|
Человеческими ресурсами
Проф. Ивата женат на американке. В повседневной домашней обстановке он, как человек наблюдательный, обратил внимание на проявление двух типов мироощущения — восточного и западного. Разница в функционировании этих типов имеет место буквально в каждом элементе человеческих взаимоотношений, например в общении с ребенком.
Руководители самого разного ранга должны осознавать свою ответственность перед будущим. Они должны не просто быть мастерами своего дела (хоть это и необходимо для процветания любой отрасли), но они также обязаны быть специалистами в области человеческих взаимоотношений, уметь строить гармоничные отношения с людьми, находящимися у них в подчинении.
• В нем основа всех человеческих взаимоотношений, всех контактов между людьми; в зависимости от применения оно способно создавать друзей и плодить врагов.
TQM базируется на следующих основных принципах: ориентация всей деятельности предприятия на потребителей, от удовлетворения требований которых зависит успех в рыночной экономике; непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества; участие всего персонала в решении проблем качества, централизация усилий в сфере качества в сторону человеческих взаимоотношений; ориентация на предупреждение несоответствий; обеспечение качества как непрерывный процесс, когда качество конечно-
Как показывают работы исследователей данных проблем, особое значение в гуманитарной подготовке студентов приобретает проблемы человека и общения людей. Подавляющее большинство будущих специалистов на первое место ставят проблемы взаимоотношения с людьми. Современный студент приходит к выводу, что знание законов человеческих взаимоотношений в решении жизненных проблем может помочь ему гораздо больше чем узкопрофессиональные отношения. ; ,;
Как вы знаете, богатый папа любил использовать волшебные сказки в качестве средства обучения. Ему очень нравилась сказка о принце, который должен был поцеловать лягушку, чтобы найти свою прекрасную принцессу. Богатый папа часто говорил: «Тебе же нужно поцеловать много лягушек, чтобы узнать, которая из них принцесса». В инвестировании, да и во многих других областях жизни это правило подтверждается. Сегодня я всегда прихожу в изумление, когда слышу, что кто-то устроился на работу в возрасте 25 лет и остается на этой должности всю свою жизнь. Я удивляюсь, как в таком случае этот человек может узнать разницу между хорошим и плохим местом работы. Когда я встречаю человека, принявшего решение стать врачом в 15 лет, я удивляюсь, на основании какого опыта он принимает такое решение. То же самое относится и к области инвестирования, и ко всей области человеческих взаимоотношений в целом. Богатый папа говорил: «Большинство людей избегают необходимости целовать лягушек и вместо этого женятся на них». При этом он имел в виду следующее: когда дело касается инвестирования и будущего этих людей, у большинства из них нет времени для «поцелуев». Вместо того чтобы уделить время поискам хороших инвестиций, большинство действует импульсивно, сгоряча, позволяя какому-нибудь приятелю или родственнику управлять своими финансовыми проблемами.
Рефлексивная природа человеческих взаимоотношений столь очевидна, что напрашивается вопрос: почему рефлексивность не была должным образом признана ранее? Почему, например, экономическая теория созна-
порядка, создаваемого рыночной конкуренцией, и теми (с другой стороны), кто выступает за сознательную организацию человеческих взаимоотношений центральной властью, опирающейся на коллективное распоряжение имеющимися ресурсами, вытекает из фактической ошибки последних в понимании того, как возникают и используются знания об этих ресурсах. Поскольку данный конфликт касается фактического вопроса, он должен быть разрешена помощью научного анализа. Научный же анализ показывает, что, следуя спонтанно складывающимся нравственным традициям, лежавщим вц основе конкурентного рыночного порядка^Ча эти традиции не удовлетворяют канонам и нормам рационализма, принятых у большинства социалистов), мы производим и накапливаем больше знаний, и богатства, чем возможно добыть и использовать в централизованно управляемой экономике, приверженцы коей претендуют на строгое следование «разуму». Таким образом, цели социализма фактически недостижимы, и программы его невыполнимы; к тому же оказывается, чхр в действительности они несостоятельны еще и логически». (Ф. Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М. 1992. Си 16—17).
В этой главе будут рассмотрены критерии распределения рабочих заданий между людьми и машинами. Мы обсудим существующие на сегодняшний день варианты автоматизации и условия, при которых может быть применен каждый из них. Мы обсудим также подходы к организации производственного процесса с точки зрения рабочих, вкратце расскажем о школе человеческих взаимоотношений и эргономике, а в заключение главы рассмотрим практику совершенствования работы с помощью анализа рабочего времени и нормирования труда.
Школа человеческих взаимоотношений
Основные положения школы человеческих взаимоотношений Пятая часть «Обеспечение эффективности деятельности организаций» предназначена как для рассмотрения новых тем, так и для суммирования всего, что обучающиеся узнали в предыдущих главах. Глава 19 посвящена человеческому фактору, включая обсуждение проблем управления человеческими ресурсами. В главах 20 и 21 рассматривается важная тема — управление операционной деятельностью, которое играет существенную роль в обеспечении производительности. В главе 22 подводится итог всему, что мы узнали об эффективном управлении; показано, что комплексный подход может сделать возможным повыше-
Таблица 9.6. Некоторые проблемы, связанные с человеческими ресурсами
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Имеется рад вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации. В табл. 9.6. рассматривается ряд проблем, связанных с человеческими ресурсами, с которыми сталкиваются сегодня организации.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА. Этап проверки и оценки наступает после истечения установленного периода времени. Его задачей является определение степени достижения целей, выявление проблем и помех, определение причин этих проблем, выявление личных потребностей и вознаграждение за эффективную работу. Факторы, связанные с оценкой эффективной работы, рассматриваются в следующей главе, посвященной обсуждению вопросов управления человеческими ресурсами.
В данной главе обсуждался ряд методов управления человеческими ресурсами. Используя их надлежащим образом, руководство может повышать как благосостояние своих сотрудншсов, так и производительность организации. Однако даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации. Таким образом, это — еще один фактор, который должен понимать проницательный руководитель и научиться нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и мето-
Стратегический план компании включал в себя ряд весьма важных задач для персонала, управляющего человеческими ресурсами. Цель заключалась в том, чтобы сократить численность со 110 тыс. до 65 тыс. служащих, сохраняя при этом нужный уровень обслуживания и затрат. Было принято решение сократить количество уровней управления хотя бы на один. Возникла необходимость повышения уровня «предпринимательских» навыков служащих и руководителей и обеспечения соответствующего обучения руководителей в новых условиях конкуренции. Технический персонал компании уже не мог впредь полагаться на ресурсы «Аи Ти энд Ти» в деле сохранения конкурентоспособности в весьма сложных областях телекоммуникаций, поэтому возникла необходимость развивать свои собственные ресурсы. Короче говоря, перед руководством встала задача изменения корпоративной культуры и развития навыков и умения персонала в ключевых областях при одновременном резком сокращении численности занятых.
2. Какие важнейшие качества потребуются для управления человеческими ресурсами во время реорганизации и изменения идеологии компании? Какие из них, по вашему мнению, стоит сохранить и после лз вершения реорганизации?
В этой книге рассматривается общая система современного японского управления — от ее философских основ и стратегии до управления в цехе. В ней также исследуется управление в таких функциональных сферах, как управление человеческими ресурсами, производством, финансами и маркетингом.
Тема 5. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами.
Основные этапы эволюции управления персоналом. Особенности современного этапа в развитии управления персоналом. Отличия управления кадрами и управления человеческими ресурсами (УЧР). Характерные черты управления человеческими ресурсами. Стадии развития управления кадрами в УЧР. Тенденции эволюции УЧР.
Частности позволяет Частности существует Человеческая деятельность Человеческих потребностей Человеческой психологии Человеческого организма Чернобыльской катастрофы Четвертого поколения Частичной готовности Численностью работников Численность определяется Численность ремонтного Численность торгового вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|