|
Централизованное распределение
Централизованное планирование может дать необходимый эффект лишь при максимальном развитии самостоятельности и инициативы местных органов и предприятий, творческой активности широких масс трудящихся.
Существенно изменены плановые показатели по капитальному строительству. Предусмотрено централизованное планирование прироста мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий.
К сожалению, мы еще только начинаем осознавать себя полноправными гражданами, полноправными потребителями. Даже сами эти слова долгое время имели «специфические» оттенки типа «гражданин, пройдемте!» или выстраивались в ряд весьма негативного толка «потребитель - потребительство - вещизм». Не мы, а за нас думали, что нам нужно, а без чего мы прекрасно обходились и обойдемся впредь. Причем в роли получателей запланированных «сверху» товаров и услуг оказывались как отдельный человек, так и предприятие или организация, город, село или регион. Благодаря нарастающим процессам демократизации и гласности мы узнаем, что централизованное планирование нередко обходилось без соответствующей информационной базы, что многие задания устанавливались, что называется, на глазок. Примеров можно привести достаточно. Воспользуемся одним, поскольку он касается каждого. Не секрет, что одним из отстающих министерств является Мин-медбиопром СССР - поставщик лекарственных препаратов. Процитируем газету «Известия»: «Начальник Главного производственного управления Минмедбиопрома СССР М. Григорьев проанализировал причины отставания отрасли. В стране уже на протяжении нескольких пятилеток (подчеркнуто мною.- Е. П.) не ведется учет потребности в медикаментах, объемов производства, поставок, темпов социального и демографического развития» г. Комментарии здесь совершенно излишни. С результатами подобного, с позволения сказать, планирования мы сталкиваемся практически на каждом шагу-на работе и в быту. И нам ли, закаленным многолетним пребыванием в стихии безгласной плановости, бояться ограниченной правовыми рамками стихии рынка!
зированных систем управления, операторов по управлению автоматизированными системами и т.д. С др. стороны, на участках производства, где механизация и автоматизация осуществляются некомплексно, человеку отводится роль придатка к машине, его трудовая деятельность сводится к выполнению простейших операций по загрузке и разгрузке агрегатов, к перемещению предметов труда от одной машины к др. и т.п. Особенно наглядно падение содержательности и привлекательности труда просматривается в условиях конвейерного производства, где труд поделен на простейшие элементарные операции, выполняемые к тому же в принудительном ритме. Переход крыночной экономике обострил проблему повышения содержательности труда. Централизованное планирование и затратная экономика оставили и здесь тяжелое наследство — на отечественных предприятиях-монополистах численность работающих, занятых ручным малоквалифицированным трудом, значительно превышает таковую на предприятиях-конкурентах в промышленно развитых странах. Чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, отечественным предприятиям предстоит провести техническое перевооружение производства, сокращение ручного малоквалифицированного труда, изменение профессиональной и квалификационной структуры работающих, переквалификацию и переобучение персонала. В отечественной литературе изменения в С.т. характеризуется следующими показателями: динамика профессионально-квалификационной структуры персонала; состав и сложность трудовых операций, выполняемых рабочими. Для более обоснованного представления о происходящих изменениях в С.т. необходимо разработать и применять на практике более полную систему показателей, критериев и методов, позволяющих определять соотношения, складывающиеся между умственным и физическим трудом, простым и сложным, квалифицированным и неквалифицированным, привлекательным и непривлекательным, и проводить целеустремленную, систематическую работу по повышению С.т., превращению труда в жизненную потребность для каждого человека. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ — система научных исследований, уделяющая внимание содержанию факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся: теория потребностей Абраха-
Централизованное планирование может дать необходимый эффект лишь при максимальном развитии самостоятельности и инициативы местных органов и предприятий, творческой активности широких масс трудящихся. XXV съезд КПСС одобрил линию на усиление привлечения трудящихся к управлению производством, составлению производственных планов. Это полностью отвечает новому этапу демократического централизма, начало которому положила экономическая реформа. Широкое
Эти показатели обеспечивают народнохозяйственные связи, укрепляют централизованное планирование л полностью сохраняются при двухзвенной структуре управления для производственных объединений.
на с наименьшими затратами материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Он позволяет правильно сочетать централизованное планирование с воздействием экономических рычагов на производство, соединять воедино интересы государства, предприятий и каждого работника, быстрее решать социальные проблемы.
С 1945 г. регион Восточной Европы представлял собой коммерческую «черную дыру». Для экономики было характерно централизованное планирование, большинство предприятий принадлежало государству. Западные инвестиции сдерживались бюрократическим регулированием и официальным неодобрением. Сфера торговли жестко ограничивалась рамками Совета Экономической Взаимопомощи. Ограничения импорта и жесткий контроль размещения средств сдерживали развитие предпринимательской деятельности и производства товаров, а устаревшие технологии производства в большинстве стран Восточной Европы обусловливали неконкурентоспособность продукции на мировом рынке (за исключением оружия) [22, с. 63].
Для ускорения экономического развития Китай предпринял ряд политических шагов, открывая свою экономику всему миру. Однако Китай пошел путем экономических реформ в рамках социалистической системы в отличие от многих страны Восточной Европы, которые попытались реформировать как экономическую, так и политическую систему. Таким образом, главная особенность коммунистической формации — централизованное планирование — осталась в Китае незыблемой.
Наконец-то и Президент Российской Федерации 24 сентября 1997 г. в выступлении при открытии осенней сессии Совета Федерации заявил: «Для перехода к устойчивому экономическому росту мало одной экономической свободы. Нужен новый экономический порядок... На собственном опыте мы убедились: сам по себе рынок не панацея от всех проблем... все сегодня согласны, что надо повышать роль государства в экономике. И мы действуем в этом направлении, но аккуратно. От политики невмешательства решительно переходим к политике упреждающего регулирования экономических процессов, контроля за жизненно важными отраслями и эффективностью расходования бюджетных средств. Это не возврат, конечно, во времена Госплана (а жаль, даже папа Павел VI в своем окружном послании назвал централизованное планирование экономики ключом к экономическому развитию) и Госснаба. Это возвращение государства к продуманной экономической стратегии. Теперь именно она начинает определять основные направления экономической деятельности».167
Система хозяйственного управления Директивная — централизованное планирование и управление производством' и распределением продукции Смешанная — стационарная рыночная при государственном регулировании Переходная — нестационарная сложная комбинация рыночных и нерыночных методов управления Бюджетное планирование — централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное право — совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны.
Вместе с тем необходимо помнить, что внутри производственных отделений наблюдается тенденция к «укорачиванию» целей. Из-за роста управленческого аппарата за счет создания отделений увеличиваются накладные расходы. Централизованное распределение ключевых ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотделенческих конфликтов. В больших дивизиональных организациях затруднена межотделенческая карьера, а при механистическом подходе человек вообще оказывается потерянным и его ресурс не используется эффективным образом.
Уровень переводимых прибылей может устанавливаться по-разному. Некоторые фирмы определяют их размер на уровне, который установлен для йыплаты дивидендов материнской компанией. Например, компания, которая выделяет на выплату дивидендов половину получаемых прибылей, требует, чтобы ее дочерние компании переводили ей также половину своих. Многие компании настаивают на регулярном переводе всех или большей части получаемых прибылей (чаще 80- 90%) в виде дивидендов. Как правило, фирмы придают большое значение регулярности перевода прибылей, что обеспечивает им лучший контроль над финансовыми операциями заграничных дочерних компаний. Однако, поскольку в большинстве стран местные власти осуществляют строгий контроль над движением капиталов, это обычно сопряжено с известными трудностями. Собирая прибыли и консолидируя их в одном фонде, материнская компания принимает на себя централизованное распределение этих средств, определяя ассигнования на капиталовложения по каждой дочерней компании1.
управления осуществлялась централизованно посредством доведения до предприятий директивных плановых показателей по объемам, ассортименту, номенклатуре выпускаемой продукции; гарантированных материально-технического снабжения и реализации произведенной продукции. Централизованное распределение сырья и материалов, наличие налаженных хозяйственных связей и конкретных, директивно закрепленных потребителей, фиксированных государственных цен видоизменило сбытовую функцию, уменьшило ее самостоятельное значение, превратило в элемент производственной деятельности. При отсутствии конкуренции, растущем товарном дефиците, диктате производителя производство новых и модификаций выпускаемых изделий осуществляется, как правило, без учета конкретных требований потребителя при действующей системе сбыта продукции. Нет необходимости уделять внимание таким аспектам реализации как упаковка товара, реклама и стимулирование сбыта, маркетинговым исследованиям в целом. В условиях рыночных отношений такая практика уже не сможет обеспечить результативное функционирование предприятия и эффективную работу коллектива.
Контроль за производством и распределением является важнейшим завоеванием социализма, обеспечивающим регулирование производства. Как в период становления Советской власти, так и в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной войны и в настоящее время, в период развитого социалистического общества, централизованное распределение средств производства и концентрация их на выполнение главных задач коммунистического строительства были и останутся важнейшей функцией социалистического государства. Эта функция осуществляется путем тщательного изучения плановыми и другими органами управления потребностей общества
Производство и потребление нефти и нефтепродуктов в 1918—1919 гг., по сравнению с 1913 г., в стране сократилось в 4—5 раз и составило 2—2,5 млн. т. Созданный в 1918 г. в составе Главного управления по топливу Нефтеторг прежде всего взял на учет все имеющиеся в стране ресурсы нефтепродуктов. Результаты централизованного учета нефтетоплива не замедлили сказаться. Правительство получило возможность сделать оценку состояния запасов нефтепродуктов в стране и распорядиться имеющимися ресурсами с большей народнохозяйственной пользой. Централизованное распределение нефтепродуктов осуществлялось Советом Труда и Обороны (СТО), затем план распределения, составленный на определенный период (квартал, полугодие или операционный год, например с 1.IX.1920 г. по 1.IX.1921 г.), передавался через ВСНХ и ГУТ Нефтеторгу для реализации. В соответствии с этими планами, которые по существу явились прообразом ныне действующих материальных балансов и планов распределения продукции производственно-технического назначения, Нефтеторг, преобразованный впоследствии в Нефтесиндикат, осуществлял снабжение народного хозяйства нефтетопливом и нефтепродуктами.
Централизованное распределение нефтепродуктов и строгий учет всех ресурсов позволили хорошо организовать балансовую службу в этой области хозяйства. Вся работа органов нефтеснабжения прежде всего строилась на балансовом методе планирования. Прежде чем приступить к распределению имеющихся ресурсов, составлялся баланс нефтепродуктов.
Бюджетов планирование — централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
В основу бюджетной политики на 1995—1997 гг. заложено глубокое и неразрешимое противоречие. С одной стороны, в соответствии с монетаристской концепцией ставится цель снизить предложение денег и проводить по существу рестриктивную бюджетную политику. Эта политика сопровождается жесткими кредитно-денежными мерами: прекращаются централизованное распределение кредитов, практика списания задолженности, предоставление ссуды отраслям хозяйства на льготных условиях и т.п. В этом случае, как известно, усиливается спад производства. С другой стороны, ставится задача — теперь уже в 1997 г. — добиться приостановки экономического кризиса. Однако, как мы знаем, в его основе лежит глубокий структурный кризис, который невозможно преодолеть за короткий срок и для выхода из которого требуются огромные затраты государственных денежных средств.
планирование экономики означало централизованное распределение ресурсов, оно
центру такие заявки, чтобы централизованное распределение
Ценностей учитываемых Ценностных ориентиров Ценностную значимость Ценообразования продвижения Центральный процессор Центральным правительством Целесообразной деятельности Центральной предельной Центральное статистическое Центрального процессора вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|