|
Бюджетного управления
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя и передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе федерального казначейства. При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать такие средства. Сумма
превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
Однако с 1999 г. в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что «доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от .использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг» (ст. 42.2), что отвечает тенденции ужесточения подхода к коммерческой деятельности этих учреждений.
Новеллой бюджетного законодательства является норма, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
бюджета бюджетополучателями. В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства — в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей. В случае нарушений бан-236
В приложении 1 приведен перечень типов учреждений по рассматриваемым отраслям, включенный в бюджетную классификацию расходов Российской Федерации. Все они закодированы специальными шифрами, указывающими на принадлежность ктой или иной системе и на вид затрат. Например, в целом отрасли «образование» присвоен шифр (код) 1400, его параметры охватывают семь подразделов в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ — 1401 -1407. Внутри каждого из них предусмотрено распределение расходов по видам и целевым статьям, показывающим тип учреждения. Виды расходов в свою очередь делятся на экономические статьи. Технология распределения расходов на экономические статьи, показывающие вид финансовой операции, носит унифицированный характер для любого бюджетного учреждения. Все расходы, в зависимости от экономического содержания, делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы объединены в две группы: закупки товаров и оплата услуг, субсидии и текущие трансферты. Первая группа включает в себя расходы на оплату труда; начисления на нее; приобретение предметов снабжения и расходных материалов (канцелярских, хозяйственных, мягкого инвентаря и обмундирования, продуктов питания, прочих материалов); командировки и служебные разъезды; оплату транспортных услуг; оплату коммунальных услуг с выделением расходов на электрическую, тепловую энергию, газ, водоснабжение, прочие услуги.
С введением новой бюджетной классификации ситуация существенно изменилась. В настоящее время использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования расходов. Вновь сметный порядок выделения ассигнований признан основополагающим. Прежде всего, учредитель устанавливает для каждого учреждения производственные показатели деятельности (задания, контрольные цифры, госзаказ), с учетом которых формируется смета расходов. Например, для дошкольных учреждений производственными показателями являются число воспитанников и групп, для школ — число учащихся и классов, по учреждениям профессионального образования — прием студентов (учащихся) на бесплатное обучение, для больниц — число коек, для поликлиник — посещений и т.д. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения, сроков ввода (закрытия) коек и т.д. Расчет среднегодовых величин может производиться путем суммирования показателей на каждое 1-е число месяца и деления полученной суммы на 12. Так, на основе среднегодового количества штатных единиц и установленных ставок заработной платы в соответствии с Единой тарифной сеткой (ETC) по оплате труда работников бюджетной сферы определяются расходы на заработную плату работников любого бюджетного учреждения.
деляется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы, и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основе расчетов — показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемые контингенты (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения. Система бюджетного управления - это технология распределенного и согласованного управления всех структурных единиц компании, в которой плановые показатели формируются при взаимодействии двух потоков информации: сформированных высшим руководством и менеджерами низшего звена управления. Бюджетирование - процесс коллегиальный, в котором каждый участник вносит свой вклад в формирование планов, принимает непосредственное участие в контроле за его исполнением, а также проводит анализ достигнутых результатов в рамках своей компетенции и на вверенных ему участках производственного цикла.
передаваемую ("продаваемую") другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления "узких мест" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов изменения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности. В настоящее время отечественная практика бюджетного управления еще не выработала единого подхода к решению вопроса формирования внутрифирменных трансфертных цен, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой предприятия широко используют данные методы,
Правило 1. В компании должен быть единый контур бюджетного управления. Чтобы бюджетирование стало непрерывным процессом, следует выстроить цепочку: формулировка цели компании —> финансовое /панирование —* реализация планов (организация отнеси) —> учет и контроль результатов -> расчет индикаторов для анализа отклонений —урегулирование (поддержание положительных отклонений и погашение отрицательных).
Бюджетное управление Конгресса в 1991 г. предсказывало, что до 1995 г. «доживет» 1000—1200 ссудо-сберегательных ассоциаций. Стоимость проведении процедуры банкротства оставшихся несостоятельных сберегательных учреждений в фиксированных ценах 1991 г. будет равна 130 млрд. долл. (по оценке Казначейства США) или 142 млрд. долл. (по оценке Главного бюджетно-контрольного управления), или 200—250 млрд. долл. (по оценке Бюджетного управления Конгресса).
Приведены реальные расходы ча 1990 1995 гг. Расходы на 1996 2002 гг. рассчитаны на основе предложений Конгресса; дефляторы (коэффициенты пересчета в неизменные цены) на 1994 - 2000 гг. рассчитаны по данным Административно-бюджетного Управления при допущении 3,5 %-ной инфляции в период от 2000 до 2002 гг.
2. Доля ВВП. На рис. 35-2 показано, как выросли расходы на здравоохранение, выраженные в долях ВВП. В 1965 г. расходы на здравоохранение составляли 6% ВВП, но к 1990 г. они выросли до 12%. Расчеты Бюджетного управления показывают, что, если текущая тенденция и государственная политика будут оставаться прежними, расходы на здравоохранение к 2000 г. достигнут 18% ВВП.
Имеются разные способы управления денежными средствами. В основе политики учета и зарабатывания денег лежит не только бухгалтерский учет, но и техника бюджетного управления или бюджетирование, которое представляет комплекс, включающий в себя:
— последовательную цепочку управленческих действий, направленных на интеграцию различных управленческих контуров в единую систему бюджетного управления. Важно для менеджера уметь привязывать бюджет к центрам финансового учета, финансовой структуре. В противном случае ситуация оценивается только на уровне организации в целом и неясно, кто виноват в ухудшении ситуации.
Бюджет как финансовый образ будущего фирмы объективно необходим, но он дает плоды лишь при возможности сравнения с результатами исполнения бюджетов, выявления причин, их обусловивших, выработки и принятия соответствующих управленческих решений. В на-Ьгих компаниях эти вопросы входят в компетенцию фаз-рых служб: бюджетным планированием нередко занимается планово-экономический отдел, финансовой отчетностью — бухгалтерия и оба исходят из собственного по-римания целей работы. Методы бюджетного управления (о сих пор недооцениваются российскими компаниями именно потому, что применяются по частям: бюджетное Цианирование или финансовая отчетность. Поэтому нужда, чтобы и планирование и отчетность были элементами диной системы бюджетного управления. Отсюда следует необходимость строить цепочку: ставить цели, преобразо-Ывать их в финансовые планы, обеспечивать систему ёализации этих планов (то есть организацию самого
Рис. 8.2. Схема бюджетного управления
Но существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях в условиях России. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют структуры, которые собирали бы информацию, необходимую для внедрения бюджетирования, и анализировали во всем его многообразии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно — она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обусловливает невозможность применения в существующей информационной среде готовых западных технологий финансового планирования.
- создание специальной организационной структуры бюджетного управления;
Бухгалтер экономист Буквально поскольку Бурильный инструмент Банковского управления Балансовых соотношений Банкротства применяемая Банкротстве предприятия Бартерным операциям Базисными условиями Бесчисленного множества Бескупонная облигация Бесперебойного финансирования Бесперебойного протекания вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|