоуправления на предприятии. Одно из известных, но не самых древних свидетельств относится к 1803 г., когда на Красносельской бумажной фабрике близ Петербурга рабочие заключили с владельцем договор, в соответствии с которым фабрика в течение долгого срока находилась в управлении самих рабочих. Для руководства работами они выбирали из своей среды мастера, сами определяли продолжительность рабочего дня, порядок работы, распределение заработка. Артельная форма в России использовалась на многих десятках промыслов, что свидетельствует о широких границах ее применения. На большинстве российских заводов и фабрик были широко распространены артельные формы труда, когда артельщики брали на подряд цех или участок производства и отчитывались перед руководством только за количество и качество работы, а все вопросы по выполнению подряда и распределению заработка решались внутри артели. Артельные формы труда, существовавшие в России многие столетия, по своей организационной структуре близки автономным бригадам, широко распространенным в странах с рыночной экономикой.

Особенность СРП состоит в том, что хотя работы проводятся в России, заказчиком является иностранный оператор. Поэтому для успеха необходимы специалисты с опытом внешнеторговой деятельности. На большинстве российских предприятий нет таких специалистов необходимого уровня, и подобные задачи должен решать государственный оператор. Кроме того, проекты по СРП носят межотраслевой хар'актер, и отдельные предприятия не в состоянии представить комплексное проектное решение.

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. К сожалению, «взрывной» переход к рыночным отношениям в России начала 90-х гг. не сопровождался адекватным изменением стиля и методов управления бизнесом компании, в том числе в вопросах внутрифирменного планирования. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.

Основой исчисления премиальных должны быть благоприятные отклонения от плана. Под этим подразумевается, что, вообще говоря, персонал и руководство подразделений работают за заработную плату и при этом за точное достижение плановых показателей заслуживают «О» премиальных (это совершенно нормально, когда за свой должностной оклад работник четко справляется с возложенными на него функциями). Премиальный же фонд как предприятия в целом, так и отдельных работников, менеджеров и подразделений начинает начисляться при перевыполнении планового (бюджетного) задания. Это как раз и не соблюдается на большинстве российских предприятий, где основой премирования чаще всего служат абсолютные показатели (снижение на 1% себестоимости выпуска, увеличение на 1% объема продаж и др.), причем не по сравнению с плановым заданием, а по сравнению с базой, то есть показателями предшествующего бюджетного периода.

казателя должно быть не меньше 3,5. Но главное, чтобы с течением времени значение данного коэффициента не уменьшалось. Его снижение с течением времени означает увеличение вероятности (только вероятности) банкротства бизнеса. В принципе ничего страшного в этом нет, ибо речь идет именно о вероятности, а не закономерности и тем более неизбежности банкротства. На подавляющем большинстве российских промышленных предприятий значение данного показателя не превышает 2. Причин тому (в том числе объективных) множество, и лежат они в основном в плоскости наследия минувших лет. Для многих так называемых коммерческих структур или новых предприятий значение данного показателя может превышать 5—6.

Если в компании есть планово-экономический отдел (на большинстве российских предприятий он сохранился), то все вопросы, связанные с бюджетированием, могут быть возложены на это подразделение. Хорошо зная технологическое нормирование и производственное планирование (определение нормативов затрат сырья, материалов, человеко-часов рабочего времени в расчете на единицу готовой продукции — все в натуральном выражении), ПЭО может составлять БДиР и организовывать соответствующую работу на различных уровнях управления. Что же касается БДДС и тем более расчетного баланса, то без надлежащей подготовки в области разработки и применения технологий бюджетирования и соответствующих методических рекомендаций ПЭО такие документы составлять сложно. У руководителей компании может возникнуть также идея поручить бюджетирование этой службе или (что еще хуже) распределить составление, согласование, консолидацию, контроль и оценку исполнения различных бюджетов по разным структурным подразделениям. Например, вопросами составления БДиР будет заниматься ПЭО, БДДС — финансовый отдел, а расчетным балансом — бухгалтерия предприятия. Ничего не может быть хуже.

Разработка регулярных производственных и финансовых планов (бюджетов) является важнейшей составляющей планово-аналитической работы компаний всех без исключения отраслей экономики. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетное планирование до сих пор остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования. Сводный бюджет фирмы в рыночной экономике так же отличается от техпромфинплана государственного предприятия административно-командной системы, как небо от земли. К сожалению, «взрывной» переход к рыночным отношениям в России начала 90-х гг. не сопровождался адекватным изменением стиля и методов управления бизнесом компании, в том числе в вопросах внутрифирменного планирования. На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы сквозного управленческого планирования (бюджетирования), притом, что технология бюджетного процесса весьма существенно варьируется с учетом отраслевой специфики предприятия.

Основой исчисления премиальных должны быть благоприятные отклонения от плана. Под этим подразумевается, что, вообще говоря, персонал и руководство подразделений работают за заработную плату и при этом за точное достижение плановых показателей заслуживают «О» премиальных (это совершенно нормально, когда за свой должностной оклад работник четко справляется с возложенными на него функциями). Премиальный же фонд как предприятия в целом, так и отдельных работников, менеджеров и подразделений начинает начисляться при перевыполнении планового (бюджетного) задания. Это как раз и не соблюдается на большинстве российских предприятий, где основой премирования чаще всего служат абсолютные показатели (снижение на 1% себестоимости выпуска, увеличение на 1% объема продаж и др.), причем не по сравнению с плановым заданием, а по сравнению с базой, то есть показателями предшествующего бюджетного периода.

В большинстве российских законов, касающихся социальной сферы, содержатся многочисленные бюджетные и налоговые нормы, определяется компетенция уровней власти, задаются требования к распределению расходов и доходов между бюджетами. На практике же бюджетный процесс и финансирование социальных отраслей осуществляется только по бюджетному законодательству, что усиливает социальную напряженность в обществе. Иначе говоря, отраслевое законодательство предоставляет социальным партнерам широкий спектр прав, льгот и самостоятельности, а бюджетное и налоговое — регламентирует, минимизирует затраты и возлагает финансовую ответственность за ненадлежащее его выполнение на руководителей учреждений. Очевидно, что этот конгломерат правовых норм, рассредоточенных по множеству законодательных актов различной природы, различных отраслей, принятых в разное время, является тормозом социального развития, способствует сворачиванию социальных программ и переводу части из них в разряд платных.


Бюджетных назначений Бюджетных отношений Банковскими учреждениями Бюджетных учреждениях Бюджетными учреждениями Бюджетным параметрам Бюджетным учреждениям Бюджетной классификацией Бюджетной статистики Бюджетное учреждение Бюджетного федерализма Бюджетного планирования Бюджетного законодательства вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика