Централизации финансовых



Однако централизация управления технологическими подразделениями никак не предполагает объединения тех-налогов разных специальностей в одну группу. Наоборот, наиболее эффективно работают подразделения, специализированные по видам обработки. Специализация групп технологической службы проводится с целью повышения производительности их труда. Эффективность работы всей технологической службы оценивается- прежде всего количеством и качеством разработанных и внедренных в производство технологических процессов. На основании практического опыта многих разнотипных предприятий можно сделать вывод, что специализация технологов по видам обработки является наиболее правильной формой организации.

На основе Генеральной схемы проведена централизация управления ряда отраслевых видов деятельности созданием всесоюзных промышленных объединений, подчиненных непосредственно Министерству нефтяной промышленности. К ним относятся: Всесоюзное про-

При переходе от отдельных подразделений (технологических установок, цехов и т. д.) к предприятию в целом система управления производством в принципе не меняется. Возрастает лишь ее масштаб, увеличивается количество связей и их сложность. При полном развитии системы создается централизованное управление комплексом производств и, в конечном счете, всеми производственными процессами на предприятии. Централизация управления возможна при сохранении в качестве управляющего

Концентрация бывает четырех видов: агрегатная (увеличение единичной мощности агрегатов), технологическая (увеличение размеров технологически однородных производств), заводская (собственно укрупнение предприятий) и организационно-хозяйственная (централизация управления путем объединения предприятий). В зависимости от этого она развивается двумя путями: интенсивным и экстенсивным. Интенсивный путь характерен только для агрегатной, а экстенсивный - только для организационно-хозяйственной концентрации. Развитие технологической и заводской концентрации может происходить и тем, и другим путем, очень часто при их взаимном сочетании. Наиболее сложна во всех отношениях заводская концентрация.

улучшение организации и технологии проведения ремонтных работ. Один из этапов решения задачи интенсификации системы нефтепро-дуктообеспечения и ускорения технического прогресса — комплексная автоматизация технологических процессов нефтебаз. Операции приема, хранения и отпуска нефтепродуктов определяют необходимость оперативного учета на всех участках производственного цикла, обеспечения безаварийной работы нефтебазы и др. Автоматизации на нефтебазах подлежат в основном: процессы приема нефтепродуктов с транспортных средств; процессы отпуска нефтепродуктов; технологические насосные; технологические процессы в резервуарных парках по хранению, подогреву, компаундированию нефтепродуктов и сбросу подтоварной воды; запорные устройства технологических коммуникаций;товарно-учетные операции; вспомогательные сооружения; обработка информации, получаемой в процессе выполнения контрольно-оперативных и товарно-учетных работ на объекте. От состояния автоматизации отдельных производственных процессов и технических средств RO многом зависит степень диспетчеризации нефтебаз, характерной особенностью которой является централизация управления большинством процессов и операций в одном диспетчерском пункте где, исходя из конкретных условий, управление резервуарным парком объединяется с управлением другими объектами, связанными с ним общностью технологического процесса.

Исходя из Генеральной схемы была проведена централизация управления ряда отраслевых видов деятельности на базе аналогичных по назначению хозрасчетных управлений аппарата министерства путем создания объединений, подчиненных непосредственно Министерству нефтяной промышленности СССР (например, Союзнефтебурмашремонт).

В результате перестройки управления отраслью повысилась роль нефтегазодобывающих объединений в комплексном развитии района и рациональном использовании ресурсов. Объединениям предоставлены более широкие права, у них созданы централизованные фонды экономического стимулирования. В их ведение переданы территориальные научно-исследовательские и проектные институты (НИПИ). Согласно Генеральной схеме проведена централизация управления ряда отраслевых видов деятельности путем создания Всесоюзных промышленных объединений, подчиненных непосредственно Министерству нефтяной промышленности. К ним относятся: Всесоюзное промышленное объединение по ремонту бурового и эксплуатационного оборудования (Союзнефтемашремонт), Всесоюзное промышленное объединение по производству специальных материалов для бурения и эксплуатации скважин (Союзнефтеспецматериалы), Всесоюзное промышленное объединение по переработке нефтяного газа (Союзнефтегазпереработка). Они созданы на базе аналогичных по назначению хозрасчетных управлений аппарата министерства. Создание всесоюзных объединений позволило сконцентрировать в единой системе производственные, плановые н научные функции, повысить уровень специализации входящих в него заводов, и других производственных подразделений, что обеспечило повышение качества, снижение стоимости работ, освободило производственные нефтегазодобывающие объединения от вспомогательных функций.

Большой интерес представляют методы исследования, позволяющие определить максимальное улучшение технико-экономических показателей, связанное с полной автоматизацией всех производственных процессов и их совершенствованием. При проектировании необходимо заранее оценить, какое улучшение технико-экономических показателей может обеспечить автоматизация того или иного процесса или совершенствование действующего автоматического устройства. Таким образом, автоматизация и телемеханизация должны осуществляться на основании технико-экономических расчетов, которые позволяют решить вопрос об уровне автоматизации и телемеханизации раз-'л'ичных процессов, объектов и систем. Автоматизация и телемеханизация в научно обоснованных пределах, как правило, весьма эффективны (табл. 22). Централизация управления и контроля улучшает эксплуатацию объектов и газоснабжающей системы в целом, позволяет сократить численность обслуживающего персонала, повысить производительность труда и снизить себестоимость добычи, транспорта, переработки, распределения и использования газа.

Уровень концентрации отдельных видов работ на той или иной иерархической ступени еще не в полной мере определяет контуры содержания той или иной подсистемы. В одну подсистему могут включаться структурные подразделения, выполняющие данную функцию обслуживания, находящиеся на разных иерархических условиях. В этом случае возникают подсистемы, которые мы называем вертикальными. Они могут иметь различную степень концентрации входящих в них производств, при этом не следует смешивать понятия концентрации производства с понятием централизации управления. Концентрация производства повышает его эффективность на основе использования более прогрессивной техники, технологии и организации и всегда связана с централизацией управления, в то время как централизация управления не всегда связана с концентрацией производства и имеет свою природу воздействия на повышение эффективности системы. Высокий уровень централизации управления позволяет осуществлять единую техническую политику Е подсистеме, разрабатывать и осуществлять меры по ее техническому, технологическому и организационному развитию, отвечающие перспективам развития нефтяного производства, совершенствовать и развивать внешние и внутренние связи подсистемы.

в) в области организации производства — внедрение «жестких связей» между технологическими установками, централизация некоторых функций, осуществляемых вспомогательными цехами, централизация управления установками, централизация ремонтной службы, внедрение узлового метода ремонта оборудования, улучшение техники безопасности, внедрение ЭВМ и других технических средств в сферу управления и т. п.;

Одно из ведущих направлений совершенствования организации добычи нефти — автоматизация и телемеханизация производственных процессов. При этом обеспечивается не только автоматизация отдельных процессов, но и централизация управления производством, оперативность в обслуживании всего нефтепромыслового хозяйства, а также совершенствование форм организации управления и труда. Если в период внедрения автоматизации .больше внимания уделялось элементам местной автома-.тики, то в настоящее время разработаны и внедряются схемы комплексной автоматизации и телемеханизации.


Федерализм означает введение в экономическую политику и рыночное регулирование феномена существования и взаимодействия не одного, а сложной системы управляющих и регулирующих центров власти, десятков центров принятия решений, концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов (федеральный центр, центры власти и управления 89-и субъектов Федерации). Экономический федерализм меняет характер связей «по вертикали»: наряду с сохранением отношений подчинения и административного управления возникает подсистема отношений, функционирующая на базе иных принципов: согласования, самостоятельности, независимости, партнерства.

Второй и третий варианты обеспечивают более высокий уровень концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов в автотранспорте и спецтехнике. Однако концентрация осуществляется не в объединении, а при нем, что практически исключает возможность тесной увязки задач этого органа с задачами объединения. В этом случае транспортное управление (или объединение) выступает как орган, задача которого состоит в получении высоких прибылей и достижении хороших показателей любым путем (в том числе и за счет ухудшения обслуживания предприятий основного производства объединения).

Одновременно происходит процесс централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе и во внебюджетных социальных фондах. Ныне на их долю в консолидированном бюджете приходится примерно 50%.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и нспо.п>'юаання централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, с помощью показателя консолидированного бюджета Российской Федерации определяется степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

Бюджетная политика России, определенная в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 г. и на период до 2001 г., базируется на идее усиления централизации финансовых ресурсов и контроля со стороны федерального центра. Такой подход для современных условий России представляется сомнительным. Подъем экономики регионов уже сегодня во многом предопределяется политикой местных властей. А это требует, с одной стороны, расширения их самостоятельности, а с другой — повышения ответственности, что трудно осуществить при усиливающейся централизации бюджетных средств.

Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений продолжались. Осуществление принципов жесточайшей централизации финансовых ресурсов для подчинения центру региональных экономических интересов началось с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах» [6, ст. 505]. Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах, зачастую в противовес интересам последних. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

Федерализм означает введение в экономическую политику и рыночное регулирование феномена существования и взаимодействия не одного, а сложной системы управляющих и регулирующих центров власти, десятков центров принятия решений, концентрации и централизации финансовых и материальных ресурсов (федеральный центр, центры власти и управления 89-и субъектов Федерации). Экономический федерализм меняет характер связей «по вертикали»: наряду с сохранением отношений подчинения и административного управления возникает подсистема отношений, функционирующая на базе иных принципов: согласования, самостоятельности, независимости, партнерства.

Бюджетная политика России, определенная в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 г. и на период до 2001 г., базируется на идее усиления централизации финансовых ресурсов и контроля со стороны федерального центра. Такой подход для современных условий России представляется сомнительным. Подъем экономики регионов уже сегодня во многом предопределяется политикой местных властей. А это требует, с одной стороны, расширения их самостоятельности, а с другой — повышения ответственности, что трудно осуществить при усиливающейся централизации бюджетных средств.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предпри тиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экон мических и социальных задач; масштабов намечаемых структурнь сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в спепифическв формах.

Попытки выйти на оптимальные критерии формирования бюджетного фонда страны предпринимались. Однако их результативность в условиях тотальной системы планирования была невысокой: размеры и уровень централизации финансовых ресурсов в руках органов государственной власти определялись командами "сверху", а не научными критериями. В этих условиях при формировании бюджетного фонда страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на каждом уровне государственного управления, а под них изыскивали доходы, которые можно было бы мобилизовать в бюджет и тем самым обеспечить фискальные интересы государства.

Решение вышеперечисленных задач вызвало усиление централизации финансовых ресурсов государства. Через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочные вложения. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 году до 66,4 млрд руб. в 1942 году; отчисления от прибыли—с 21,7 млрд руб. в 1940 году до 15,3 млрд руб. в 1942 году1. В дальнейшем по мере восстановления и развития производства доходы бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 году поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета.


Целостное образование Ценностей действующих Ценностей остающихся Ценностей потребителей Ценностей выявленные Ценностные ориентиры Ценностными ориентациями Целесообразна разработка Ценообразование предполагает Центральных отраслевых Центральная бухгалтерия Центральной аттестационно Центральной тенденции вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика