Бухгалтерском управленческом



Неналоговая ориентация бухгалтерского учета — ведение бухгалтерского учета и исчисление финансового результата исходя из принципа доминанты требований бухгалтерского законодательства (как следствие — отчетная бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль не совпадают).

Как уже говорилось, учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует комплексного подхода с целью максимальной их оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики организации учитывать основные влияющие на ее эффективность использования и практическую значимость факторы: форму собственности и организационно-правовой статус организации (государственная или частная собственность, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т.д.); организационную структуру управления и наличие структурных подразделений (бригад, цехов, филиалов, представительств и др.); объемы деятельности и размеры организации; уровень свободы действия в вопросах ценообразования, поставок продукции; цели и задачи экономического развитая организации на долгосрочную перспективу, программы инвестиций и их направленность; окупаемость расходов (затрат) доходами; уровень развития квалификации административного персонала и бухгалтерской службы, состояние хозяйственного, налогового и бухгалтерского законодательства, возможные их изменения. Только сисистемный анализ и учет всех факторов может способствовать обоснованной разработке и оптимизации учетной политики организации.

'Отметим, что давнишний спор о том, чьи приоритеты — государства или собственников — должны учитываться в системе бухгалтерского учета прежде всего и/или быть в определенной гармонии, как раз и выражается в построении либо налогово-ориентированного учета, либо неналогово-ори-ентированного учета. Налоговая ориентация бухгалтерского учета означает ведение учета и исчисление финансового результата исходя из принципа доминанты требований налоговых органов (как следствие - отчетная бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль совпадают). Неналоговая ориентация предполагает ведение бухгалтерского учета и исчисление финансового результата исходя из принципа доминанты требований бухгалтерского законодательства (как следствие — отчетная бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль не совпадают; последняя получается путем корректировки первой на основе требований налогового законодательства).

1 Понятие факта хозяйственной жизни как одной из ключевых дефиниций в теории бухгалтерского учета введено Я. В. Соколовым. Вместе с тем в системе бухгалтерского законодательства активно используется понятие «факт хозяйственной деятельности» (см., например, ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»). Принципиальные различия в этих терминах и аргументированная критика подхода, исповедуемого в бухгалтерских регулятивах, приведена в работе [Соколов, 2000, с. 85—124].

Рассмотрим основные положения базовых регулятивов, представляющие интерес для пользователя отчетности; подробную характеристику бухгалтерского законодательства можно найти в работе [Соколов, Пятов].

Неналоговая ориентация бухгалтерского учета — ведение бухгалтерского учета и исчисление финансового результата исходя из принципа доминанты требований бухгалтерского законодательства (как следствие — отчетная бухгалтерская прибыль и налогооблагаемая прибыль не совпадают).

Наличие специализированного бухгалтерского законодательства X X X

Таким образом, Положение о составе затрат [27] и сейчас нельзя до конца исключить из бухгалтерского законодательства. Следовательно, можно сказать, что в отношении «предельного» срока полезного использования нематериальных активов в нормативных актах возникает вариантность, вызванная их противоречивостью. В настоящее время, данный факт приводит к тому, что многие предприятия игнорируют требования ПБУ 14/2000 и в случае невозможности установления срока полезного использования нематериальных активов, определяют его равным десяти годам (то есть для целей бухгалтерского учета следуют норме Положения о составе затрат [27]).

5) способы бухгалтерского учета, вариантность которых обусловлена противоречиями и несовершенством действующего бухгалтерского законодательства, и представляется достаточно сложным определить законодательные приоритеты того или иного способа.

Здесь необходимо решение следующих задач: определение основных понятий и терминов бухгалтерского законодательства; установление нормативного документа, где будет иметь место трактовка этих терминов; определение принципа использования терминологии других отраслей права в бухгалтерском законодательстве.

5. На наш взгляд, принципиально неверно говорить о конфронтации, противоречиях между бухгалтерским и налоговым законодательством. Качество налоговой реформы в РФ прямо поставлено в зависимость от качества реформы бухгалтерского законодательства, так как налоговый орган объективно заинтере-


В период реформ, с отказом от централизованной системы управления в пользу рыночной экономики, необоснованно стало принижаться значение планирования и как следствие — техпромфинплана предприятия. Бюджетирование в бухгалтерском управленческом учете во многом напоминает ранее применявшийся в отечественной практике порядок разработки техпромфинплана.

Пофакторный анализ, хорошо известный российским экономистам, также используется в бухгалтерском управленческом учете при анализе отклонений фактических затрат от сметных.

Методы, используемые в бухгалтерском управленческом учете,

В условиях рыночных отношений все чаще встречаются случаи оказания обслуживающими хозяйствами услуг не столько персоналу своего предприятия, сколько сторонним посетителям. Так, медсанчасть бывшего оборонного предприятия, лечившая ранее лишь своих работников, сегодня, пользуясь диагностическим оборудованием собственного производства, оказывает платные медицинские услуги населению. Сам же завод простаивает, его мощности не загружены. В этих условиях для отражения результатов деятельности медсанчасти, очевидно, в бухгалтерском управленческом учете целесообразнее использовать счет 90 «Продажи» взамен счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Третий метод распределения затрат, используемый в бухгалтерском управленческом учете, назван двухсторонним (или методом взаимного распределения), что отражает суть производственных отношений между центрами ответственности. Он применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применить лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности. Поэтому в нашем примере прачечную и столовую условно объединим в одно подразделение — хозблок, издержки которого составят 225 (прачечная) + 475 (столовая) = 700 у.е. Таким образом, администрация потребляет услуги хозблока и наоборот.

10. Какие бухгалтерские счета используются в бухгалтерском управленческом учете?

В бухгалтерском управленческом учете одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию является подход, когда по носителям затрат планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции (работ, услуг), даже если они косвенные. В каждом случае полнота включения затрат в себестоимость разная. Однако общим для этого подхода является то, что некоторые виды издержек, имеющие отношение к производству и реализации продукции, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки. В этом состоит сущность системы учета неполной себестоимости.

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета)—это план.

1. Что означают термины «бюджет» и «бюджетирование» в бухгалтерском управленческом учете? Какие виды бюджетов вам известны?

Экономическая добавленная стоимость (ЭДС), или управляемая прибыль. Данный показатель, появившись в бухгалтерском управленческом учете экономически развитых стран относительно недавно (в начале 80-х годов XX века), к настоящему времени получил широкое практическое применение. Использование ЭДС для оценки деятельности руководителей СБЕ побуждает их действовать так, как если бы они были владельцами компании. Поэтому, наверное, этот показатель нередко называют ключевым фактором финансового здоровья фирмы. Как свидетельствует практика многих западных компаний, применение ЭДС для измерения результатов финансовой деятельности позволило сократить затраты, более эффективно использовать активы, сохранить капитал, повысить производительность труда и улучшить качество обслуживания клиентов.

Бюджетирование движения денежных средств является финансовой, информационной и организованной технологией, обеспечивающей наиболее рациональным образом работу в области движения денежных средств компании. Такой бюджет используется в бизнес-планировании для составления финансового плана движения денежных средств в рамках бизнес-проекта; в финансовом планировании при формировании финансового плана движения денежных средств компании; в бухгалтерском, управленческом и оперативном учете для ведения отчетности о движении денежных средств.


Безнадежной дебиторской Безопасность эксплуатации Безопасности эксплуатации Безопасности информации Безопасности повышение Безопасности работников Баллонных установок Безработицы определяется Безработице выплачивается Безрисковая процентная вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика