Человеческих потребностей



Новый рывок в управленческой мысли — развитие современных количественных методов обоснования решений в 1950—60-е годы — оказался прямым следствием применения математики и компьютеров в управлении. В нашей стране в этот период экономико-математическое движение было особенно сильным, оно оказало большое и в целом положительное влияние на экономическую и управленческую мысль, хотя и не было лишено серьезных иллюзий и значительных недостатков. Именно «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики — областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления — к управлению, что по прошествии времени способствовало преодолению конфликта между рационализмом сторонников «науки управления» и романтизмом энтузиастов налаживания гармонии в человеческих отношениях, организациях и обществе.

нию к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи — все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА, разработанная в университете штата Огайо. Выводы Лайкерта и работы МакГрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако многие управляющие-практики были разочарованы результатами перехода к стилю руководства, ориентированному на человека. Начиная с 1945 г., группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по ясследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование в области руководства и нашла одну причину этого разочарования. Они выявили серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только ка работе, или только на человеке. Они обнаружили, что хотя автократичнкй руководитель не может одновременно быть демократичным, но, тем не менее, уделяя много внимания работе как таковой, он может проявлять большую заботу и о человеческих отношениях. Это стало их главной находкой: люди могут вести себя такэ что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека.

*?••;•;•-,;:•.;.;• шл^ия должностных полномочий ружово-;s-v;.:.с-г, f.iuHbpeirae возможности возпагряждать е*5;:-?гч-„ует бы использование стиля, оркентиро-Ва1;;-ог» зш задачу. Ограничение должностных !г:.:'!с:!:)чкй может подтолкнуть ориентирован-К5.М !*s ",>;a'iy руководителей к стилю, больше со-с:45о;:)'Л.че-чц.зму;« человеческих отношениях, что б;'де"! Ог;дм« подходить сотрудникам этой оргаки-е«-.',и» ;•) сет&о&спюаать осущестглению ее целей; другие фяктсры, такие как уровень затрат или слецлфиисг технологии, могут затруднить проведение подобной модификации или сделать ее Epatrrmecra непригодной. Лидерство, как и любой другой процесс управления, является лишь одним из аспектов усилий, направленных на достижение целей.

нарушению социальных отношений. Как отмечает Лоренс: «На самом деле сотрудники сопротивляются не нововведениям в технологии, а изменениям в социальных — человеческих отношениях, которые, как правило, сопровождают технический прогресс» . Они могут считать, что новшества уменьшат их полномочия в принятии решений, формальную или неформальную власть, доступ к информации, автономию и привлекательность поручаемой им работы.

В сравнении стратегий американских и японских корпораций полезно выделить два типа: Ч — основанный на человеческих отношениях и С — стратегический. Два других типа стратегий — венчурный и бюрократический, которые следуют определенным устойчивым принципам,— существуют внутри типов Ч и С. Способ, каким менеджеры противостоят изменениям экономической конъюнктуры, обусловливает необходимость тех или иных незначительных усовершенствований стратегии, но основные черты ее остаются неизменными. Таким образом, стратегическое управление в Японии не предусматривает составления правил распределения капитала, как это делается в США. Напротив, правила распределения капитала естественным образом развиваются в самой организации, и компания лишь ждет более четкого развертывания тенденции. Тогда правило совершенствуется, и определяется его содержание. Тем самым для начала работы необходимы энергия и время, но вероятность успеха тогда высока.

Эти моменты изменили задачи управляющих. Модель, основанная на человеческих отношениях, потребовала от менеджеров привить каждому служащему сознание своей полезности и необходимости, информировать его о планах компании, объяснив относящиеся к этому обстоятельства, и предоставить ему возможности проявлять инициативу в текущих делах. Логической предпосылкой этого был тот факт, что удовлетворение человеческих потребностей приводит к интенсификации работы, обеспечивая в определенной мере свободу от условностей традиционной теории. Удовлетворение человеческих потребностей в этом случае приводит к более благоприятной рабочей атмосфере, стимулирует кооперацию среди работников, оставляя при этом, разумеется, на первом месте справедливую заработную плату.

От подобных откровений произошли все великие открытия, сослужившие бесценную службу человечеству. Гармония в человеческих отношениях ведет к углубленному пониманию слова «свобода».

человеческих отношениях наступает сама собой. Человек, обладающий верой, все время надеется на лучшее, ибо в воображении уже достиг поставленной задачи. Нетерпимость исключается — ей на смену приходит непредвзятость.

Любой обобществлённый труд обезличен, отчуждён, поскольку трудящийся не находится в прямых человеческих отношениях с тем, ради кого он выпускает предметы своего труда. Обмен происходит опосредовано, через вещи, через денежного идола. Поэтому любой труд, когда человек не видит, ради кого он работает, воспринимается как рабский труд, как труд из-под палки.

В человеческой системе необходимы множество согласований, утверждений и поиск союзников или покровителей. Системы, основанные на человеческих отношениях, имеют тенденцию к быстрому обюрокрачиванию. С одной стороны, они препятствуют малому риску, с другой стороны - не защищены от катастроф в случае прихода на высокий пост дурака или предателя.


Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

1. Существует определенная иерархия человеческих потребностей, согласно которой есть потребности низшего и высшего порядка. Люди стремятся удовлетворить прежде всего потребности самого низкого порядка, потребности более высокого порядка удовлетворяются во вторую очередь, в последнюю очередь удовлетворяются потребности самого высокого порядка. Удовлетворение потребностей более высокого порядка откладывается, пока не удовлетворены потребности более низкого порядка.

1. Существует определенная иерархия человеческих потребностей, согласно которой есть потребности низшего и высшего порядка. Люди стремятся удовлетворить прежде всего потребности самого низкого порядка, потребности более высокого порядка удовлетворяются во вторую очередь, в последнюю очередь удовлетворяются потребности самого высокого порядка. Удовлетворение потребностей более высокого порядка откладывается, пока не удовлетворены потребности более низкого порядка.

2. Научное управление сконцентрировало внимание на изменении организации работ для повышения эффективности на неуправленческом уровне. Классическая школа попыталась определить более широкие универсальные принципы административного управления организацией. Точка зрения бихевиористской школы заключалась в том, что понилгание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевое значение для достижения успеха организацией. Все эти школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но, поскольку они выступали в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. Важно отметить, что не все рабочие испытывают высокую потребность в достижениях и независимости и похожи на шахтеров в описанном выше примере. У всех людей разные отпечатки пальцев, а характеры людей — это соединение самых различных черт. Отсюда следует, что существует огромнее количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые, по разумению каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов поведения при достижении этих целей. Анализируя эту проблему, Стефен Кэрролл и Генри Тоси отмечают:

Одним из первых бихевиористов , из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу . Создавая свою теорию мотивации в

КРИТИКА ТЕОРИИ МАСЛОУ. Хотя, казалось бы, теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полно-24 — «Основы менеджменте»

Эти моменты изменили задачи управляющих. Модель, основанная на человеческих отношениях, потребовала от менеджеров привить каждому служащему сознание своей полезности и необходимости, информировать его о планах компании, объяснив относящиеся к этому обстоятельства, и предоставить ему возможности проявлять инициативу в текущих делах. Логической предпосылкой этого был тот факт, что удовлетворение человеческих потребностей приводит к интенсификации работы, обеспечивая в определенной мере свободу от условностей традиционной теории. Удовлетворение человеческих потребностей в этом случае приводит к более благоприятной рабочей атмосфере, стимулирует кооперацию среди работников, оставляя при этом, разумеется, на первом месте справедливую заработную плату.

Понятие и роль мотивации. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. Теория человеческих потребностей А. Маслоу. Процессуальные теории мотивации. Теория ожиданий.

Частично это объясняется безграничностью человеческих потребностей, частично тем, что на нынешнем этапе к мотиву обретения различных потребительских благ добавился мотив как минимум сохранения обретенного уровня жизни. Да и неизмеримо расширившиеся масштабы комфортного обустройства повседневного быта позволяют и побуждают предельно сосредоточиваться на исполнении трудовых обязанностей.

Экономическое благосостояние достигается не просто за счет накопления денег. Нужно активно помогать другим людям, а помощь выражается не только в деньгах, она должна распространяться на все сферы человеческих потребностей.


Частности относится Частичная инвентаризация Частности увеличение Человеческих отношений Человеческой цивилизации Человеческого достоинства Человеческого существования Четвертое измерение Чикагском университете Численностью персонала Численность инвалидов Численность производственных Частичной ликвидации вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика