|
Бюджетных инвестиций
Для финансирования бюджетных дефицитов наряду с еврооблигациями использовался такой метод привлечения ресурсов, как продажа нерезидентам ценных бумаг, эмитированных на внутреннем рынке (ГКО-ОФЗ)1. В других странах с развивающимися рынками подобный метод мобилизации ресурсов в бюджет не получил широкого распространения (за исключением Мексики, где широкий допуск нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг вызвал в 1994—1995 гг. финансовый кризис).
Дефицитность бюджетов стран Запада за весь послевоенный период и до 2000 г. - характерный признак их экономики. В Российской Федерации начиная с 1991 г. преодоление дефицитности федерального бюджета является одной из главных составляющих финансовой стабилизации страны. Причин бюджетных дефицитов много, но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.
Он считал, что сумма расходов является определяющей, и сообразно исчисленной сумме расходов должны быть изысканы необходимые источники (доходы). Такой подход характерен для современной западной науки и практики. Он приводит, как известно, к росту бюджетных дефицитов и, соответственно, росту государственных долгов. Позиция С. Десницкого вытекала из существовавших представлений о государстве как органе, возникшем в результате естественного разви-
В процессе активного реформирования экономики, начавшемся в Российской Федерации с 1992 году, допущено много стратегических и тактических ошибок, следствием которых являются негативные результаты в экономической и социальной сфере. В то же время следует отметить, что экономическая теория Запада дает примеры преодоления больших трудностей хозяйственного развития, таких, как «Великая депрессия 30-х», сильнейшие экономические кризисы середины 70-х и начала 80-х годов, высокая инфляция этого же периода, серьезные структурные деформации, достаточно весомые масштабы безработицы и стремительный рост бюджетных, дефицитов и государственных долгов. Можно не бояться погрешить против истины, утверждая факт выдающихся достижений западных экономистов XX века, без которых подобных успехов экономическая практика никогда бы не имела. После изучения данного параграфа станет более понятной логическая схема эволюции финансовой науки и ее сегодняшних задач, а также необходимость усвоения теоретического опыта развитых стран и возможностей его применения в практике российской экономики переходного периода. Как известно, генезис науки о финансах насчитывает несколько веков и его начало исследователи относят кХУ— XVI векам. Не являясь исключением, финансовая наука, как и все прочие, рождается из потребностей практики, т.е. тогда, когдарйнее не изучаемая сторона действительности становится стабильной и значимой для жизнедеятельности данной системы. Поэтому совершенно естественно, что финансовая практика на тысячелетия старше финансовой науки.
отношения к политике налогов и бюджетных дефицитов. В кейнсианской модели
«создания» бюджетных дефицитов — как за счет увеличения расходов без увеличения налогов, так и за счет снижения налогов при неизменных расходах. И доказывалось, что, в частности, в период депрессии создание некоторого бюджетного дефицита есть мощное средство стимулирования экономической деятельности, особенно, когда он создается путем увеличения правительственных расходов. Дж. Кейнс считал, что если воздействие инвестиционного мультипликатора, обусловленного многократным повторением цепочки «рост инвестиций —рост занятости —рост национального дохода — рост совокупного спроса», все-таки недостаточно для достижения необходимой величины валового совокупного спроса, то эту инвестиционную недостаточность должно компенсировать государство как через государственные трансфертные инвестиции, так ц вообще «через политику бюджетной экспансии». Эти основные положения кейнсианской «финансовой теории» легли в основу политики в отношении цикла в «ведущих демократических странах», о чем писал Э. Хансен в своей фундаментальной монографии «Экономические циклы и национальный доход» (США, 1951)'. Декларации таких стран, как Великобритания, Канада, Австралия, Швеция, США показали новую тенденцию политического мышления относительно цикла. Правительства объявили, что берут на себя ответственность за сохранение «высокого и стабильного уровня занятости» и первым шагом такой политики «должно быть недопущение того, чтобы упала совокупная сумма расходов», производимых в обществе. Но все осознавали, что столь энергичные действия для приостановки краха неизбежно требуют финансирования увеличивающихся непроизводительных затрат только за счет активного роста бюджетных дефицитов и всегда «сопровождающих» их государственных долгов. Но в тот период правительства рассматривали проблему послевоенных долгов как вполне поддающуюся регулированию. Из ближайших последователей Дж. Кейнса, разделяющих его взгляды на возможности использования финансовой системы, заслуживает внимания теория американского экономиста А. Лернера, выпустившего в 1972 году солидный труд «Экономика занятости» (в России не издавался). В центре всей системы его теоретике-прагматических принципов стоит положение о развитии «функциональных финансов». Оно, детализируя разработки Дж. Кейнса, также отражает требование формирования активной бюджетно-фискальной системы, направленной на поддержание определенного уровня го-
ных направления— это формирование структуры бюджетных дефицитов и регулирование
Удельный вес учета векселей в банковских операциях сокращается по сравнению с удельным весом ссуд и инвестиций в государственные облигации. Происходят изменения и в структуре учета векселей за счет повышения доли учета казначейских векселей, которые используются для финансирования государственных расходов на военные цели и покрытие бюджетных дефицитов.
зовалась в связи с: 1) войной и задачами обеспечения обороны; 2) спадом производства. В отличие от бюджетных дефицитов, возникших в результате финансирования строительства аэропортов и шоссейных дорог, дефициты, вызванные военными расходами и спадами производства, не создают производительных активов (услуг) для экономики. Таким образом, в процентах, выплачиваемых по таким долгам, не воплощено никакое текущее производство или доход. По аналогичным причинам в трансфертные платежи включаются процентные выплаты по потребительской задолженности.
Прогрессивная налоговая система. Рис. 12-3 отчетливо демонстрирует, что величина автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и достигнутая стабильность зависят от восприимчивости налогов к изменениям уровня ВВП. Если налоговые поступления стремительно меняются вслед за изменениями ВВП, то наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальный отрезок между Тм G, то есть размер дефицитов или излишков, большим. Если же при изменении уровня ВВП налоговые поступления меняются очень мало, то наклон линии будет пологим, а достигнутая автоматически стабильность — незначительной. За 1991-2000 гг. доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в общем объеме инвестиций снизилась с 15,9 до 3%, в ВВП — с 16,4 до 6,9%, в стоимости основных фондов —с 11,5 до 10,6%. Произошли и существенные структурные изменения в источниках формирования инвестиций. Удельный вес бюджетных инвестиций только за 1995-1999 гг. сократился в 4,6 раза, составив в 1999 г. 6,6%, а удельный вес собственных средств предприятий увеличился до 60%.
Главный распорядитель бюджетных средств в необходимых случаях получает полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Он может получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Особое значение в бюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Они предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную или региональную целевую программу либо осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, означает возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного капитала и имущества юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставном капитале таких юридических лиц.
суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может составлять более 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются на финансирование инвестиционных расходов.
лями и получателями бюджетных средств. Минфин России может также осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Кроме того, он организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
При передаче исполнения бюджета органам федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
Распорядитель бюджетных средств — органы государственной власти, местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям. Эти органы могут получить полномочия от Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
• соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.
• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий;
Бухгалтерский статистический Бухгалтерские стандарты Бухгалтерских проводках Бухгалтерскими проводками Бухгалтерским стандартам Бухгалтерской информацией Бухгалтерской профессии Банковское обслуживание Бухгалтерского оформления Бухгалтерском управленческом Бухгалтеру аналитику Бухгалтер экономист Буквально поскольку вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|