|
Бюджетным регламентом
Бюджетный комитет отвечает за управление бюджетным процессом в целом. Взаимодействие различных функций, реализуемых комитетом, часто осуществляется специальным должностным лицом — координатором бюджетного процесса (обычно это сотрудник бухгалтерии, занимающийся управленческим учетом), компетентным во всех аспектах бюджетирования.
• формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития и величины государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
Цель бюджетного федерализма — на базе исполнительной финансовой вертикали обеспечить оптимизацию функционирования бюджетной системы Российской Федерации в условиях ограниченности государственных финансовых ресурсов. Необходимо определить согласованные критерии сбалансированности бюджетов по текущим операциям, формы и условия финансовой помощи регионам, права органов государственной власти в управлении бюджетным процессом.
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Так, в Германии основы бюджетного права закреплены в разделе X Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г., который в зарубежной литературе именуется финансовой конституцией Германии. Здесь нашли свое законодательное закрепление принципиальные вопросы формирования и принятия бюджета, компетенции различных ветвей государственной власти, контроля за бюджетным процессом. Также нормы Основного закона регулируют проблемы бюджетного планирования, финансового выравнивания доходов между федерацией и землями, структуру бюджета, поддержание бюджетного равновесия между федерацией и ее субъектами.
Каждая из этих служб имеет свои преимущества по составлению отдельных видов основных и операционных бюджетов, составлению сводных бюджетов, осуществлению координации и управления бюджетным процессом. Есть вариант создания специализированного подразделения, например, бюджетного отдела, который будет заниматься исключительно вопросами составления бюджетов и управления ими. Для того чтобы определить, кого выбрать, кому все же лучше отдать на откуп управление бюджетами, необходимо разобраться с распределением функций между различными службами финансово-экономического блока и сферой их компетенции, позволяющей эффективно решать те или иные вопросы, связанные с бюджетированием.
и указании вышестоящих руководителей по организации и осуществлению бюджетных процессов. На рис. 11.1 приведена принципиальная блок-схема управления бюджетным процессом.
Рис. 11.1. Принципиальная блок-схема управления бюджетным процессом для ЦФО
Бюджетный комитет создается как рабочий орган совета директоров АО для организации контроля за функционированием бюджетного процесса в АО и ЦФО, исполнением всех положений о бюджетировании и финансовом планировании. На него возлагается общее руководство бюджетным процессом в АО и принятие соответствующих решений.
Изложенные ранее основы финансового регулирования экономики и социальной сферы позволяют характеризовать бюджет как важную предпосылку и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечений Сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, и нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.
Задачи и участники бюджетного процесса. Перед бюджетным процессом стоят следующие важные задачи: Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпе-риоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда руководителям предприятия или фирмы необходима более оперативная информация о состоянии финансов, в разрезе отдельных видов бизнеса, БДиР может иметь подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюд-
Существует и более точный метод распределения выручки от реализации по описанным выше статьям БДДС. Он предполагает построение так называемого графика поступлений, который обычно составляется одновременно с бюджетом продаж (является его приложением) и корректируется (как и бюджет продаж) в соответствии с бюджетным регламентом.
При определении величины списаний средств по статье «Превышение поставок полуфабрикатов других цехов» БДДС необходимо определить величину этого превышения (положительного сальдо) для отдельного бизнеса и компании в целом. Для этого целесообразно составить график движения запасов и незавершенного производства, который обычно составляется одновременно с бюджетом запасов (является его приложением) и корректируется (как и бюджет запасов) в соответствии с бюджетным регламентом. Позиции, отражающие в БДДС расходы на оплату труда, рассчитываются как сумма соответствующих позиций бюджета доходов и расходов (в прямых затратах и накладных расходах). Поскольку заработная плата (за исключением систем оплат, предусматривающих еженедельные выплаты) выплачивается один-два раза в месяц, в БДДС это обстоятельство также должно найти отражение (особенно в значениях показателей по декадам первых двух месяцев бюджетного периода).
• корректируемые целевые нормативы — норма валовой (маржинальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изменяемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя — чистой прибыли), коэффициент оборачиваемости активов;
• корректируемые целевые нормативы — норма валовой (маржинальной) прибыли и объем продаж (с разбивкой по месяцам, изменяемые в соответствии с бюджетным регламентом, для обеспечения директивного уровня главного показателя — чистой прибыли);
Первоначально составляются бюджеты отдельных структурных подразделений (для ЦФО — основные, для ЦФУ и структурных подразделений — операционные) компании. После представления всеми бизнес-единицами и структурными подразделениями своих бюджетов (прогнозных и отчетных) составляются сводные бюджеты предприятия или компании в целом в соответствии с установленным бюджетным регламентом. На пути продвижения бюджета от составления до утверждения ему необходимо пройти различные этапы обработки, анализа, согласования, внесения изменений и т. п.
Бюджеты ЦФО. Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и по бюджетным форматам, утвержденным в компании. Исполнение бюджетов (подведение итогов за бюджетный период или его часть, например, за один месяц) осуществляется одновременно с корректировкой бюджетов на следующие периоды. Новые скорректированные бюджеты и данные о фактическом исполнении бюджетов за прошлые периоды представляются на утверждение руководителям ЦФО, ответственным за составление бюджетов и контроль за их исполнением. После этого они передаются в службу заместителя генерального директора компании по экономическим вопросам для подготовки сводных бюджетов.
Первоначально составляются бюджеты центров финансовой ответственности. После предоставления всеми центрами бюджетов (прогнозных и отчетных), составляются сводные бюджеты АО в соответствии с бюджетным регламентом.
Составление бюджетов первоначальных затрат осуществляется руководителем проекта (разработчиком отдельного бизнес-плана) или должностным лицом, ответственным за техническое развитие производства в соответствии с бюджетным регламентом. Бюджет согласовывается с руководством ПО или ЦФО (визируется первым руководителем или его заместителем) и предоставляется разработчику бюджета движения денежных средств в сроки, позволяющие включить данные бюджета первоначальных затрат в бюджет движения денежных средств (но не позднее чем за три дня до предоставления бюджета движения денежных средств ЦФО на согласование в финансовую службу или отдел ПО).
Порядок согласования бюджетов. ЦФО представляет бюджеты и отчеты об их исполнении в бухгалтерию ХК в соответствии с утвержденной структурой бюджетов, бюджетными форматами и бюджетным регламентом. При согласии финансового отдела ХК с представленными бюджетами ЦФО эти бюджеты визируются уполномоченным сотрудником финансового отдела ХК в соответствии с регламентом.
2. При составлении бюджетов всех уровней руководствоваться утвержденными бюджетным регламентом и Положением о бюджетировании в ОАО.
Бухгалтерской информационной Бухгалтерской рентабельностью Бухгалтерского финансового Бухгалтерского персонала Бухгалтерскую финансовую Бухгалтеру специалисту Бухгалтер контролер Буквенные обозначения Банковского менеджмента Банковском обслуживании Банкротства отдельных Банкротстве кредитных Банкротство предприятий вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|