Бюджетном планировании



мости П.в.у.з. замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет, ректор может продлить этот срок до 70 лет по представлению ученого совета вуза. Номенклатура должностей проректоров зависит от размеров вуза и объемов работы по различным направлениям его деятельности. В крупных и многопрофильных вузах, в составе которых большое число кафедр, факультетов, институтов, филиалов и др. подразделений, что усложняет процесс управления, введены должности Первого проректора, который дублирует ректора не но отдельным, а по всем вопросам управления, учитывая также большой объем внешних, представительских функций ректора. Непосредственное руководство учебной и научно-методической работой осуществляет проректор по учебной работе. В вузах, на базе которых созданы Учебно-методические объединения, введена дополнительная должность проректора по учебной работе (заместителя председателя совета Учебно-методического объединения). В некоторых вузах имеется должность проректора по вечернему и заочному обучению. Научно-исследовательская работа и подготовка научно-педагогических кадров осуществляется под руководством проректора по научной работе. Непосредственное руководство адм. и хозяйственной деятельностью возлагается на проректора по адм.-хозяйственной работе. В вузах с разветвленными международными связями и большим контингентом иностранных студентов, аспирантов, стажеров, слушателей вводится должность проректора по международным связям. При наличии больших объемов капитального строительства — должность проректора по капитальному строительству. При значительных континген-тах в системе послевузовского и дополнительного образования предусматривается должность проректора по повышению квалификации. Уделяя большое внимание компьютеризации учебного процесса и его техническому оснащению, некоторые вузы вводят должность проректора по техническому и информационному обеспечению учебного процесса. В условиях перехода к рыночной, экономике, при недостаточном бюджетном финансировании вузы осуществляют платную деятельность в области образования и др. областях. В связи с этим возникла необходимость ввести должность проректора по экон. вопросам или проректора по предпринимательской деятельности.

новления работникам организации неполного рабочего дня или неполной рабочей недели на основании ст. 25 КЗоТ РФ, а также по соглашению между работниками и администрацией на основании ст. 49 КЗоТ РФ для исчисления среднего заработка принимается фактически начисленная сумма заработной платы в расчетном периоде. Размер С.з.п. определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате. В организациях, где применяется суммированный учет рабочего времени, для исчисления среднего заработка конкретного работника используется среднечасовой заработок. Средний часовой заработок определяется путем деления начисленной в расчетном периоде заработной платы на сумму среднемесячного количества рабочих часов, установленных в данном году, полностью отработанных месяцев и количества рабочих часов, подлежащих отработке по норме в учитываемых периодах неполностью отработанных месяцев (среднемесячного количества рабочих часов в году, напр, для 1998 г. это: — при 40-часовой рабочей неделе — 166,75 при 36-часовой рабочей неделе — 150,6; при 30-часовой рабочей неделе — 125,5 и при 24-часовой рабочей неделе — 100,4). С.з.п. в этом случае определяется путем умножения среднечасового заработка на количество рабочих часов в периоде, подлежащем оплате. При повышении размеров оплаты работников, организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) в соответствии с законодательными актами, а в др. организациях на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) при увеличении ММОТ в соответствии с федеральным законов Корректировка среднего заработка зависит от времени внесения изменений о повышении минимальной заработной платы (тарифных ставок): если изменения произошли в пределах расчетного периода, изменению подлежит средний заработок за предшествующий изменению отрезок времени; при внесении изменений за расчетный период до дня наступления события — изменению подлежит средний заработок за расчетный период и при изменении в период действия события — повышению подлежит лишь та часть среднего заработка, которая приходится на период с мо-

Особенностью реформ в высшей школе России является то обстоятельство, что демократические методы организации, финансирования, управления и контроля реально сосуществуют со старыми, консервативными, основанными на нормативном бюджетном финансировании. По существу, новое произрастает на старом, находится и в симбиозе, и в конфликте. Познать эти противоречия, их экономическую основу - значит найти методы их разрешения.

ции и рыночных стимулов во всех образовательных институтах. С одной стороны, изменения в бюджетном финансировании имеют целью повысить финансовую автономию вузов, а с другой - более жестко нацелить ресурсы на достижение национальных приоритетов. Правительства начинают рассматривать финансовые стимулы в качестве более эффективного пути влияния на деятельность вузов по сравнению с административным вмешательством. Государственные финансирующие агентства все более используют принцип селективности в своей деятельности; в некоторых странах они начинают рассматривать себя в качестве "покупателей" услуг вузов, что стимулирует последних к поиску возрастающей доли финансовых ресурсов из других правительственных источников.

Постановление Минтруда РФ от 04.04.93 г. № 43 "Об утверждении разъяснения "О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании".

К средствам специального назначения и целевого финансирования относятся безвозмездно полученные ценности от физических и юридических лиц, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. В пределах выделенных бюджетных ассигнований они самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.

Нормативный подход к определению бюджетных расходов на образование предполагает существенное уменьшение влияния субъективных факторов на принятие соответствующих решений, позволяет обоснованно определить потребность учреждений в бюджетном финансировании и оптимально распределить выделяемые денежные ресурсы. Одной из задач, решаемых на этой основе, является предоставление самостоятельности учреждениям образования в распределении направляемых им ресурсов в целях повышения заинтересованности в их эффективном использовании. В качестве базы распределения принимается фонд оплаты труда. Основу расчета составляет нор мативное соотношение между фондом оплаты труда и суммой других материальных расходов — фондом материального обеспечения.

Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.

Средства специального назначения и целевого финансирования — это безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные бюджетные ассигнования на содержание объектов соцкультбыта и на восстановление платежеспособности предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления. Деятельность институциональных единиц, относящихся к сектору государственного управления (государственные учреждения и организации, находящиеся на бюджетном финансировании и занятые в сферах общего управления, финансовой деятельности, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, поддержания правопорядка, обороны, а также осуществляющие бесплатное или льготное обслуживание населения в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и т.д.), направлена на выполнение функций государ-


1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.

Прогнозный объем продаж (в том числе в разрезе отдельных видов продукции) рассчитывается на предыдущей стадии разработки проекта сводного бюджета. Как было отмечено, при текущем (краткосрочном) бюджетном планировании существует принципиальное отличие в подходе к планированию объема выпуска между предприятиями серийного и массового производства и предприятиями, работающими «на заказ». Для первых исходными бюджетными параметрами являются физический объем продаж и физический объем выпуска (которые в краткосрочном периоде по большей части автономны, то есть независимы друг от друга). Расчетным параметром соответственно является целевой уровень товарных остатков. Для предприятий, работающих на заказ (а таких большинство) ситуация иная. Здесь сформированный пакет заказов (то есть бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая является, таким образом, расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем и структура продаж (шаг 1) и целевой уровень товарных остатков.

Заметим при этом, что речь не идет о делении по видам материальных оборотных ресурсов — один и тот же вид сырья может обслуживать как производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например упаковочные материалы). Однако при бюджетном планировании необходимо строго различать плановые величины материальных обо-

• планирование на основе бюджета с нулевой точки (zero-base budget). Здесь при разработке бюджета не принимаются во внимание показатели прошлых периодов, как если бы бюджет разрабатывался впервые. При несомненных достоинствах данного метода (ревизия необоснованных расходов прошлых лет) он часто неприменим при краткосрочном бюджетном планировании. Дело в том, что ряд статей постоянных расходов имеет большие трансакцион-ные издержки. Допустим, нельзя уволить половину высококвалифицированного персонала управления маркетинга и сбыта на квартал, а затем так же легко принять данных сотрудников обратно на работу. В чистом виде бюджетирование с нулевой точки встречается достаточно редко, тем паче в России, где трансакционные издержки по трудовым ресурсам особенно велики.

Окончательный вариант сводного бюджета, представляемый на утверждение сначала первому вице-президенту по экономике, а затем Президенту компании и Правлению, должен составлять планово-аналитический отдел при первом вице-президенте по экономике. Обычно в большинстве крупных и средних российских промышленных компаний функция свода бюджетных показателей в единый проект сводного бюджета возлагается на одну из функциональных служб (как правило, планово-экономическое или финансово-экономическое управления). При этом существенно возрастает субъективизм в бюджетном планировании, так как одновременно отдельные управленческие службы ответственны за конкретный участок планово-экономической работы и, вольно или невольно, будут «тащить одеяло на себя».

Выходом из такой ситуации является разбиение в плановом процессе показателей «стоимость закупок МОР» и «цена закупок МОР» на две составляющие с выделением отдельного подбюд-жета «НДС по приобретенным ценностям», то есть условно признается, что по факту закупки МОР предприятие платит налог государству, и величина этого налога является отдельным бюджетным показателем. Иначе говоря, в бюджетном планировании российских предприятий вынужденно будут присутствовать два показателя налога на добавленную стоимость — НДС, уплачиваемый по приобретенным ценностям (как подбюджет бюджета закупок), и НДС от выручки (определяется методом зачетов).

Прогнозный объем продаж (в том числе в разрезе отдельных видов продукции) рассчитывается на предыдущей стадии разработки проекта сводного бюджета. Как было отмечено, при текущем (краткосрочном) бюджетном планировании существует принципиальное отличие в подходе к планированию объема выпуска между предприятиями серийного и массового производства и предприятиями, работающими «на заказ». Для первых исходными бюджетными параметрами являются физический' объем продаж и физический объем выпуска (которые в краткосрочном периоде по большей части автономны, то есть независимы друг от друга). Расчетным параметром соответственно является целевой уровень товарных остатков. Для предприятий, работающих на заказ (а таких большинство) ситуация иная. Здесь сформированный пакет заказов (то есть бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая является, таким образом, расчетным параметром, а исход ными параметрами будут целевой объем и структура продаж (шаг 1) и целевой уровень товарных остатков.

Заметим при этом, что речь не идет о делении по видам материальных оборотных ресурсов — один и тот же вид сырья может обслуживать как производственные потребности, так и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например упаковочные материалы). Однако при бюджетном планировании необходимо строго различать плановые величины материальных обо-

• планирование на основе бюджета с нулевой точки (zero-base budget). Здесь при разработке бюджета не принимаются во внимание показатели прошлых периодов, как если бы бюджет разрабатывался впервые. При несомненных достоинствах данного метода (ревизия необоснованных расходов прошлых лет) он часто неприменим при краткосрочном бюджетном планировании. Дело в том, что ряд статей постоянных расходов имеет большие трансакцион-ные издержки. Допустим, нельзя уволить половину высококвалифицированного персонала управления маркетинга и сбыта на квартал, а затем так же легко принять данных сотрудников обратно на работу. В чистом виде бюджетирование с нулевой точки встречается достаточно редко, тем паче в России, где трансакционные издержки по трудовым ресурсам особенно велики.

Окончательный вариант сводного бюджета, представляемый на утверждение сначала первому вице-президенту по экономике, а затем Президенту компании и Правлению, должен составлять планово-аналитический отдел при первом вице-президенте по экономике. Обычно в большинстве крупных и средних российских промышленных компаний функция свода бюджетных показателей в единый проект сводного бюджета возлагается на одну из функциональных служб (как правило, планово-экономическое или финансово-экономическое управления). При этом существенно возрастает субъективизм в бюджетном планировании, так как одновременно отдельные управленческие службы ответственны за конкретный участок планово-экономической работы и, вольно или невольно, будут «тащить одеяло на себя».


Бухгалтер организации Бульдозеры мощностью Банковского регулирования Банкротства банкротство Банкротства предприятий Банкротстве организаций Банкротству предприятия Балансовой принадлежности Бесчисленное количество Бескупонные облигации Бесперебойное обеспечение Бесперебойного обеспечения Бесплатной информации вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика