Большинство предприятий



Вместо того чтобы оказать помощь этим несчастным людям или батракам, работавшим в больших поместьях, правительство сосредоточило свои усилия на том, чтобы заставить компании делать больше того, что они и без того уже делали. В дополнение к таким повседневным вопросам, как вопросы заработной платы, рабочего времени и страхования от несчастных случаев, закон о трудовых отношениях, принятый в 1936 г., охватывал некоторые моменты, за которые большинство правительств развитых стран обычно несут ответственность сами. Компании вынуждены были строить в постоянных полевых поселках большие современные дома, обеспечивать полное медицинское обслуживание и обучать детей рабочих. Сами рабочие были больше заинтересованы в повышении их заработной платы и хотели создать профсоюзы. Но, когда была организована забастовка, которая привела к сокращению объема производства, снизив тем самым доходы государства, Лопес Контрерас стал на сторону компаний. Нельзя было разрешить ничего такого, что могло бы пресечь приток денег в казну, и профсоюзы были распущены.

Во время заключения соглашений о ценах в Тегеране и Триполи большинство правительств стран — потребителей нефти, видимо, согласилось с тем фактом, что нефтяные компании больше не представляют собой эффективного буфера между их интересами и интересами стран-производителей и что эти компании весьма уязвимы перед лицом согласованных или индивидуальных действий со стороны производителей. Но все равно устанавливать непосредственные отношения со странами-производителями готовы немногие. В связи с этим имеются очевидные опасения, что положение с поставками может стать еще более ненадежным, как это, например, произошло с франко-алжирским соглашением или когда Ливия национализировала компанию «Бритиш петролеум». С нефтяной индустрией как международным бизнесом имело дело лишь небольшое число стран, и естественный страх перед неизвестностью вполне объясним. Теперь для потребителя выбора практически не остается. Своими действиями в 1973 г. страны-производители не только лишили нефтяные компании последних возможностей контролировать цены или поставки нефти, но и привнесли проблемы нефти в политику.

ражение в соглашении, достигнутом между основными нефтеимпортирующими странами в Вашингтоне в начале 1974 г., что соперничество между ними за имеющиеся ресурсы, особенно если оно выливается в заключение конкурентных двусторонних сделок, может иметь гибельные последствия с точки зрения цен и стабильности поставок. Большинство правительств сознают также, и это опять же нашло свое отражение на совещании в Вашингтоне, что, какую бы неприязнь ни питали некоторые из них к сотрудничеству с Соединенными Штатами Америки, они должны смотреть на такое сотрудничество как на необходимость в силу преобладающего положения США в области поставок нефти, равно как и в силу их способности обойти своих конкурентов в получении имеющихся запасов нефти.

Даже если положение на рынке останется напряженным и рост цен будет продолжаться, правительства стран-потребителей вряд ли позволят нефтяным компаниям наживать сенсационные прибыли. Те же инфляционные тенденции, которые так сильно тревожат нефтяную промышленность, побуждают и правительства играть все более активную роль в контролировании и регулировании цен на основные сырьевые товары и прибылей, получаемых нефтяными компаниями. В 1972— 1973 гг. почти все западные страны, за исключением ФРГ, приняли постановления о контроле над ценами. Вмешательство правительств в деятельность нефтяных компаний, вероятно, еще усилится, поскольку правительства стран-потребителей принимают все более активные меры, чтобы воздействовать на тенденции, возникающие на их энергетических рынках. Рекордные прибыли нефтяных компаний в 1973 г. уже вызвали широкую критику их действий. Правительства примут, вероятно, меры, чтобы уменьшить некоторые налоговые льготы, предоставлявшиеся ранее нефтяным компаниям, причем большинство правительств надолго сохранит, по-видимому, какой-то предельный уровень доходов или цен.

В наше время, когда большинство правительств отказалось от попыток устанавливать «официальный курс», фунт стерлингов стоит меньше 2 долларов.

Следует отметить отсутствие каких-либо простых критериев для определения уровня общественных расходов на высшее образование. На практике большинство правительств стран ОЭСР до недавнего времени использовало, так называемую, формулу прироста финансирования. При этом все споры в академических и политических кругах фокусировались на размере и распределении этого прироста. Прирост финансирования являлся наиболее удобной основой для финансирования вузов из общественных фондов, по се невозможно рационально использовать, если ресурсы не нарастают. На практике такое положение означает сокращение или полное прекращение некоторых видов деятельности вузов. Возможным решением для финансирующих органов в подобной ситуации может быть установление равных сокращений для всех видов деятельности с одновременным выделением ресурсов для инноваций, распределяемых на конкурсной основе. В течение последних десяти лет различные варианты подобного подхода были приняты в ряде стран ОЭСР.

2. Финансы штатов и местных органов власти. Фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто носит процикличе-ский характер: они не принимают мер против спада или инфляции. В отличие от федерального правительства большинство правительств штатов и местных органов власти обязано соблюдать требования конституции или других законодательных актов о сбалансированности их бюджетов. Так же как домохозяйства и частные предприятия, правительства штатов и местные органы власти увеличивают свои расходы в периоды экономического подъема и сокращают их в периоды спада. Во время Великой депрессии 30-х годов большая часть прироста федеральных расходов полностью перекрывалась сокращением расходов местных властей и правительств штатов. В период спада 1990-1991 гг. многим правительствам штатов и местным властям пришлось повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и сократить расходы, чтобы компенсировать уменьшение налоговых поступлений, кото-

В общих чертах вышеописанная концепция предполагала наличие единой рыночной процентной ставки и то, что цены облигаций меняются по единой схеме (в соответствии с расчетом дюрации) в ответ на изменения процентных ставок. Тем не менее такой упрощенный подход не дает полного представления о процессе. Хотя большинство правительств контролирует краткосрочные процентные ставки (для заимствований на период до трех месяцев) через управление денежной массой и банковскую систему, долгосрочные ставки все-таки контролируются рыночными силами. Следует помнить, что если процентные ставки привлекают кредиторов, то они отталкивают заемщиков, и наоборот.

Сорос, конечно же, не давал советов по тем вопросам, в которых у него не было или почти не было опыта. Но по вопросам, известным ему досконально, он постоянно общался с политическими или экономическими лидерами и считал, что заслуживает того, чтобы они его выслушивали. Он считал, что Запад не проявляет должной заинтересованности в «открытии» закрытых обществ Востока. Если западные демократии в свое время правильно поняли и отреагировали на угрозу свободе со стороны фашизма и коммунизма, то в 90-е годы, когда такой угрозы не стало, Запад, по мнению Сороса, пребывал в полном смятении. «Мы даже не признаемся себе, что «холодную войну» должен заменить новый мировой порядок, — утверждал он в июле 1994 года. — Иначе вместо него мы будем иметь всемирный беспорядок». Судя по тону Сороса, спасать положение в мире выпадало именно ему. «Я оказался в странном положении, когда один человек делает ради открытого общества больше, чем большинство правительств».

В периоды значительных колебаний цен номинальная процентная ставка может оказаться плохим индикатором фактического дохода, получаемого инвестором. Хотя не существует способа, который мог бы учесть все множество меняющихся цен в подобный период, тем не менее большинство правительств пытается это делать, измеряя текущую цену некоторого набора основных товаров. Совокупная цена такого набора обычно называется индексом прожиточного минимума, или индексом потребительских цен (cost-of-living index, или consumer price index).

Большинство правительств вычисляют несколько различных индексов цен, с тем чтобы предоставить более широкий выбор для анализа. Тем не менее, многие предпочитают рассматривать один индекс в качестве показателя уровня цен. В Соединенных Штатах эту роль зачастую играет индекс потребительских цен (Consumer Price Index, СРГ), несмотря на некоторые попытки правительства предостеречь людей от столь широкого его применения". В силу его важности состав корзины, используемой для определения CPI, менялся время от времени, чтобы сделать ее соответствующей конкретному периоду. Более того, процесс сбора и проверки необходимых данных периодически улучшался. Сейчас индекс подсчитывается ежемесячно в Бюро трудовой статистики Министерства торговли США.


Большинство предприятий отрасли имели в 1988 г. положительное сальдо по штрафным санкциям и увеличили за счет этого фонды экономического стимулирования. Например, производственное объединение «Ангарскнефтеоргсинтез» в 1988 г. начислило в фонды за счет штрафных санкций около 4 млн руб., нефтеперерабатывающий завод Комсомольский — более 2 млн руб., Хабаровский — 3,5 млн руб., производственное объединение «Днепрошина» — 1,7 млн руб.

Анализ показал, что большинство предприятий в первый год работы в условиях полного хозрасчета и применения чистой продукции не стремились тратить в течение года заработанные средства, резервируя их на непредвиденные сбои в будущем, главным образом для перехода на новые тарифные ставки и дожностные оклады. Как известно, переход на новые тарифные ставки и должностные оклады ,в двенадцатой пятилетке осуществлялся за счет средств, заработанных предприятиями и в пределах этих средств. Высокие темпы роста чистой продукции в 1987 г. и особенно в 1988 г. обеспечили возможность большинству предприятий отрасли осуществить такой переход уже в 1988 г. В основном в связи с переходом на новые тарифные ставки в 1988 г. прирост средней заработной платы на предприятиях отрасли был значительно выше, чем в 1987 г. В целом по отрасли средняя заработная плата в 1988 г. по отношению к 1985 г. увеличилась на 16,7% при росте производительности труда на 25,9%.

Таким образом, на территории г. Уфы сформировался значительный потенциал ресурсоемких и экологически вредных промышленных предприятий, что создало опасное территориально отраслевое сочетание, результатом которого стало нарушение качества окружающей среды. К тому же большинство предприятий города, за исключением ряда подотраслей оборонной промышленности, построенные в 1940-1960 гг., имеют морально устаревшую технологию и сильно изношенные основные фонды.

Производство на предприятиях нефтяной и газовой промышленности представляет собой сложный комплекс основных технологических и вспомогательных процессов. В ходе производства рабочие места снабжаются различными видами энергии, основными и вспомогательными материалами, инструментом; регулярно обслуживается и ремонтируется механическое и электрооборудование; систематически перемещаются, транспортируются в большом количестве и разнообразном ассортименте материально-технические средства, добываемая продукция — нефть и газ, которые нуждаются в подготовке (доведении до товарных качеств) и дальнейшей транспортировке по трубопроводам и т. д. С развитием производства на базе новой техники все в большей степени расширяется и углубляется разделение труда, возникает необходимость все более полного и четкого отделения вспомогательных процессов от основных. Это отделение идет путем создания: 1) специализированных предприятий, выполняющих те или иные работы по обслуживанию производства (например, электроэнергию большинство предприятий получает извне); 2) специализированных вспомогательных цехов и служб на самом предприятии.

В настоящее время в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности большинство предприятий представляет собой производственные объединения, основанные «а комплексной переработке сырья. В-нутри объединения созданы специализированные предприятия (производства, цехи). Специализация осуществлена как по технологическому принципу (топливное или газокаталитическое производство и др.), так и по предметному (производство масел, катализаторов и др.).

Всесоюзные промышленные объединения являются хозрасчетными хозяйственными единицами. Им подчинены все или большинство предприятий данной подотрасли, все научно-исследовательские и проектные институты, ремонтно-строительные управления и т. д. ВПО осуществляют хозяйственное руководство подотраслями и полностью отвечают за производство продукции, технический прогресс в подотрасли, удовлетворение потребности народного хозяйства в продукции подотрасли, за рациональное использование потребляемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Увеличение продолжительности работы установок может быть .достигнуто также сокращением простоев в планово-предупредительных ремонтах. Длительность простоев -установок во время ремонта зависит от межремонтного пробега, организации и механизации ремонтных работ. Большинство предприятий выдерживает нормативные сроки ремонтов, однако их можно сократить, если применять сетевые графики ремонта, увеличить централизацию .ремонтных работ, повысить уровень их механизации. К сокращению сроков ремонта приводят также тщательное соблюдение правил эксплуатации технологического режима, улучшение организации труда (создание комплексных ремонтных бригад вместо специализированных) и совершенствование системы оплаты труда.

Расширение функций объединения. Одним из главных направлений повышения эффективности производства является его концентрация. В нефтяной промышленности основной производственной единицей должно стать производственное объединение— единый территориально-производственный комплекс большого числа юридически самостоятельных предприятий бурения,, добычи, подсобно-вспомогательных служб. Орган управления объединения (аппарат объединения) уже в настоящее время осуществляет ряд планово-распределительных снабженческих функций упр, .гния: осуществляет административные функции, распределяет' оизводственные задания между предприятиями,, обеспечивает сбыт продукции, реализацию фондов, бесперебойное снабжение и планомерную работу предприятий, изучает и обобщает опыт их работы, разрабатывает перспективные планы развития объединения в целом и всех его предприятий и т.д. С переходом на новую структуру управления производством функции объединения значительно расширились, так как большинство предприятий подчиняется объединению непосредственно, минуя промежуточные инстанции управления (трест, управление). В будущем, по мере развития специализации и кооперации труда, автоматизации и механизации производства, внедрения «АСУ — нефть», совершенствования средств связи и развития транспортной сети, удастся сконцентрировать в объединении еще больший круг вопросов.

Осуществляемая реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) имеет громадную социально-экономическую значимость, так как затрагивает интересы каждой российской семьи и требует больших финансовых вливаний из государственного бюджета. Стоимость реформы, по разным оценкам, с 2001 по 2010 гг. будет составлять 600-700 млрд руб . При этом государству приходится рассчитывать только на собственные силы, так как в ближайшие годы не приходится ждать потока инвестиций в эту сферу в силу её непривлекательности. Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) находится в критическом состоянии. Большинство предприятий коммунального хозяйства является убыточными. По состоянию на 1 января 2001 года дебиторская задолженность 168,1 млрд. руб., кредиторская - 245,1 млрд. руб. Срочной модернизации требуют около 30% мощностей водопровода, 16% водопроводных сетей. Из действующих канализационных очистных сооружений 60% перегружены, 38% сооружений эксплуатируются 25-30 лет и требуют срочной реконструкции2 и т.д., и т.п. В значительной степени этому способствовали следующие факторы: децентрализация управления ЖКК не была компенсирована организацией жёсткого государственного контроля; существующий экономический механизм имеет затратный характер, не создаёт стимулов к реальной экономии средств; неудовлетворительное финансовое состояние жилищно-коммунальных предприятий из-за накопившихся долгов вследствие непроплаты местными бюджетами дотаций на разницу в тарифах; и наконец, последнее - кардинальное изменение сложившейся системы ЖКХ, за относительно короткий промежуток времени, является далеко не лучшим решением, кардинально её можно только разрушить.

Однако, несмотря на ряд преимуществ. чистое самофинансирование в общей структуре валового самофинансирования занимает сравнительно малую долю, так как зависит от объема получаемой прибыли. Большинство предприятий с невысокими прибылями не способны использовать все имеющиеся возможности в

Соответственно, оказавшись самостоятельными, большинство предприятий не избавилось от старых проблем, и лишь присовокупило к ним новые, связанные с необходимостью ориентироваться и выживать в хаотической рыночной среде.


Бюджетной статистики Бюджетное учреждение Бюджетного федерализма Бюджетного планирования Бюджетного законодательства Банковской информации Бухгалтеры аналитики Бухгалтерия организации Бухгалтерию документы Банковской монополии Бухгалтеров экономистов Бухгалтерская финансовая Бухгалтерская стоимость вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика