|
Бюджетным финансированием
Показатели государственного накопления, определяемого как разность между государственными инвестициями и бюджетным дефицитом, в стране отрицательны по крайней мере уже в течение 12 лет.
Особые место и роль налогообложения в системе экономических отношений, т. е. его равноположенное отношение к общегосударственным (публичным) и корпоративным финансам, делают объективно необходимым развитие идеи о налоговом праве как о самостоятельной области науки и юридической практики, а также позволяют характеризовать его взаимодействие с другими отраслями права. Четкое разграничение отношений собственности, имущественных прав государства, корпораций и граждан приводит и к обособлению, иному предметному наполнению правовых наук, изучающих закономерности и механизмы распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Это важнейшая методологическая проблема, от решения которой зависит равноправие экономических интересов. Мы не будем углубляться в проблему предметного наполнения разделов юриспруденции, связанных с регламентированием тех или иных экономических отношений, ибо это — прерогатива правоведов. Однако можно считать правомерной постановку вопроса об относительно самостоятельном существовании собственно государственного финансового права (привлечение и размещение займов, формирование доходов от государственных имушеств, правопорядок по государственным кредитам и страховым резервам, условия международной торговли и т. д.), кредитного права (преимущественно область управления коммерческими кредитами), страхового права (правопорядок формирования и использования средств страховых фондов), бюджетного права (распространяющегося преимущественно на процедуры разработки и принятия закона о бюджете, сферу бюджетного финансирования, формы межтерриториального бюджетного регулирования, применение норм управления бюджетным дефицитом и т. д.), налогового права (правовое регламентирование всей системы налогообложения). В такой постановке вопроса наука о налогообложении, или налоговедение, становится полноправным элементом политической экономии, как отрасль науки, вырабатывающая систему знаний о формировании налоговых доходов бюджета наряду с сохранением за налогами статуса экономического стимула развитию конкурентного производства, достижению социального равновесия в обществе и постоянному накоплению общественного богатства. Правовой аспект налоговедения исследует особый ее раздел — налоговое право.
Бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть различным:
бюджетного дефицита, сравнительно низкая общая финансовая культура привели к тому, что прежние экономические ведомства страны оказались неподготовленными к управлению бюджетным дефицитом, капитулировали перед ним.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
18. Из чего должна складываться программа мер по управлению бюджетным дефицитом?
Первый кризис в истории экономической мысли, постигший эко-номичеркую науку в 30-е годы XX века, объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной, экономики. Дж. Кейнс переломил этот кризис и дал толчок развитию всех последующих современных экономических школ, но уже на новой теоретической высоте. Бго доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение доказывает влияние на все направления исследований74 «вязанных с материальный, производством; Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов. В достижении целей стабилизации экономического цикла она была призвана игратьведущую рол ъ, причем особо важное значение придавалось управлению бюджетным дефицитом в целях расширения или сокращения совокупного спроса (кредитно-денежная политика в этой ситуации должна была приспосабливаться к бюджетной). 77
Еще одна концепция связана с так называемой идеей функцид-налъных финансов. В соответствии с этим подходом целью финансовой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансированность бюджета, согласно данной концепции, становится второстепенной проблемой в связи с тем, что:
реля 1921 г. немецкому правительству был предъявлен ошеломляющий счет репарационных выплат на сумму 132 млрд золотых марок. Эта сумма намного превышала то, что Веймарская республика могла рассчитывать собрать с налогоплательщиков. Столкнувшись с таким колоссальным бюджетным дефицитом, веймарское правительство просто-напросто пустило в ход печатный станок, чтобы оплатить свои долги. В 1922 г. уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 г. положение ухудшилось: цены выросли в 1300 млрд раз. К октябрю 1923 г., чтобы послать обычное письмо из Германии в Соединенные Штаты, надо было заплатить 200 тыс. марок. Фунт масла стоил 1,5 млн марок, мяса — 2 млн, батон хлеба — 200 тыс. марок, одно
Совсем недавно несколько экономистов выступили за принятие ежегодно сбалансированного бюджета не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а рассматривая такой бюджет как важный инструмент сдерживания нежелательного и неэкономичного расширения государственного сектора. Бюджетный дефицит, с их точки зрения, служит ярким подтверждением политической безответственности. Благодаря дефициту политические деятели дают возможность обществу пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов.
процентных ставок, который, в свою очередь, имеет два важных последствия. Как явствует из блока 3, рост процентных ставок подавляет частные инвестиционные расходы; то есть здесь проявляется эффект вытеснения. Когда экономика близка к полной занятости, эффект вытеснения может быть очень значительным. В связи с этим даже те экономисты, кто с готовностью признает за бюджетным дефицитом краткосрочное стимулирующее воздействие на деловую активность, высказывают опасение, что в долгосрочной перспективе дефицит ведет к снижению темпов экономического роста. Они указывают на то, что дефицит используется для финансирования программ социальных льгот и производства в государственном секторе товаров потребительского типа за счет инвестиций в модернизацию предприятий и новое оборудование. По распространенному мнению, дефицит подталкивает экономику на путь замедленного долгосрочного роста. Анализ сметы на содержание экспериментальной кафедры показывает, что собственные средства, выделяемые в расчете на одного студента, более чем в два раза превышают сумму подобных средств, приходящихся на одного студента университета в целом. Получая 2,3% бюджетного финансирования, экспериментальная кафедра обучает 3 % контингента студентов и выполняет почти 10 % хоздоговорных ПИР университета при 3,5 % численности сотрудников от общей численности персонала университета. Сумма затрат на одного студента в 1996 г. в целом по УГНТУ почти на 80 % обеспечивалась бюджетным финансированием, в то время как для студентов экспериментальной кафедры этот показатель был равным 64 % (табл. 4.5.).
Другая МПФ базируется на принципе адресности предоставления потребителям социальных услуг с дифференциацией населения по уровню нуждаемости. Возможно введение единого пособия по нуждаемости. Однако для этого необходимо установить критерии нуждаемости и структуру выплат. По сравнению с бюджетным финансированием социальных услуг, не ориентированным на возвратный и платный характер, адресное финансирование при помощи целевых сертификатов дает возможность выделить общественный сектор в отдельных сегментах социальной сферы.
2. Анализ взаимосвязей налогового механизма с составными элементами экономического механизма: ценообразованием, кредитованием, валютным и денежным регулированием, бюджетным финансированием и др.
В современных условиях от объема и уровня прибыли во многом зависят возможности самофинансирования предприятий. Оно применялось и ранее, но распространялось не на все предприятия и к тому же часто дополнялось бюджетным финансированием. С переходом на рыночные условия хозяйствования, распространением принципов коммерческого расчета самофинансирование будет осуществляться полнее и последовательнее, причем основным источником покрытия затрат, связанных с расширением производства, станет именно прибыль.
Поскольку механизмы саморегуляции в социальной сфере практически перестали функционировать, то возникла необходимость проведения реформ. Они направлены на сокращение бюджетных расходов, так как устаревшая конструкция сети учреждений социальной сферы не эффективна, не оптимальна, у государства нет средств для ее содержания и поддержки. К примеру, реформы здравоохранения предусматривают необходимость улучшения качества медицинского обслуживания на основе сочетания принципов конкуренции (свобода выбора врача, государственной или негосударственной больницы и т.д.) с бюджетным финансированием расходов, исходя из числа пролеченных больных, а не коек в больнице. Важное значение для рационального использования средств имеет контроль за деятельностью медицинских учреждений со стороны профессиональных организаций, страховых обществ и т.д. Освоение достижений медицинской науки и техники, а также современных методов управления должно привести к экономии ресурсов и обеспечить учреждения квалифицированным персоналом. Развитие института семейных врачей призвано направить их усилия на раннюю диагностику и профилактику болезней, что позволит существенно снизить затраты на лечение пациентов. Функционирование реабилитационных центров, хосписов, госпиталей сестрин-' ского ухода значительно дешевле, чем содержание обычных дорогостоящих больниц.
Бюджетный кредит. Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных кредитов.
бюджетным финансированием. Кредитные вложения формировались
шению между базовым (бюджетным) финансированием и внебюджетными
группах и порядке бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств.
Инвестиционными являются долгосрочные кредиты в основные фонды предприятия. Несмотря на преимущества по сравнению с бюджетным финансированием, долгосрочный кредит не получил пока в России широкого распространения. Этот связано с общей экономической нестабильностью, инфляцией, а также высокими процентными ставками, превышающими уровень доходности многих предприятий. Инвестиции в настоящее время ограничиваются преимущественно кредитованием торгово-закупочных и посреднических операций, уровень доходности которых превышает банковские процентные ставки.
Одним из основных механизмов организации выполнения Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" в период 1998 - 2005 годов является лимитирование электропотребления. Процедуре лимитирования должен предшествовать энергоаудит, который должен выявить величину фактического потребления предприятием электроэнергии, а также реальный потенциал энергосбережения. Организация лимитирования бюджетным организациям предусматривает, что устанавливаемые государством лимиты электропотребления в натуральном и стоимостном выражении должны быть обеспечены бюджетным финансированием. При проведении различных по глубине видов энергоаудита (экспресс-аудит, инструментальный, выборочный, комплексный, целевой и т.д.) существенное значение наряду с техническим обследованием должен занимать и финансовый аудит, поскольку результатом обследования должны быть рекомендации как технического, так и финансово-экономического характера.
Бухгалтерской ассоциации Бухгалтерской информационной Бухгалтерской рентабельностью Бухгалтерского финансового Бухгалтерского персонала Бухгалтерскую финансовую Бухгалтеру специалисту Бухгалтер контролер Буквенные обозначения Банковского менеджмента Банковском обслуживании Банкротства отдельных Банкротстве кредитных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|