|
Централизованное управление
Принцип демократического централизма предполагает, во-первых, централизованное руководство народным хозяйством и хозяйственную самостоятельность предприятий, во-вторых, единоначалие в управлении производством и коллегиальность в решении наиболее важных вопросов. Смысл единоначалия при наличии демократического централизма В. И. Ленин кратко сформулировал следующим образом: «Обсуждение — сообща, а ответственность — единолична»2. Он писал, что необходимо «.. .строго отделять две категории демократических функций: с одной стороны — дискуссии, митингования, с другой стороны—установление строжайшей ответственности за исполнительские функции и безусловно трудовое, дисциплинированное, добровольное исполнение предписаний и распоряжений, необходимых для того, чтобы хозяйственный механизм работал действительно так, как работают часы»3.
6. Хозяйственный расчет, материальная заинтересованность предприятий, отдельных работников в развитии и совершенствовании производства позволяют сочетать централизованное руководство социалистическим промышленным предприятием с предоставлением им значительной оперативно-хозяйственной самостоятельности, интересы государства— с интересами отдельных предприятий, производственных единиц, цехов, участков, каждого работника. Хозяйственный расчет основан на использовании закона стоимости в интересах социализма, на соизмерении денежных затрат и получаемых результатов, возмещении расходов собственными доходами, экономии дредств и повышении рентабельности производства. Хозрасчетные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договдрных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают свою продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке, где повседневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности.
Составлением отчетности, как и всем народнохозяйственным учетом руководят ЦСУ СССР и Министерство финансов СССР. Центральное статистическое управление и Министерство финансов СССР утверждают формы отчетности, издают инструктивные указания по их заполнению, устанавливают сроки и адреса представления отчетности, порядок ее утверждения и т. д. Такое централизованное руководство обеспечивает единство методологии составления отчетности, что дает возможность составлять сводные отчеты по отраслям и по районам, а также в целом по народному хозяйству.
по их заполнению, устанавливают сроки и адреса представления отчетности, порядок ее утверждения и т. д. Такое централизованное руководство обеспечивает единство методологии составления отчетности, что позволяет составлять сводные отчеты по отраслям и по районам, а также в целом по народному хозяйству.
Централизованное руководство выражается в утверждении каждому предприятию плановых заданий, являющихся органической частью единого государственного плана; в осуществлении единой технической политики, соблюдении необходимых пропорций развития отраслей народного хозяйства и т. д.
Экономические методы, управления основываются на использовании экономических способов воздействия на управляемый объект. Этот метод предполагает централизованное руководство экономикой, широкое развитие и сочетание товарно-денежных отношений, предоставления определенных прав управляемому объекту, материальное и моральное стимулирование хозяйственной деятельности коллективов и отдельных работников. Различают две основные разновидности экономических методов: прямое экономическое воздействие, воздействие через организацию хозрасчета.
ботников в развитии и совершенствовании производства. Хозрасчет позволяет сочетать централизованное руководство социалистическим промышленным предприятием с предоставлением им значительной оперативно-хозяйственной самостоятельности, интересы государства — с интересами отдельных предприятий, производственных единиц, цехов, участков, каждого работника. Хозяйственный расчет основан на соизмерении денежных затрат и получаемых результатов, возмещении расходов собственными доходами, экономии средств и повышении рентабельности производства. Хозрасчетные предприятия осуществляют свою деятельность на основе договорных отношений, приобретают необходимые материальные ценности и сбывают свою продукцию, имеют самостоятельные балансы и собственные расчетные счета в Госбанке СССР, где повседневно отражаются результаты их хозяйственной деятельности.
Демократический централизм. Основным его содержанием является рациональное сочетание планового руководства с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, развитием инициативы и творческой активности масс. Централизованное руководство необходимо для управления производством в масштабе всего народного хозяйства, проведения единой экономической, научно-технической политики, для реализации задач в области капитального строительства, технического перевооружения, единства экономических рычагов и
Централизованное руководство учетом и статистикой в СССР возложено па Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР (ЦСУ СССР).
Задача оперативно-производственного планирования состоит в обеспечении бесперебойности производственного процесса, согласованной деятельности всех подразделений, ритмичного выполнения производственных планов, наилучшего использования материальных и трудовых ресурсов. В ходе оперативного планирования плановые задания доводятся до цехов, участков и рабочих мест, осуществляются непрерывное, оперативное и централизованное руководство и контроль за выполнением плана.
Централизованное руководство учетом возложено на ЦСУ СССР, методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Министерством финансов СССР на основе единых методических указа- 2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
При переходе от отдельных подразделений (технологических установок, цехов и т. д.) к предприятию в целом система управления производством в принципе не меняется. Возрастает лишь ее масштаб, увеличивается количество связей и их сложность. При полном развитии системы создается централизованное управление комплексом производств и, в конечном счете, всеми производственными процессами на предприятии. Централизация управления возможна при сохранении в качестве управляющего
Диспетчерская служба обеспечивает получение необходимой информации о ходе выполнения плана, выявление причин отклонений от заданий и своевременное принятие мер по их устранению. В современных условиях система диспетчерских служб превращается в дистанционное централизованное управление производством, использующее контрольно-измерительную аппаратуру, средства диспетчерской связи, сигнализации, телевидения, самозаписывающих приборов и т. д.
Диспетчерская служба обеспечивает получение необходимой информации о ходе выполнения плана, выявление причин отклонений от заданий и своевременное принятие мер по их устранению. В современных условиях система диспетчерских служб превращается в дистанционное централизованное управление производством, использующее контрольно-измерительную аппаратуру, средства диспетчерской связи, сигнализации, телевидения, самозаписывающих приборов и т.д. Для успешного выполнения своих функций диспетчерская служба наделяется необходимыми полномочиями и техническими средствами, с помощью которых улучшается качество руководства, снижаются затраты труда и средств на управление. Диспетчерские службы ведут специальную документацию, с помощью которой контролируют ход производства.
Организация управления отраслью менялась и совершенствовалась вместе с ее развитием. В предвоенные и послевоенные годы в связи с большой централизацией производства создавались отраслевые главные управления и министерства с функциями планирования и руководства деятельностью промышленных предприятий. Централизованное управление в этот период дополнялось созданием трестов и объединений на местах. При
Диспетчерская служба дает необходимую информацию о ходе выполнения плана, выявляет причины отклонений от заданий и своевременно принимает меры по их устранению. В современных условиях система диспетчерских служб превращается в дистанционное централизованное управление производством, использующее контрольно-измерительную аппаратуру, средства диспетчерской связи, сигнализацию, телевидение, самозаписывающие приборы и т. д.
За основу была выбрана самая передовая по тем временам модель конвейера. Однако, решая проблему индустриализации, руководство страны реализовало эту модель не только применительно к отдельным предприятиям, но и в отношении всего народного хозяйства в целом. Конвейерная форма организации предполагает массовый выпуск относительно однородной и простой продукции, высокую дифференциацию и специализацию производства, предельно централизованное управление и план как основное средство регулирования, не требуя при всем том высокой квалификации работников. Но она же делает практически невозможной модернизацию хозяйства "цивилизованными" методами в обычных условиях, поскольку выключить из конвейера какой-то элемент для замены его новым - все равно, что сломать почти весь конвейер (как это произошло, например, во время войны и распада СССР). Единственный путь освоения чего-то радикально нового - ракетной техники, например, или атомного оружия -это создание параллельно существующей новой линии.
Диспетчерская служба дает необходимую информацию о ходе выполнения плана, выявляет причины отклонений от заданий и своевременно принимает меры по их устранению. В современных условиях система диспетчерских служб превращается в дистанционное централизованное управление производством, использующее контрольно-измерительную аппаратуру, средства диспетчерской связи, сигнализацию,телевидение, самозаписывающие приборы и т. д.
Важнейшие принципы хозяйственного расчета: плановое централизованное управление производственным звеном, самоокупаемость и рентабельность производства, производственно-хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность, точный учет затрат и результатов труда, контроль.
Диспетчерская служба дает необходимую информацию о ходе выполнения плана, выявляет причины отклонений от заданий и своевременно принимает меры по их устранению. В современных условиях система диспетчерских служб превращается в дистанционное централизованное управление производством, использующее контрольно-измерительную аппаратуру, средства диспетчерской связи, сигнализацию, телевидение, самозаписывающие приборы и т. д.
Ценностные ориентиры Ценностными ориентациями Целесообразна разработка Ценообразование предполагает Центральных отраслевых Центральная бухгалтерия Центральной аттестационно Центральной тенденции Центрального диспетчерского Центрального управления вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|