|
Бухгалтерского оформления
бухгалтерского образования — финансисту, статистику, менеджеру, директору предприятия. Последнее очень важно, т.к. директор в России, как правило, не владеет бухгалтерией, а специалистов по эккаунтингу (умение представить информацию в пригодном виде для принятия решений) можно пересчитать по пальцам. (В США владеть эккаунтингом обязан хотя бы один из трех первых лиц, управляющих компанией.)
имеют базового бухгалтерского образования, не владеют техникой учета, не знают взаимосвязей отчетных форм, экономического смысла многих статей. Это значительно ограничивает использование отчетной информации, влияет на качество принимаемых решений.
Существующая бухгалтерская отчетность трудна для восприятия даже специалисту. Вместе с тем многие потенциальные ее пользователи не имеют базового бухгалтерского образования, не владеют техникой учета, не знают взаимосвязей отчетных форм, экономического смысла многих статей. Поэтому вполне резонен вопрос: можно ли понять отчетность, не зная пршшипов учета, двойной записи, основной бухгалтерской процедуры и т.п.? Иными словами, можно ли двигаться от отчетности как исходного элемента или к ней нужно прийти как к завершающему элементу науки и практики бухгалтерского учета, начав с изучения системы счетов, первичных документов, основной процедуры учета и т.д.?
Реформирование бухгалтерского учета, ориентированное на рыночные преобразования, не может обойти стороной и систему бухгалтерского образования, как высшего, так и послевузовского (профессионального).
Консультативная группа. В 1981 г. Правление КМСФО учредило консультативную группу (рис. 19.10), которая включает представителей международных организаций составителей и пользователей финансовой отчетности, бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг. Группа также включает представителей или наблюдателей от агентств развития, организаций, устанавливающих стандарты, и межправительственных организаций. В настоящее время членами консультативной группы являются: Международная федерация фондовых бирж, Европейская комиссия, Комитет по стандартам финансового учета, Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований, Международная банковская ассоциация, Международная ассоциация адвокатов, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, Международный форум ассоциаций актуариев, Международный комитет по стандартам оценки, Международная финансовая корпорация, Мировой банк. Наблюдатели: Организация экономического сотрудничества и развития, Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям.
Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований
Основной вклад в развитие организационной структуры бухгалтерского учета в первые тридцать—сорок лет нынешнего столетия внесли Соединенные Штаты Америки. Это было обусловлено возрастающим экономическим потенциалом страны, характером системы бухгалтерского образования, которая предполагала как обучение в университете, так и проведение исследований под патронажем научного руководителя. Бухгалтерская профессия была очень молода и немногочисленна, но в связи с учетными требованиями промышленности, торговли и' введением дополнительных налогов как с корпораций, так и с частных лиц развивалась быстро. Разрешение проблем Первой мировой войны также требовало участия бухгалтеров.
Американская бухгалтерская ассоциация (ААА) была создана в 1916 г. как организация преподавателей университетов. Системы бухгалтерского образования Великобритании и США имели примечательные различия. В Великобритании преобладала форма частично заочного обучения, основанная на механическом запоминании и тренировке. Очевидно, что в Великобритании того времени проводилось намного меньше научных исследований в области бухгалтерского учета, потому что исследование — важный аспект университетской работы. Бухгалтеры-практики США были вовлечены в университетские исследования на ранней стадии, и, как выше отмечено, научные разработки в области бухгалтерского учета составляли область деятельности университетских преподавателей. Те бухгалтеры США, область интересов которых была связана с производственным и управленческим учетом, объединились в Национальную ассоциацию бухгалтеров управленческого учета.
В 1986 г. Комитет ААА в своей работе «Будущая структура, содержание и цель бухгалтерского образования» [3] предложил программу общего профессионального образования, предусматривающую развитие технических навыков и этических норм и требований к специалистам по бухгалтерскому учету. Со своей стороны фирмы Большой восьмерки [9] и Комиссия по реорганизации подготовки специалистов по бухгалтерскому учету в 1990 г. 12] отметили, что новая программа обучения бухгалтеров должна уделять повышенное внимание воспитанию профессиональных способностей и определению этических норм профессии, а также принятию решений, основанных на этических ценностях.
В Австралии преподавание предпринимательской и бухгаатер-ской этики нашло распространение с учреждением в больших городах центров этического воспитания и включением курса этики в программу бухгалтерского образования [26]. В 1992 г. в целях обеспечения обмена информацией между преподавателями, заинтересованными в изучении проблем этического образования, была создана Академическая сеть по проблемам этики. Признав важную роль этического образования, Австралийский комитет присяжных бухгалтеров также предпринял ряд практических действий по пропаганде этического воспитания специалистов и студентов.
Очевидно, что бухгалтерская профессия должна устранить пробел между общественными ожиданиями и уровнем ответственности в отношении существующих этических норм [5]. Этический кодекс совершенствовался, профессиональные стандарты улучшались, и курс этики был включен в программу бухгалтерского образования. ки экономической информации в подразделениях предприятия. К тому же каждый отдельный документ, отражающий какую-либо одну сторону хозяйственного явления, имеет связь с другими формами документов. Это проявляется в том, что на основе первичного документа формируются данные в накопительных, группировочных и сводных документах. При этом документы бухгалтерского оформления выполняют информационную и контролирую роль по отношению к тому или иному экономическому показателю. По данным подсчета объема информации и маршрутов движения документов, определено свыше 18 тыс. показателей, причем каждый показатель встречается в среднем в трех - четырех документах.
Бухгалтерского оформления
По назначению бухгалтерские документы делятся на распорядительные, исполнительные (оправдательные), бухгалтерского оформления и комбинированные.
Документы бухгалтерского оформления составляются работниками бухгалтерской службы организации с целью подготовки, обеспечения, сокращения и упорядочения учетных записей, а также с целью подготовки исполнительных (оправдательных) и распорядительных документов для отражения в бухгалтерском учете. К таким документам относятся: расчетно-платежные ведомости, ведомости начисления амортизации, бухгалтерские справки, расчеты бухгалтерии, накопительные ведомости и т.п.
Комбинированные документы содержат одновременно признаки распорядительных, исполнительных документов и бухгалтерского оформления. Например, расходный кассовый ордер содержит распоряжение о выдаче денег, подтверждает получение денег (исполнение операции) и содержит корреспондирующий счет с кредитом счета «Касса».
Порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета зависит от формы бухгалтерского учета. При упрощенных формах, форме учета Журнал — Главная книга и мемориально-ордерной форме корреспонденцию счетов составляют: непосредственно на документе; в Регистрационном журнале; в Журнале — Главная книга; в специальном регистре бухгалтерского оформления — мемориальном ордере (проводке, контировке).
Списание объектов в случае ликвидации, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. Особенности бухгалтерского оформления списания объектов по перечисленным случаям заключаются в том, что убытки частично могут быть возмещены за счет резервного капитала, страхования, виновных лиц и организаций. Поэтому списание сумм убытка предварительно учитывается на счете 94 «Недосдачи и потери от порчи ценностей», а в дальнейшем относятся на соответствующие счета.
По назначению документы подразделяются на организационно-распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.
Документы бухгалтерского оформления составляются на основе распорядительных или оправдательных документов для систематизации учетных записей и определения корреспонденции счетов. Они прилагаются к распорядительным или оправдательным документам и самостоятельного значения не имеют. Отдельно используются документы бухгалтерского оформления в том случае, когда бухгалтер составляет справки и расчеты на основе
Комбинированные сочетают в себе разные виды документов. Например, распорядительных и оправдательных (расчетно-пла-тежная ведомость на выдачу заработной платы), оправдательных и бухгалтерского оформления (авансовый отчет) (рис. 16.4), рас- v порядительных, оправдательных и бухгалтерского оформления (расходный кассовый ордер) (рис. 16.5). В последнем документе ^ сочетаются распоряжение на выдачу (подпись распорядителя), оправдание расхода денег кассиром (подпись лица, получившего деньги) и указание корреспондирующего счета для записи операции. На практике, как правило, используются комбинированные документы, что упрощает их учетную обработку, сокращает количество документов и затраты на них.
Рис. 16.8.Внутренний документ бухгалтерского оформления
Безалкогольными напитками Безнадежной дебиторской Безопасность эксплуатации Безопасности эксплуатации Безопасности информации Безопасности повышение Безопасности работников Баллонных установок Безработицы определяется Безработице выплачивается Безрисковая процентная вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|