Человеческих отношений



Теория мотивации Маслоу. Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности14. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой-на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 33. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Под ресурсами понимаются средства, используе-Ограниченность мые для производства товаров и услуг, удов лет-ресурсов воряющих разные потребности общества. Проблема заключается в том, что требуемые для этого ресурсы более или менее ограничены. Человеческие потребности всегда выше имеющихся возможностей немедленного и полного их удовлетворения.

Следующая попытка введения прогрессии на чисто экономических принципах связана с именем Э. Сакса, который отказался от теории равенства жертвы и исключил из своей теории вопросы о справедливости. Э. Сакс делит все человеческие потребности на индивидуальные и коллективные. Основа обложения заключается в том, что индивидуум должен поддерживать государство, которое только и может удовлетворить коллективные потребности. Какая часть имущества и доходов данного лица поступает государству, это определяется предельной полезностью благ, отчуждаемых от индивидуума, а последняя варьирует в зависимости от суммы принадлежащих ему благ. Если взять одну и ту же долю из двух неравных запасов благ, предельная полезность этих долей будет неодинаковой. Чтобы уравнять ее, необходимо прогрессивное обложение. Чисто экономической основой обложения является равенство взимаемых ценностей, а не равенство жертвы.

В основе закона Сея и большей части классической экономической теории лежат предпосылки о том, что человеческие потребности неограничены и что основной целью каждого из нас как индивида, преследующего личные интересы, является достижение максимального удовлетворения. К тому же человеческое мышление рационально; т. е. мы всегда стараемся делать так, чтобы не были забыты наши интересы. Это достигается путем наилучшего использования времени и доступной информации при принятии экономических решений.

В основе спроса лежат естественные человеческие потребности в продуктах питания, одежде, жилище, в различных услугах. Круг этих потребностей весьма широк и имеет тенденцию к росту. Предложение, в свою очередь, выступает в качестве ответной реакции на эти потребности.

Сегодня человеческие потребности и нужды постоянно изменяются. В наше время 261 млн американцев потребляют 67 млрд яиц, 2 млрд цыплят в год, покупают 5 млн фенов, преодолевают на внутренних авиалиниях 241 млрд км и посещают занятия, которые ведут 4 млн преподавателей колледжей. Для удовлетворения потребностей американцев ежегодно производится свыше 150 млн т стали и 4 млрд м2 хлопчатобумажных тканей. Но это всего лишь малая часть необходимых им товаров и услуг, стоимость которых составляет $ 6,7 трлн.

Потребности — специфические формы удовлетворения человеческих нужд. Нуждающийся в пище американец испытывает потребность в гамбургере, жареной картошке и коле. Однако нужда в пище может быть удовлетворена и иным набором продуктов. Голодный житель острова Маврикий, скорее всего, предпочтет плоды манго, рис, бобы и чечевицу. Нужды человека, по сути, ограничены, потребности его не знают пределов. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общественных сил, социальных институтов (таких как церковь, школа, семья) и корпораций-производителей.

Спрос — это потребность в определенных товарах, выраженная не столько в желании, сколько в способности приобрести их. Потребности превращаются в спрос, когда за ними — покупательская способность человека. Многие хотят приобрести автомашину марки «Мерседес», но мало кто имеет в своем распоряжении необходимую для осуществления такого желания сумму денег. Таким образом, компании-производители должны считаться не только с тем, какое количество людей захотят купить ее товары, но и, что более существенно, с тем, кто из них пожелает приобрести их и будет способен удовлетворить эту потребность. Данное разграничение проливает свет на частые критические замечания типа «Производители создают потребности» или «Производители заставляют людей покупать вещи, в которых они не испытывают потребности». Не производители создают нужды. Нужды существуют до появления производителей. Компании-производители и другие общественные силы и институты воздействуют на человеческие потребности. Производитель, возможно, и продвигает идею о том, что марка «Мерседес» удовлетворит потребность индивида в повышении социального статуса. Но не он создает потребность в высоком социальном положении. Производители оказывают влияние на спрос, предлагая необходимые, привлекательные, желанные и доступные потребителю товары.

Товары удовлетворяют человеческие потребности. Товар — все, что может быть предложено для удовлетворения человеческих потребностей или нужд. В дальнейшем мы будем использовать как синоним товара термин предложение. Товар, или предложение, может быть представлен как материальный продукт(ы), услуга(и) или идея(и). Например, ресторан быстрого питания обеспечивает посетителя продуктами (гамбургеры, жареная картошка, безалкогольные напитки), услугами (покупка, приготовление, место) и идеей («береги время»). Производители компьютеров предлагают продукты (компьютер, монитор, принтер), услуги (доставка, установка, обучение, ремонт) и идею («возможности компьютера»). Церковь манит прихожан не столько материальными благами (вино, просфора), сколько духовными ценностями (молитва, пение, образование, успокоение) и идеями (объединение, спасение).

Потребности — специфические формы удовлетворения человеческих нужд. Нужды человека ограниченны, потребности же его безграничны. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общественных сил и социальных институтов, таких как церковь, школа, семья и производители.

людьми удовольствие или удовлетворение1. Их перечень включает поразительно широкий спектр товаров: жилые дома, автомобили, зубную пасту, проигрыватели, компакт-диски, пиццу, свитеры и т.п. Короче говоря, бесчисленное множество товаров, которые мы иногда подразделяем на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Безусловно, то, что является предметом роскоши для Смита, может оказаться предметом первой необходимости для Джонса, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.


Руководитель, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений. В континууме руководства Лайкерта такой тип руководителя располагается на противоположном конце по отношению к руководителю, сосредоточенному на труде.

Ш 6 Школа человеческих отношений (е: human relations school; f. ecole des relations humaines; d: Schule der zwischenmen-schlichen Beziehungen).

(АСН))-431 Ш6 Школа человеческих отношений

отношении, как член группы, член организации, японского управления, не находящегося над орга-i, а как бы пронизывающего ее, характерно, что сизнедеятелъности организации, существо-организации во всем многообразии ее проявлении не менее важно, чем получение определенных результатов функционирования. Поэтому человек, являющийся в японской системе основной составляющей постоянно находится на переднем плане, в поле ния и интересов руководства. Поддержание должного со-стоянпя отношений в организации, должного морального л психологического климата — для японского управления задача одного уровня с задачей поддержания необходимого научно-технического состояния производства, а может быть, даже и более высокого. Поэтому японское управление в области развития человеческих отношений в организации добилось таких же успехов, что и западное управление в сфере научно-технического развития. Кстати, следует отметить, что развитие человеческого фактора в японских организациях не только не затормаживает их лаучно-технического развития, но даже наоборот, выступает дополнительным источником ускоренного поглощения организацией достижений научно-технического прогресса. В этом и заключается одно из преимуществ японского типа управления перед западным: одновременно на высоком исполнительском уровне осуществляется развитие и научно-технического, и человеческого производства.

Управляющие обучаются главным образом вне рабочих мест, в учебных центрах компании. Цель обучения — повышение теоретических знаний и знаний в области человеческих отношений.

Однако кое-что, возможно, начинает меняться. Некоторые американцы начинают терять страсть к приобретательству. Они уделяют больше времени отдыху, играм, учатся обходиться меньшим. Движение это идет под девизом «Немного-это здорово» и «Чем меньше, тем больше». Больше внимания уделяют установлению и развитию близких человеческих отношений и простым человеческим радостям, нежели «погоне за вещами».

Третий прорыв в управленческой мысли, сопоставимый по своему значению с первыми двумя и называемый часто «неоклассическим» —- зарождение школы «человеческих отношений» на рубеже 30-х годов. В 1940—60-е годи это направление было продолжено развитием теории организаций как социальных систем, но по своему характеру это было не что иное как использование достижений психология и социологии — наук о человеческом поведении — в управлении. В советской теории и практике ничего, кроме .жестко;о отпора «проискам» буржуазно/! идеологии в области налаживания «человеческих отношений», это не вызвало, а попытки отдельных наших ученых аппелировать к разуму привели лишь к разгрому социологии и

Подход с точки зрении человеческих отношений Подход с точки зрения науки о поведении Подход с точки зрения количественных методов

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из зтих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша

ДВИЖЕНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Двух ученых — Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Именно мисс Фоллетт была первой,


Частности отмечается Частности следующие Частности установление Человеческие отношения Человеческими ресурсами Частичная занятость Человеческого поведения Четвертых необходимо Чикагской опционной Численное выражение Численность безработных Численность персонала Численность специалистов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика