Централизованно планируемых



5. Важнейшим принципом организации оплаты труда при социализме является единство экономической политики в области заработной платы. Этот принцип заключается в централизованном планировании заработной платы рабочих и служащих, в контроле за мерой труда и мерой потребления.

В. И. Ленин учил, что дпроизводительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя»1. Это указание В. И. Ленина находит свое отражение в действии нашего хозяйственного механизма, в централизованном планировании показателей производительности труда и их контроля со стороны государства.

Резкий спад НИОКР во многих странах ЕСПЭ в начале 90-х годов серьезно ослабил их конкурентоспособность, что должно особенно беспокоить их лидеров, ответственных за научную и технологическую политику В дополнение к текущим проблемам, связанным с приватизацией фирм и их приспособлением к рыночной экономике, этот спад был также связан с прежде существовавшими институциональными структурами, основанными на централизованном планировании. Централизованная система науки и технологии, существовавшая в странах ЕСПЭ в течение прошедших сорока лет. привела к спаду НИОКР в конце 80-х годов, который становится особенно явным, если рассматривать число патентов, полученных этими странами в Европе или США. или их долю научных публикаций.

Еще одно немаловажное преимущество организации снабжения по производственно-транспортным зонам заключается в том, что при их функционировании будут удовлетворяться основные требования к рациональному использованию технического обеспечения АСУнефтеснаб: обеспечение движения и переработки информации в более короткие, чем при централизованном планировании, сроки; живучесть системы (зона может выполнять функции 'нефтеснабжения при условии выхода из строя Главного вычислительного центра или соседних зональных вычислительных центров), гибкость и 'перспективность системы (возможно создание резервов технического обеспечения и приспособление его к изменяющимся условиям работы как при увеличении объема и состава задач, так и при изменении состава территориальных управлений, входящих в зону).

Этих действий и корректировок планов не происходит при централизованном планировании. Ассортимент производимой продукции в бывшей советской экономике определялся центральными плановыми органами. Если их оценки необходимого количества автомобилей, бритвенных лезвий, нижнего белья и водки, которые хотело бы купить население по устанавливаемым государством ценам, были неверны, то возникали дефициты и излишки отдельных видов продукции. Но руководители, занимающиеся производством этих товаров, премировались за достижение установленных объемов производства; у них не было никаких стимулов корректировать объем производства в ответ на возникновение излишков или дефицита. И у них не было

Многие из этих функций являются новыми для российского правительства, по крайней мере в условиях рыночной системы. При централизованном планировании безработица и явная инфляция находились под контролем. Исторически грандиозные производственные планы и избыточная занятость на предприятиях приводили к низким уровням безработицы, а государственное ценообразование контролировало их уровень. Таким образом, возникла задача разработки монетарной и фискальной политик и организационных изменений, необходимых для их внедрения, чтобы косвенно обеспечить макроэкономическую стабильность. Реструктурирование, скорее всего, приведет к значительному уровню краткосрочной безработицы, когда неэффективные государственные предприятия закроются или окажутся нежизнеспособными при частном владении. Поэтому должна быть установлена приоритетная цель - гарантирование социального обеспечения российских граждан. В частности, должна быть создана программа страхования от безработицы не только в целях поддержания равенства, но и для того, чтобы уменьшить сопротивление рабочих переходу к рыночной экономике. Для поддержания конкурентных рынков потребуется какая-то разновидность антитрестовского законодательства.

При централизованном планировании цены устанавливались ниже равновесных Р, на многие основные потребительские товары, чтобы сделать их широко доступными. Но в действительности при таких низких ценах требуемое количество превышает поставляемое, а дефицит означает, что многие потребители не могут получить этот товар. При отсутствии приватизации отказ от государственной фиксации цен привел бы к повышению цены с Р, до Ра. 8 случае приватизации и сопутствующем ей увеличении производства по мере повышения цены, цена увеличилась бы с Р, до Р„. 8 любом случае можно было ожидать, что отпуск цен приведет к инфляции.

В настоящее время нефтяная промышленность России в значительной степени функционирует и развивается на основе материально-технологической базы, созданной в рамках предыдущей экономической системы. Многие скважины, большинство трубопроводов, резервуарных парков и прочих объектов — все еше те, которые созданы (или начали создаваться) при централизованном планировании и управлении и были ориентированы на соответствующую схему принятия и реализации управленческих решений. Большую роль еше играет инерционность в изменении традиционных подходов к исполнению тех или иных управленческих и технологических заданий, в приобретении новых навыков работы в коллективе, в смене стратегических целей.

При централизованном планировании ценообразование и сбыт любых товаров, продававшихся потребителям всех бывших стран Совета экономической взаимопомощи, контролировались министерствами торговли. Физический сбыт в свою очередь осуществлялся оптовыми организациями. Большинство магазинов были государственными или кооперативными, и подавляющая доля объема сбыта в розничной торговле приходилась именно на них. Поскольку все магазины были обязаны назначать на свои товары одни и те же цены, конкуренция была ограничена только продажей остродефицитных товаров и борьбой за государственное финансирование.

В бывш. СССР, при централизованном планировании на протяжении десятилетий существовала практика, по которой цена продукта определялась в конечном счете уровнем средних затрат на его изготовление с дополнением к себестоимости определенного процента плановой прибыли, а в последний период также платы за производственные фонды (в большинстве отраслей — в размере 6% их стоимости). Это было одной из коренных причин постоянной разбалансированности экономики, поскольку цены никак не были связаны с соотношением спроса и предложения.

Бывший СССР был в составе стран — участниц Бреттон-Вудской конференции, однако не подписал статьи Соглашения и не вошёл в МВФ, что объяснялось затем их проамериканской и «проимпериалистической» ориентацией. Объективно оценивая прошлое, следует признать невозможность участия советской экономики, основанной на централизованном планировании и административном управлении, особенно в эпоху сталинизма, в международной валютной системе, базирующейся на принципах рыночной экономики. Брет-тон-Вудская валютная система, созданная в момент подавляющего превосходства США над другими партнёрами по уровню экономического развития и финансовым возможностям, была приспособлена для функционирования в статических условиях. Восстановление экономики стран Западной Европы и Японии, расширение их хозяйственных связей между собой и с США немедленно вывело из устойчивости валютную систему, оказавшуюся неспособной к подвижным изменениям в структуре международных экономических операций и связанному с ними движению денежных потоков между странами. Введение частичной обратимости валют западноевропейскими странами в 1958 г. совпало с кризисом доллара вследствие


В настоящее время уделяется исключительно большое внимание совершенствованию экономических методов управления. Об этом свидетельствует повышение научного уровня планирования, сокращение числа централизованно планируемых показателей, расширение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий, повышение заинтересованности коллективов в поиске лучших вариантов выполнения производственных заданий и пр. При проведении хозяйственной реформы центр тяжести руководства общественным производством переносится на экономические методы.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС указал, что для экономической, оценки деятельности предприятия должны быть взяты такие факторы, которые бы нацеливали на достижение наивысших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Число централизованно планируемых показателей было сокращено. В то же время в практике хозяйственной деятельности было оставлено большое количество расчетных, аналитических и учетных показателей.

Из всех перечисленных показателей, оценивающих объем продукции отрасли или предприятия, в действовавшей в десятой пятилетке системе технико-экономических показателей в качестве директивно (централизованно) планируемых были приняты:

По решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в качестве централизованно-планируемого по группе трудовых показателей был оставлен общий фонд заработной платы. Другие показатели этой группы, не теряя своего значения, стали использоваться в качестве расчетных, аналитических и учетных. Сокращение числа централизованно планируемых трудовых показателей расширило права предприятий в этой области планирования. Предприятию было предоставлено право регулировать численность своих работников в пределах заданного фонда заработной платы, а именно — стремиться к тому, чтобы меньшей численностью работников, имеющих более высокую заработную плату, добиваться высоких показателей производительности труда.

В ходе осуществления хозяйственной реформы выявилась необходимость ввести в группу показателей по труду в качестве централизованно планируемых показателей рост производительности труда, исчисляемый по товарной (валовой) продукции и нормативы образования фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Цель ввода этих показателей— обеспечить всемерное сокращение трудовых затрат на производство все возрастающих объемов продукции.

В ходе осуществления хозяйственной реформы выявилось, что показатель «рентабельность» не выполнил стимулирующих функций и в десятой пятилетке был исключен из группы централизованно планируемых. Как и себестоимость продукции, он не потерял своего значения, но используется в качестве расчетного, учетного и аналитического.

§ 3. Нефтедобывающая промышленность СССР в годы довоенных пятилеток (1928—1940 гг.) _ 13 § 4. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.) 14 § 5. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в послевоенный восстановительный период 16 § 6. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в 1951—1955 гг. 17 § 7. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в 1966—1970 гг. 21 § 8. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в 1971—1980 гг. 23-§ 9. Нефтегазодобывающая промышленность СССР в одиннадцатой пятилетке (1981—1985 гг.) 2& Глава III. Организация управления нефтегазодобывающей промышленностью 30 § 1. Основные принципы и методы управления социалистическим производством 30> § 2. Структура управления нефтяной и газовой промышленностью з5 § 3. Автоматизированная система управления производством 39> § 4. Задачи дальнейшего совершенствования управления нефтяной и газовой промышленностью 43-Глава IV. Система технико-экономических показателей развития газодобывающей промышленности 45-§ 1. Система централизованно-планируемых показателей отраслям промышленности и производственным объединениям 45 § 2. Система . планово-оценочных показателей нефтегазодобывающей промышленности 53 § 3. Особенности выражения показателей в нефтегазодобывающей промышленности 56 Глава V. Районирование нефтегазодобывающей промышленности 59 § 1. Значение рационального размещения производительных сил. Основные принципы и факторы размещения промышленности ?Q, § 2. Особенности районирования нефтегазодобывающей промышленности 54 § 3. Основные изменения в. размещении нефтегазодобывающей промышленности gg_ Глава VI. Научно-технический прогресс в нефтегазодобывающей промышленности и экономическая эффективность внедрения новой техники 71 § 1. Сущность и основные направления научно-технического прогресса в промышленности 71 § 2. Планирование научно-технического прогресса 73, § 3. Методика определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии 75. § 4. Основные направления научно-технического прогресса в нефтега- „„ зодобывающей промышленности и их экономическая эффективность Глава VII. Основы планирования, методика составления производственной программы нефтегазодобывающей промышленности 93, § 1. Основные принципы и задачи социалистического планирования 93 § 2. Вида планов и порядок их составления 1С'3,

В условиях усиления и укрепления экономических методов хозяйствования особое значение имеет правильное сочетание хозрасчетных интересов предприятия с общегосударственными интересами. Решению этой задачи способствуют резкое сокращение числа централизованно планируемых предприятиям показателей, оценка их деятельности по реализованной продукции, прибыли и рентабельности, увеличение оставляемых в распоряжении предприятий средств для развития производства и поощрения коллектива работников, организация оплаты их труда не только в зависимости от личного труда, но и от результатов работы всего предприятия, установление платы за производственные основные фонды и оборотные средства из прибыли в зависимости от стоимости закрепленных за предприятием производственных фондов, налаживание новых взаимоотношений между предприятиями на основе хозяйственных договоров и взаимной ответственности по поставкам продукции производственно-технического назначения и т. д.

План по прибыли, рентабельности производства и себестоимости продукции необходим для определения размера затрат на производство продукции, услуг, производство всех видов работ (за исключением капитального строительства), себестоимости отдельных видов продукции и суммарных затрат на 1 руб. товарной продукции, снижения ' себестоимости продукции по сравнению с уровнем предшествующего периода. Этот раздел в настоящее время занимает одно из центральных мест в системе техпромфинплана, так как в нем рассчитываются два централизованно планируемых показателя: прибыль и рентабельность, от уровня которых зависят и общая оценка деятельности предприятия и размер его фондов экономического стимулирования.

При безусловном сохранении директивного характера планов резко сокращено число централизованно планируемых показателей как для предприятий, так и для отраслей промышленности.

Система централизованно планируемых показателей включает:


Ценностных ориентациях Ценностной значимости Ценообразования определение Центральный диспетчерский Центральным аппаратом Центральная лаборатория Центральной инженерно Центральное положение Центрального отопления вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика