Централизованной банковской



Если обратиться к прежнему опыту функционирующей у нас централизованной экономики, то нетрудно вспомнить, что многие десятилетия государственные предприятия управлялись по труду через три важнейших показателя: численность персонала, производительность труда и уровень средней заработной платы. Наша же формула (3.96) показывает, что все эти три основополагающих управленческих показателя, характеризующих уровень эффективности использования трудовых ресурсов, концентрируются в одном показателе - зарплатоемкости (Зе) производства товарной продукции.

Директивная форма хозрасчета предприятий соответствует условиям нерыночной централизованной экономики и нерыночному в принципе внутреннему хозрасчету предприятия при любой экономике.

Поскольку вопрос о частной собственности на землю и свободном обороте земли в отечественном законодательстве до сих пор остался открытым, в России сохраняется характерное для централизованной экономики положение, при котором земля удалена за рамки товарно-денежных отношений. Поэтому неправомерно говорить о полноценном пакете свя-

В отсутствии многообразия форм собственности и хозяйствования финансы государства и предприятий рассматривались как единое целое. Они функционировали в рамках мобилизационной модели централизованной экономики.

8. Какие особенности имели финансы в условиях централизованной экономики?

Методы теории риска в финансово-хозяйственной деятельности предприятий в условиях планово-централизованной экономики применялись весьма ограниченно. Внимание к данной проблематике возросло с рострм самостоятельности предприятий и осознанием того, что догма бескризисной динамики развития ушла в прошлое.

В условиях централизованной экономики унифицированность бухгалтерской отчетности была обусловлена целью контролирования. Задачи бухгалтерского учета состояли в регистрации фактов хозяйственной жизни, а не в информационном обеспечении процессов принятия решений на уровне предприятия. Более того, бухгалтерский учет служил инструментом централизованного контроля [4]. Концепции рентабельности и акционерного капитала не принимались во внимание. Вместо этого бухгалтерский учет был призван определять затраты на производство продукции. Мюллер, Жернон и Мик характеризуют бухгалтерский учет того времени следующим образом: «Финансового учета, как такового, не существует. Всю систему учета при коммунистическом режиме представляет то, что мы называем учетом управленческим» [33, с. 13].

В условиях административной экономики вопрос о как таковом профессиональном суждении не поднимался («профессиональное» суждение было областью научного познания бухгалтерского учета). Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста — бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности, в условиях централизованной экономики не было востребовано.

Кроме этого в некоторых отраслях экономики действуют Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Часть методических рекомендаций была разработана в 60-80-е годы в условиях централизованной экономики, и они действуют в части не противоречащей Положению о составе затрат [27].

Деление сфер деятельности организации на производственную и непроизводственную имело место и смысл в условиях централизованной экономики, ее тотальной регламентации и общественной собственности на средства производства.

4. Деление сфер деятельности организации на производственную и непроизводственную имело место и смысл в условиях централизованной экономики, ее тотальной регламентации и общественной собственности на средства производства.


В общем, существенно пересмотренная версия плана Олдрича была собрана воедино с помощью президента США Вудро Вильсона (Wilson, 1856—1924), сенатора Картера Гласса (Glass, 1858—1946) и сенатора Роберта Оуэна (Owen, 1856—1947). Этот хорошо продуманный план, который в 1913 г. обрел форму законопроекта Оуэна (Owen bill), стал правовой основой централизованной банковской системы. Предполагалось, что надзор над этой системой будет осуществлять Совет управляющих национальным денежным обращением из семи членов, которые будут назначены президентом. Трое из них — министры финансов и сельского хозяйства и контролер денежного обращения; другие четверо будут назначаться президентом и представлять национальные интересы в торговле, производстве, банковском и кредитном дело.

Глава 2.Развитие централизованной банковской системы в Англии.

Глава 4. Развитие централизованной банковской системы во Франции.

Глава 6. Развитие централизованной банковской системы в Германии.

Глава 12. Общий обзор аргументов в пользу централизованной банковской системы.

Десятилетия, прошедшие с момента появления книги в 193 6 году, не уменьшили значимость предмета исследования. Созданные на базе доминирующей роли государства, денежные системы функционируют все так же плохо. Имеющийся опыт в других областях, а также работы Джеймса Бьюкэнана и школы общественного выбора (public choice school -направление экономической мысли, в рамках которого получены значительные результаты о механизмах и последствиях правительственного вмешательства в экономику, бюрократических институтах и процедурах и др.) увеличили скептицизм относительно роли правительства вообще. Сегодня люди готовы обсуждать то, что намеревалась исследовать Вера Смит - "сравнительные преимущества монополистической централизованной банковской системы и системы конкурентных банков, имеющих одинаковые права на проведение операций".

Смит указывает на очевидный характер противоречия между сторонниками свободной и централизованной банковской деятельностью: выдвигаемые ими аргументы появляются помимо и независимо от положений банковской и денежной школ. На этом основании Лоуренс Уайт (Lawrence White, 1984) и Анна Шварц (Anna Schwartz, 1987) свели четыре группы, приведенные Смит, в три: школа свободной банковской деятельности, денежная школа и банковская школа. Возможным объяснением этого является тот факт, что Уайт и Шварц обсуждали лишь диспут, развернувшийся в Англии, в то время как в исследование Смит вошли и континентальные страны. Немногие авторы были сторонниками одновременно и денежной, и банковской школы. Согласно Смит к ним относятся, по крайней мере, немцы Отто Микаэлис (Otto Michaelis) и Отто Хюбнер (Otto Huebner), австриец Людвиг фон Мизес (Ludwig von Mises) и француз Henry Cemuschi. Она указывает, что их позиция была вполне последовательной, по крайней мере, до тех пор, пока их целью было отслеживание колебаний денежной массы и кредита.

Исторически идея централизованной банковской деятельности поддерживалась сторонниками денежной школы в большей мере, и успех этой школы воспринимался и как победа идеи централизованной банковской системы вообще. К школе свободной банковской деятельности, особенно во Франции, относились с недоверием за ее пристрастие к идеям банковской школы, включая ее объяснение инфляции, отрицание количественной теории денег и утверждений о недопустимости эмиссии избыточного количества банкнот, даже если они поступают в виде соответствующих займов.

Предположения о банковских активах и, особенно об автоматическом оттоке из обращения излишних банкнот, возможно, и имели бы определенный смысл в системе свободной банковской деятельности, но не в условиях централизованной банковской системы. Разница состоит в потребности конкурирующих банков в осуществлении взаимных расчетов и ограничении, связанном с пассивным сальдо расчетов по клирингу. В действительности, на централизованную эмиссию необеспеченных золотом банкнот накладываются определенные ограничения, и свободная система с конвертируемостью в золото не сильно бы отличалась от первой.

В заключительной главе книги Смит вновь рассматривает основные аргументы в пользу централизованной банковской системы по сравнению со свободной. Необходимость этого объясняется тем, что "преимущество централизованной банковской системы перед альтернативной системой стало догмой, которая никогда не обсуждалась и была принята без каких-либо вопросов или объяснений." Чтобы оценить большую часть этих аргументов, читатель должен взглянуть на собственные рассуждения Смит.

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития. Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.


Целесообразным рассмотреть Ценностей вкладываемых Ценностных ориентациях Ценностной значимости Ценообразования определение Центральный диспетчерский Центральным аппаратом Центральная лаборатория Центральной инженерно Центральное положение Центрального отопления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика