Ценностными ориентациями



ступность информации и снижается неопределенность, а при более обширной информации члены комитета гораздо охотнее идут на риск. Во-вторых, групповое решение освобождает каждого индивида от полной ответственности, поскольку он осознает, что решение формулируется группой. И наконец, в групповом решении мнение, связанное с риском, обычно имеет большую ценность, чем консервативное мнение, и сравнительно осторожные члены в конце концов начинают следовать мнениям, связанным с умеренным риском. Этот сдвиг ценностных установок в сторону принятия риска наблюдается особенно тогда, когда последствия неудачи не означают катастрофы. В японских корпорациях групповое решение ся на каждом уровне организации, и это одна из по которым японские корпорации обладают склонностью к нововведениям.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - целенаправленное функционирование различных соц. институтов (системы ценностных установок, образцов и норм поведения,- ветвей и учреждений гос. власти, органов местного самоуправления, соц. служб организаций) по упорядочению, формализации и стандартизации соц. связей, относящихся к той сфере жизни общества, которая охватывает соц. структуру общества, взаимодействие личностей, отношения между соц. группами и общностями; отрасли национального хозяйства, обеспечивающие народное благосостояние; систему соц. защиты населения и гарантий, отвечающих традициям и соразмерных возможностям данного общества, предусматриваемых законами и соц. нормативами государства. В РФ как соц. государстве основы И.р.с.с. закреплены в соответствующих статьях Конституции страны, устанавливающих проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии и соц. обеспечения, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подтверждение тому — трудовые отношения, регулирование которых осуществляется на основе законодательства, включая Кодекс законов о труде, соц. партнерства с участием профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, гос. и муниципальных органов власти, ведающих, в частности, вопросами занятости, профессионального образования, установления размеров заработной платы, охраны труда, соц. страхования, разрешения коллективных трудовых споров.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - форма соц. связей, выражающих взаимодействие личностей, отношения соц. групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, интересов, ценностных установок и практических целей. С.п. выступают источником соц. активности и конфликтов, одним из факторов общественного развития.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - система оценок, в которых выражаются духовные устремления личности или соц. общности, их идеалы, жизненные ориентиры, нравственные принципы, привязанности и предпочтения, нормы поведения. Это совокупность ценностных установок, убеждений, представлений человека о своем назначении в мире и достоинстве, выступающих источником индивидуальной и групповой мотивации, критерием значимости соц. целей, доминирующим фактором жизнедеятельности. Важное место в системе С.ц. занимает осознание смысла труда как основы всей человеческой культуры, фундамента мировой цивилизации. Наряду с групповыми и национальными ценностями все большее значение придается общечеловеческим ценностям — сохранение мира между народами, научно-технический и социальный прогресс, соц. справедливость, уважение прав и свобод человека, диалог и взаимообогащение многообразных культур.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - в широком смысле — любой конфликт как объективное проявление соц. связей людей, специфический способ взаимодействия личностей и соц. групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон; в узком смысле — конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия соц. групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экон. и статусного положения в целом или в сравнении с др. группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой. При управлении персоналом организации следует учитывать, что в отношении к труду и его результатам происходит пересечение потребностей, интересов, ценностных установок людей и на этой почве возникают конфликты, имеющие явно выраженный соц. характер.

О чем бы ни шла речь применительно к экономическим преобразованиям — производстве, обращении, деньгах, кредите, инвестициях, темпах роста, разгосударствлении, либерализации экономии и т. д. — не в последнюю очередь имеются в виду поведение и действия людей с их мотивами, эмоциями, реакциями, национальными, историческими традициями. Поэтому для экономического развития важны такие начала, как духовный склад населения, система ценностных установок и уровень правосознания. Все эти начала связаны с психологией людей, с их, как сейчас принято говорить, менталитетом, а значит, и с поведением во всей общественной жизни (включая и экономику). Почти все экономические понятия сопрягаются с психологией и имеют психологическое измерение.

О чем бы ни шла речь применительно к экономическим преобразованиям — производстве, обращении, деньгах, кредите, инвестициях, темпах роста, разгосударствлении, либерализации экономии и т. д. — не в последнюю очередь имеются в виду поведение и действия людей с их мотивами, эмоциями, реакциями, национальными, историческими традициями. Поэтому для экономического развития важны такие начала, как духовный склад населения, система ценностных установок и уровень правосознания. Все эти начала связаны с психологией людей, с их, как сейчас принято говорить, менталитетом, а значит, и с поведением во всей общественной жизни (включая и экономику). Почти все экономические понятия сопрягаются с психологией и имеют психологическое измерение.

норм, правил и ценностных установок, принятых и действующих в компании.

В марте 2003 года нами было проведено разведывательное социологическое исследование среди студентов 2-х курсов (политехнического и экономического факультетов) ЗКАТУ по поводу их ценностных установок. Было опрошено'66 респондентов. Из них 60-% мужского пола, 40-% женского. Средний возраст 19 лет.

Наряду с этим наблюдается усиление общности мотивации человеческой Деятельности, ценностных установок, посредством которых происходит осмысление людьми своего общественного и индивидуального бытия. Как пишет в этой связи Г. Г. Дилигенский, «фундамент цивилизации образуют те продукты культуры, которые способны придать определенный смысл, определенную мотивацию и направленность человеческой деятельности на протяжении большой исторической эпохи, выполнить функцию интеграции — интегрировать человеческую общность, превосходящую по своим временным и пространственным масштабам отдельные группы и даже целые общества» (Г. Г. Дилигенский. «Конец истории» или смена цивилизации? //Вопросы философии, 1991. № З.с. 32).

Наиболее наглядно взаимопроникновение экономической науки и этики проявляется в учении о благах, которое напрямую связано с реализуемой в обществе концепцией благосостояния. Еще Аристотель отмечал, что вещи становятся благами благодаря определенным ценностным качествам. Но эти качества субъективны, т.е. зависят от их восприятия человеком, от его ценностных установок и культуры. Следовательно, вопрос о путях достижения благосостояния и само понятие благосостояния не могут быть поняты вне системы господствующих в том или ином обществе этических представлений или ценностей.


экон. механизма управления организацией. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся физ. и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентация-ми. Сотрудник получает информацию о системе деловых и личностных взаимоотношений в коллективе, о формальных и неформальных группах, о соц. позициях отдельных членов группы. Эту информацию, он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым соц. опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями органи-зационно-экон. механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации — подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или органи-зационно-экон. характера). ВИДЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ — подразделение всей кадровой документации на группы в зависимости от ее функционального назначения. Информационные показатели, содержащиеся в кадровой документации, включены в общероссийские классификаторы технико-экон. информации, позволяющие кодировать анкетно-биогра-

Корпоративной организации соответствует определенная мораль. Последняя выступает как двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Индивидуализм в рамках корпоративной идеологии не имеет права на существование и поэтому как бы не регламентируется. На деле же он часто выступает в извращенной форме, игнорируя правила цивилизованного, а порой и законного поведения. Отсюда, например, коррупция и взяточничество. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Многие могут брать взятки. Но если кто-то попался, то на него изливается гнев всех членов организации. Межличностные отношения порой опосредствуются антисоциальными ценностными ориентациями.

Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентации (таблица 3).

будущем нельзя будет удовлетворить полностью. Вот почему человек был вынужден описать для себя приоритеты, которые мы теперь называем ценностными ориентациями. „ - Итак, потребность — это объективная нужда субъек-

— Да, если в организации работают люди с идентичными интересами и ценностными ориентациями, занимающие одинаковые функциональные места, не занимающие разные ступени в социальной или служебной иерархии.

Появляется потребность в широко образованных и компетентных управленческих кадрах с качественно новыми для отечественной электроэнергетики ценностными ориентациями: на самостоятельность в принятии решений, предприимчивость, умение рисковать, ставить и реализовывать стратегические цели и задачи, связанные с адаптацией энергокомпании к изменениям рыночной внешней среды.

СТЫД — эмоция, возникающая в результате осознания человеком реального или мнимого несоответствия его поступков, из тех или иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и разделяемым им самим нормам, требованием морали. С. может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (С. за др.). С. переживает как неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги С, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью каждой личности и связанной с этими особенностями чувствительностью к мнениям, оценкам окружающих людей. Форсируя внимание субъекта на собственных поступках и качествах. С, способствует развитию самосознания, самоконтроля, самокритичности и считаются самой рефлексирующей эмоцией. Повышая чувствительность субъекта к оценкам окружающих людей, С. участвует в регуляции общения (облегчая или затрудняя межличностные контакты). С. — полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой1.

3. Побуждаемые изнутри. Данная категория людей —<• людей с внутренними побудительными мотивами — названа так в противоположность категории людей с побудительными мотивами извне. В своем образе жизни они руководствуются в основном собственными, а не почерпнутыми откуда-то извне ценностями. Их нужды и запросы порождены действительно их личными чертами характера или склонностями, а не какими-то ценностными ориентациями, навязанными извне явным или неявным для них самих образом. Эти люди прежде всего озабочены своим внутренним ростом. И это ключевая характеристика для понимания их мотивации, желаний и жизненных устремлений. Важно признать, что в современном американском обществе

дициями, нормами жизни, правилами, ценностными ориентациями, приспособление к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе, а также привыкание работника к новой социальной роли и статусу.

В процессе социально-психологической адаптации работник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов коллектива, о лидерах коллектива. Эту информацию новый работник соотносит со своим социальным опытом, со своими ценностными ориентациями.


Целесообразно предусмотреть Целенаправленно воздействовать Целесообразно проводить Целесообразно рассмотреть Целесообразно разработать Целесообразно составить Целесообразно вкладывать Целесообразно увеличить Целочисленности переменных Цементировочных агрегатов Ценностей используемых Ценностей отражается Целесообразным рассмотреть вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика