|
Ценностные ориентиры
В формировании личности будущего учителя кафедра физического воспи-Стерлитамакского государственного педагогического института, решая указанные выше задачи, приоритетное место отводит выработке с первых дней в вузе у студентов осознанного стремления к физическому самовос-и самосовершенствованию. На данный подход в работе натолкнули многолетние наблюдения за состоянием здоровья и физического развития студентов, у которых в подавляющем большинстве недостаточно выработаны в довузовский период жизни установка и ценностные ориентации на самосовершенствование, а также правильное отношение к той экологической обстановке, в которой они проживают.
Исследования подтверждают, что ценностные ориентации влияют на способ, которым принимаются решения18. Одно из первых исследований, посвященных ценностям американских управляющих, показало — в их системе ценностей заметен явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам19. Согласно исследованию Джорджа Инглен-да, руководитель, ставящий на первое место максимизацию прибыли, скорее всего не вложит средств в реконструкцию кафетерия и комнат отдыха для рабочих. Руководитель, для которого главное — сострадание к людям, скорее повдет на справедливое повышение заработной платы, чем на ее сокращение ради высвобождения средств на финансирование научно-исследовательских проектов .
5. Ценностные ориентации руководителя влияют на его повседневные действия и решения.
Таблица 9.2. Ценностные ориентации
19. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. отношение к труду и ценностные ориентации личности. В кн.: Социология в СССР. -М., 1986. -т.2. -С.199.
Для следующего, постиндустриального этапа развития цивилизации характерна растущая роль организационных и информационных технологий. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентации человека. Материальное производство, хотя и поднимается в абсолютных объемах на самый высокий уровень, перестает играть определяющую роль. Новый характер отношений - совместные интеллектуальные разработки - требует новой основы взаимодействия в системе "человек - человек" и , соответственно, новой парадигмы образования.
В последние годы влияние культурных факторов на бухгалтерский учет стало предметом подробных обсуждений среди ученых разных стран. Очевидно, что существует много аспектов бухгалтерской теории и практики, на которые оказывают влияние ценностные ориентации специалистов и пользователей бухгалтерской информации. Некоторые исследователи попытались классифицировать бухгалтерские системы разных стран на основе факторов культуры.
• Социальное развитие коллектива (ценностные ориентации, нормы поведения, системы коллективного пользования и т.п.).
Организационная культура. Приобретенные организацией с момента ее создания ценностные ориентации, нормы и образцы поведения носят, как правило, устойчивый характер и не могут быть игнорированы при выборе проектируемой системы.
В начале главы отмечалось, что различие между организациями порождается характером взаимодействия между индивидом и организацией в целом. Основой данного различия является разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие. Ключевыми среди этих переменных являются те, которые относятся к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п. В табл. 8.3 приводятся основные характеристики двух типов организаций: организации корпоративного и индивидуалистского типов.
Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей час- • тью организации философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри На содержательную сторону устанавливаемых целей в той или иной сфере действия влияют ценностные ориентиры предприятия. Признание ценности своего существования является важнейшим компонентом имиджа компании. Оно создает рабочее пространство для ее целей, поскольку фирмы провозглашают эти цели в качестве девизов (принципов работы). Например, девиз «Прогресс» является наиболее важным из всех тех, которые провозг-
Третий фактор воздействия культуры — это сила воздействия. Организационная культура может быть сильной или слабой. В организациях с сильной культурой работники хранят верность идеям и ценностям компании. Напротив, в организациях со слабой культурой нормативы и ценностные ориентиры воспринимаются лишь как рекомендации.
Четкая стратегия и хорошо продуманные программы поддержки бесполезны, если компания не в состоянии организовать адекватное исполнение планов. В самом деле, как считает консультационная компания McKinsey, стратегия — один из семи элементов оптимальной организации управления компанией. Первые три — стратегия, структура и системы — «железо», «несущие стены» организации. Оставшиеся — стиль, штат, навыки и ценностные ориентиры — ее «программное обеспечение» .
необходимым для реализации стратегии компании профессионализмом. Четвертый — ценностные ориентиры — означает наличие общих ценностей работников компании. При наличии всех четырех элементов компании, как правило, удается успешно реализовать стратегию 8.
Чигрина З.Б. Ценностные ориентиры личности .82
- ценностные ориентиры,
ЗАЧЕМ реализовывать - задаются ценностные ориентиры, идеи, ста-
Формирование целей жизни зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей личности, семейных традиций, жизненного опыта, общественных отношений и др. Существенно влияние профессиональных особенностей, структуры производственных коллективов, стилей руководства. При благоприятных условиях формируются цели жизни и ценностные ориентиры, которые отвечают интересам общества и предприятия. И наоборот, нестабильность социальных отношений, низкий авторитет лидеров, массовые нарушения норм морали и права способствуют негативным тенденциям в формировании целей деятельности людей. Соответствующие механизмы исследовались Э. Дюркгеймом, К. Юнгом, К. Хорни, другими психологами, психоаналитиками и социологами. В частности, показано, что в обществе, где господствуют отношения конкуренции, объективно неизбежно стремление значительной части людей к власти, славе, престижу [Хорни. Т. 1. С. 393; Т. 3. С. 241].
Четкая стратегия и хорошо продуманные программы поддержки бесполезны, если компания не в состоянии организовать адекватное исполнение планов. В самом деле, как считают теоретики маркетинга, стратегия — один из семи элементов оптимальной организации управления компанией. Первые три — стратегия, структура и системы — "железо", "несущие стены" организации. Оставшиеся — стиль, штат, навыки и ценностные ориентиры — ее "программное обеспечение".
Первый из "мягких" элементов — стиль — означает, что сотрудники компании принимают и разделяют принятый в ней стиль поведения и образ мышления. Второй элемент — штат — подразумевает, что компания наняла способных сотрудников, которые прошли хорошее обучение, и предоставила им соответствующие рабочие места. Третий — навыки — говорит о том, что сотрудники обладают необходимым для реализации стратегии компании профессионализмом. Четвертый — ценностные ориентиры — означает наличие общих ценностей работников компании. При наличии всех четырех элементов компании, как правило, удается успешно реализовать стратегию.
Курс маркетинга достаточно сложен. Во-первых, потому, что само понятие маркетинга является многоаспектным. Мы выделяем четыре аспекта, которые достаточно сильно разняться между собой. Прежде всего мы понимаем маркетинг как новое мировоззрение, как идеологию предпринимательства или как философию бизнеса (marketing is a way of thinking). Дело в том, что образ мышления у людей, работающих в условиях рыночной экономики, существенно отличается от образа мышления работников планово-директивной экономики. У них разные ценностные ориентиры, разные жизненные установки, различная мотивация тех или иных действий, разные принципы. Положение осложняется тем, что большинство сегодняшних руководителей и специалистов народного хозяйства воспитывались в рамках мировоззрения советского периода, которое они вынуждены изменить, что сделать очень трудно. Видимо, библейская притча об исходе израильтян из Египта содержит в себе многовековую мудрость. Вспомните, Моисей вывел народ израилев из Египта. Но повел его не сразу на землю обетованную, а 40 лет водил по пустыне, ожидал, когда вымрут люди с рабским образом мышления и родятся и подрастут люди вольные духом, т.е. с другим мировоззрением. В нашей стране также пройдет достаточно много времени, в течение которого будет меняться образ мышления людей. Представляется, что изучение маркетинга, его основных положений будет способствовать ускорению этого длительного процесса.
Целесообразно планировать Целесообразно предусмотреть Целенаправленно воздействовать Целесообразно проводить Целесообразно рассмотреть Целесообразно разработать Целесообразно составить Целесообразно вкладывать Целесообразно увеличить Целочисленности переменных Цементировочных агрегатов Ценностей используемых Ценностей отражается вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|