|
Централизованно управляемой
водственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий. Для организации работы концерн создает систему управления, при которой его участники добровольно передают часть своих полномочий и функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами, другим организациям и учреждениям, включая вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений. Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Особое место государственные концерны могут занять в отраслях, имеющих базовое значение для жизнеобеспечения всей экономики, и в тех отраслях, для которых характерны замкнутые цепи взаимосвязанных технологических процессов, глубокая внутренняя кооперация при производстве и реализации конечного продукта. Такие отраслевые хозрасчетные комплексы могут формироваться как государственные концерны и успешно функционировать, например, в отраслях и производствах по всему циклу добычи, транспортировки и распределения газа, в золотодобывающей и алмазной промышленности, нефтепереработке, производстве удобрений и оказании услуг по их использованию.
Объемы конкретных видов материально-технических ресурсов (фондов), централизованно выделяемых каждому потребителю (фондодержателю) в планах распределения, рассчитываются по формуле
Переход к рыночным отношениям сопровождается изменениями в механизме управления всеми хозяйственными процессами, в том числе, и процессами в финансовой сфере. Смещение акцентов от распределения централизованно выделяемых средств в плановой экономике к поиску наиболее эффективных вариантов использования финансовых ресурсов в рыночной экономике привело к необходимости создания структуры финансового планирования в рамках системы финансового управления.
Затратообразующий центр (cost center) — подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т. п.). Еще один пример — бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
Затратообразующий центр (cost center) — подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т. п.). Еще один пример — бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
Затратообразующий центр (cost center) — подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на затратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководители имеют полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т.п.). Еще один пример — бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
— определяет с участием соответствующих подразделений министерства потребность предприятий и организаций в централизованно выделяемых материальных ресурсах, необходимых для производственно-эксплуатационных нужд и капитального строительства и составляет планы материально-технического» снабжения;
водственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранной, внешнеэкономической и иной деятельности, а также хозрасчетного обслуживания предприятий. Для организации работы концерн создает систему управления, при которой его участники добровольно передают часть своих полномочий и функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами, другим организациям и учреждениям, включая вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений. Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Особое место государственные концерны могут занять в отраслях, имеющих базовое значение для жизнеобеспечения всей экономики, и в тех отраслях, для которых характерны замкнутые цепи взаимосвязанных технологических процессов, глубокая внутренняя кооперация при производстве и реализации конечного продукта. Такие отраслевые хозрасчетные комплексы могут формироваться как государственные концерны и успешно функционировать, например, в отраслях и производствах по всему циклу добычи, транспортировки и распределения газа, в золотодобывающей и алмазной промышленности, нефтепереработке, производстве удобрений и оказании услуг по их использованию.
Затратообразующий центр (со5( сеп(ег) — подразделение, работающее по утвержденной смете расходов. Для подразделения подобного типа трудно оценить доходы, поэтому внимание концентрируется на -атратах. В качестве примера можно привести университетскую кафедру; ее руководство имеет полное право определять направления использования централизованно выделяемых средств (покупка компьютера, приглашение известного профессора для чтения краткосрочного курса, направление сотрудников на научные конференции и т. п.). Еще один пример — бухгалтерия предприятия; трудно оценить, какая часть прибыли предприятия обусловлена работой бухгалтеров, однако можно установить плановые ориентиры по затратам.
Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.
Для осуществления совместной деятельности концерн создает собственные органы управления, которым участники в соответствии с уставом концерна добровольно передают часть своих полномочий во взаимоотношениях с министерствами и ведомствами, другими организациями и учреждениями, включая Вопросы размещения заказов, получения централизованно выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений. Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Особое место концерны могут занять в отраслях, имеющих базовое значение для жизнеобеспечения всей экономики, и в тех случаях, для которых характерны замкнутые цепи взаимосвязанных технологических процессов, глубокая внутренняя кооперация при производстве и реализации конечного продукта. Экономический и административно-правовой методы управления функционируют на единой методологической основе, так как они служат выражением сознательного использования обществом объективных экономических законов и преследуют единые экономические цели. Экономические методы наиболее результативны тогда, когда они реализуются в рамках централизованно управляемой системы, поскольку они нуждаются в административном регулировании. Кроме того, чем лучше разработаны экономические методы, тем меньше требуется распорядительской деятельности.
В России реформы, направленные на трансформацию планово-распределительной централизованно управляемой системы в рыночную многоукладную экономику, проводятся более десяти лет. В этот не малый срок включаются попытки решить проблемы трансформации экономики по социал-демократическому варианту, до модели «рыночного социализма» (1987-1990 гг.), а затем период праворадикальных преобразований по либерально-монетаристкой модели (после 1991 г.).
Как уже отмечалось, в современных условиях роль финансового планирования принципиально изменяется по сравнению с той, что оно играло в централизованно управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банками и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций.
При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.
Из первичных документов наиболее распространенными являются квитанции, оформляющие сдачи налогов ( которых было в римском Египте не меньше, чем раньше, - это общая особенность его централизованно управляемой экономики) и расписки (diagraphe) по расчетам. Содержание квитанций (они писались на остраках) обычно таково: сумма платежа, плательщик, дата. Оформление расчетов более сложное. Их должен был подтверждать банк в связи с тем, что участники расчетов хранили свои деньги в банке. Приведем один пример, достаточно характерный, удостоверения^ личности от 112 года н.э. [275, т. 1, N 74]:
Однако нельзя считать, что, чем выше степень вертикальной интеграции, тем лучше. Доведенная до крайних степеней, вертикальная интеграция становится абсолютно неэффективной, как это было в случае с польской государственной авиакомпанией LOT, которая в конце 80-х годов создала собственное производство по выращиванию свиней, поставив задачу улучшения снабжения и питания ее персонала. (Конечно, в централизованно управляемой экономике, вероятно, необходимо создавать подобные подразделения, так как здесь нет никакой уверенности в том, что в условиях дефицита мясо можно будет купить всегда.)
В России реформы, направленные на трансформацию планово-распределительной централизованно управляемой системы в рыночную многоукладную экономику, проводятся более десяти лет. В этот не малый срок включаются попытки решить проблемы трансформации экономики по социал-демократическому варианту, до модели «рыночного социализма» (1987-1990 гг.), а затем период праворадикальных преобразований по либерально-монетаристкой модели (после 1991 г.).
Общие или полные затраты на выпуск продукции, включаемые в себестоимость, традиционно служили в нашей стране базой при формировании цен на продукцию предприятий. Отечественная система учета затрат была построена так, чтобы обеспечить требования централизованно управляемой экономики в получении информации обо всех фактических затратах и в калькулировании полной себестоимости для целей государственного ценообразования. Система сбора информации о затратах была хорошо налажена, однако большая часть информации не использовалась, поскольку не существовало глобального стимула для снижения затрат на производство и цен и, следовательно, управления себестоимостью на предприятии. В этом скрыта одна из причин того, что в нашей стране не нашел широкого применения на практике теоретически хорошо разработанный нормативный метод учета затрат и калькулирования, аналог известной западной системы «стандарт-кост».
Анализ антиинфляционной политики в России приводит к следующему выводу: наряду с использованием гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет снижения производства, а за счет его реальной стабилизации, оживления и подъема. Именно такой подход диктуется опытом Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. История гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран, переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики — шоковой терапии и градуирования — осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране.
Следует отметить, что в условиях милитаризированной экономики приоритеты отдельных ведомств существенно различались. Наиболее приоритетными являлись оборонно-ориентированные НИОКР, а сектор гражданской науки, напротив, всегда испытывал дефицит ресурсов. В результате этого, наблюдалась огромная дифференциация качества научного потенциала. Кроме того, существовал еще один феномен плановой экономики - ведомственные барьеры. При централизованно управляемой системе хозяйства проблема ведомственных барьеров была принципиально непреодолима.
3.6. Рыночная конкуренция. Принятие решения каждым из партнеров зависит от множества факторов — объема платежных средств у покупателя, финансово-хозяйственного положения продавца и многих других. Не последнюю роль играет психология поведения партнеров и их менталитет, которые абсолютно не учитываются в централизованно управляемой экономике, заменяющей работу с этими факторами прямой директивой.
Ценностными ориентациями Целесообразна разработка Ценообразование предполагает Центральных отраслевых Центральная бухгалтерия Центральной аттестационно Центральной тенденции Центрального диспетчерского Центрального управления вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|