Ценностных ориентациях



Высший менеджмент склонен к инновациям и ориен-на перспективу. Это еще более важный фактор. Те компании, которые не составляют долгосрочных планов, могут быть ориентированы как на долгосрочную, так н на краткосрочную перспективу, но те, которые разрабатывают такие планы, ориентированы преимущественно на долгосрочную. Тот факт, что японские корпорации ориентиро-именно на долгосрочную перспективу, уже анализи-в гл. 3. Вообще говоря, ценностные установки формируются под влиянием «акционеров» — тех, кто держит в своих руках ключевые для выживания организации ресурсы, — т. е. влиянием предпочтений таких сил, как высшее руководство, среднее руководство, на-персонал, акционеры и банки. Особенно сильное на высшее руководство, заставляя его смотреть т,, оказывает менеджмент среднего уровня, ибо его интерес состоит в том, чтобы корпорация росла на основе, поскольку они сами остаются с ком-на протяжении всей своей деловой

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - приводимый в действие органами гос. власти, местным самоуправлением и силами общественности механизм, обеспечивающий соблюдение в соц. системе (обществе, соц. группе, организации) правил и порядка ее функционирования, образцов деятельности и норм поведения. К ним относятся ценностные установки, правовые и нравственные нормы, традиции и обычаи, адм. предписания и управленческие ре-

"Высшее образование является исторически сформировавшимся социальным институтом, ответственным за наследование, накопление и воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм. Именно эта уникальная цивилизационная миссия обеспечивает выполнение высшими учебными заведениями всех прагматических задач - от подготовки специалистов и проведения научных исследований до формирования общественного мнения. Как ни в какой иной сфере человеческой деятельности, ценностные установки, господствующие в образовании, способны превращаться не только в намерения людей, но и в реальные практические дела.

* главную цель, к реализации которой стремится организация, ее общие ценности, ценностные установки;

ния, ценностные установки.

няющих друг друга). Если общественная мораль и ценностные установки

Ценностные установки в неявном виде присутствуют и при решении главных вопросов, которые ставит перед собой экономическая наука. Это вопрос о наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов для достижения заданных целей (экономическая проблема в узком смысле) и вопрос об оптимальной координации индивидуальных действий, движимых собственным интересом.

Определенные ценностные установки лежат в основе практически любых социально-экономических теорий. Это означает, что все экономические теории имеют этическую обусловленность, и вопрос заключается в том, чтобы найти исходную нравственную позицию, лежащую в основе той или иной теории. Как уже неоднократно отмечалось, в теории классической школы, провозгласившей идеологию экономического либерализма, этой исходной нравственной по-

треблении. Человеком движут более высокие цели, он реализует свои ценностные установки, свои идеалы. И хотя это не вписывается в концепцию «экономического человека», тем не менее, человек может предоставлять и предоставляет свои услуги бесплатно, а средством предоставления услуг такого рода является его личный доход, потребляемый социально1.

Определенные ценностные установки являются той базой или фундаментом, на котором построены различные экономические теории. Как уже неоднократно отмечалось, этой базой для классической политической экономии стало утверждение, что целью развития является рост общественного богатства, которое рассматривается как синоним общественного благосостояния. Отсюда и превознесение своекорыстного интереса, свобода осуществления которого в экономической сфере наиболее верным способом ведет к осуществлению поставленной цели.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.


зации, должностных инструкций и приказов руководителей. В пределах формальной структуры каждый работник взаимодействует с остальными членами организации совершенно определенным, предписанным ему образом. Неформальная структура коллектива зависит от действительных функций, выполняемых каждым лицом, и действительных отношений между ними. Неформальная структура в значительной степени основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях работников, их интересах, ценностных ориентациях и т. п. В любом трудовом коллективе деятельность его работников не укладывается полностью в рамки официально утвержденных структур, процедур, функций, взаимоотношений и т. д. Существование неформальной структуры коллектива в пределах его формальной организации неизбежно, и оно не всегда подвержено какому-либо регламентированию со стороны администрации. Одна из важнейших задач руководства коллективом — приведение в соответствие формальной и неформальной структур.

зации, должностных инструкций и приказов руководителей. В пределах формальной структуры каждый работник взаимодействует с остальными членами организации совершенно определенным,; предписанным ему образом. Неформальная структура коллектива зависит от действительных функций, выполняемых, каждым лицом, и действительных отношений между ними. Неформальная структура в значительной степени основана на личных отношениях, симпатиях и антипатиях работников, их интересах, ценностных ориентациях и т. п. В любом трудовом коллективе деятельность его работников не укладывается полностью в рамки официально утвержденных структур, процедур, -функций, взаимоотношений и т. д. Существование неформальной структуры коллектива в пределах его формальной организации неизбежно, и оно не всегда подвержено какому-либо регламентированию со .стороны администрации. Одна из важнейших задач руководства коллективом — приведение в соответствие формальной-и нефррмальнрй структур.

• поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

Разработанная Г. Лэйн и Дж. Дистефано [9] модель определения влияния национального на организационную культуру строится на шести переменных, определяемых как проблемы, с которыми общество сталкивается на протяжении своей истории. Антропологами установлено, что различные общества по-разному справляются с этими проблемами. В модели эти разные пути названы «вариациями в ценностных ориентациях».

установках, ценностных ориентациях и психологических

Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.

Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.

Социальный статус и социальная роль имеют важное значение в менеджменте. Социальный статус характеризует место, которое индивид занимает в системе социального качества. Он выражается во внешнем поведении и облике, во внутренней позиции, например ценностных ориентациях, мотивациях и т. п. (рис. 3.13).

Принятию решений присуща сознательная и целенаправленная деятельность: поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; взаимодействие членов организации; включенность процесса принятия решений в другие процессы, происходящие в организации. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный (рис. 12.12).

• Усиление процессов конвергенции, основывающихся на универсальных экономических, культурных, моральных, правовых и гуманитарных ценностных ориентациях, признанных мировым сообществом в конце XX столетия.

Говоря о ценностных ориентациях и их роли в фомировании «лица» трудового потенциала работника, нельзя не сказать о профессиональном менталитете. Эту проблему интересно поставил Е.А. Климов, проведя эксперимент с описаниями своей профессии специалистами разного профиля. Он показал, что различные специалисты «неодинаково «квантуют» окрестный мир на различимые существенные целостности, события, явления»1.


Целесообразно поскольку Целесообразно применять Целесообразно привлекать Целесообразно распределять Целесообразно разделить Целесообразно сохранить Целесообразно создавать Целесообразно учитывать Целочисленных переменных Целесообразным использовать Цементной промышленности Ценностей необходимых Ценностей покупателей вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика