|
Человеческого существования
Так как пока отсутствует надежная теория развития человеческого сообщества, выработка вектора развития того или иного государства может основываться лишь на экстраполяции существующего опыта. А это является пока искусством: отбор учитываемых фактов и их весовой коэффициент остается субъективным.
индивидуальным принятием решении, которое находит проявление в поведении на рынке, и коллективным принятием решений, которое проявляется в социальном поведении вообще и в политике в частности. В том и другом случае нами движет эгоистический интерес; однако при принятии коллективных решений общие интересы должны быть выше индивидуальных эгоистических интересов. Я допускаю, что это различение осознано еще далеко не всеми. Многие люди, возможно, большинство людей, руководствуются узкими эгоистическими интересами даже при принятии коллективных решений. Существует соблазн протянуть руки и присоединиться к толпе, но это было бы ошибкой, так как нанесло бы ущерб общим интересам. Ибо если мы действительно верим в общие интересы, то должны исходить из них, даже если другие так не поступают. Подлинные ценности тем и отличаются, что они являются таковыми, независимо от того, преобладают ли они в обществе или нет. Между подлинными ценностями и рыночными ценностями существует пропасть. На рынках господствует конкуренция, а цель состоит в том, чтобы выиграть. Подлинные ценности достойны уважения как таковые. Я никогда не забываю слов Сергея Ковалева, российского диссидента и активиста в области прав человека, который гордо заявил мне, что он всю свою жизнь вел почти наверняка проигрышные битвы. Я не дорос до его критериев, но я поступаю в соответствии со своими убеждениями. В качестве участника рынка я стремлюсь к выигрышу, а в качестве человека — члена человеческого сообщества — я стремлюсь служить общим интересам. Иногда эти две роли трудно разделить, как видно из моего участия в российских делах, но сам принцип ясен.
некто богоподобный стоит над толпой, творит добро и борется со злом. Да-да, я говорю о своих мессианских фантазиях и я не стыжусь их. Без подобных фантазий мир был бы слишком тоскливым местом. Но это - только фантазии. И быть богоподобным - значит быть исключенным из человеческого сообщества. Великая польза фонда для меня лично состояла в том, что он позволил мне поддерживать связь с человечеством. Но взрывной рост фондов и самые размеры их деятельности несут опасность того, что я вновь отдаляюсь от людей. Я стал ужасной фигурой. Люди просто не могли понять, чего я хочу, особенно в России. До этого мне никогда не приходилось объяснять свои мотивы людям, которые разделяли мои цели. Но в сегодняшней России люди настолько поглощены борьбой за выживание, что в стремление к абстрактному благу, такому, как открытое общество, вообще трудно поверить. Я принял решение начать инвестиции в прошлом году, в момент пика ситуации с капиталистами-грабителями. Мне казалось, что роль капиталиста-грабителя, озабоченного культурными и политическими ценностями, вызывала больше доверия, чем роль абстрактного интеллектуала, защищающего преимущества открытого общества. Я мог служить в качестве ролевой модели для новых российских капиталистов. Вступая в игру в качестве инвестора, я спускаюсь с Олимпа и вновь становлюсь человеком из плоти и крови.
в том, что на пути к процветающему планетарному хозяйству имеются трудно преодолимые барьеры, вызывающие его нестабильность. К середине XX в. человечество впервые столкнулось с рядом глобальных проблем, затрагивающих не отдельные страны, а все мировое сообщество. Под глобальными проблемами ныне понимается ряд общемировых явлений, которые затрагивают жизненно важные интересы всего человеческого сообщества и своими отрицательными последствиями представляют угрозу развитию всей цивилизации.
в том, что на пути к процветающему планетарному хозяйству имеются трудно преодолимые барьеры, вызывающие его нестабильность. К середине XX в. человечество впервые столкнулось с рядом глобальных проблем, затрагивающих не отдельные страны, а все мировое сообщество. Под глобальными проблемами ныне понимается ряд общемировых явлений, которые затрагивают жизненно важные интересы всего человеческого сообщества и своими отрицательными последствиями представляют угрозу развитию всей цивилизации.
Наше знакомство с мировым хозяйством будет далеко не полным, если мы не взглянем на него, так сказать, с теневой стороны. Дело в том, что на пути к процветающему планетарному хозяйству имеются трудно преодолимые барьеры, вызывающие его нестабильность. К середине XX в. человечество впервые столкнулось с рядом глобальных проблем, затрагивающих не отдельные страны, а весь мир. Под глобальными проблемами ныне понимается ряд явлений, которые затрагивают жизненные интересы всего человеческого сообщества и своими отрицательными последствиями представляют угрозу развитию всей цивилизации.
В принципе можно предположить, что поведение социологического человека также описывается максимизацией целевой функции. Так, в краткосрочном плане он занимается минимизацией санкций Со стороны общества, а в долгосрочном — максимизацией своего социального статуса. Не случайно уже упоминавшийся представитель немецкой исторической школы Г. Шмоллер основывает справедливость на принципе, согласно которому мера справедливого в отношении равенства и неравенства должна определяться тем, в какой степени люди или институты служат целям человеческого сообщества. Справедливо, по Шмоллеру, если общество отмеряет индивидам материальные блага или почет пропорционально их вкладу в достижение общих целей1.
Первоначально в жизни человеческого сообщества труд воспринимался как наказание, как неизбежное, но необходимое зло. Долгое время считалось, что труд не может приносить радости и противоречит природному призванию человека. Труд был для человека в тягость, и основным являлось желание избежать неуспеха в жизни. Вряд ли будет справедливым утверждение о том, что в настоящее время любой труд приносит только удовольствие. Многие виды трудовой деятельности практически в любой сфере жизнедеятельности не создают ощущения чего-то радостного и светлого, несмотря на все попытки облегчения такого труда. Однако в любом случае труд всегда был связан с определенным отношением к нему человека через удовлетворение его потребностей.
По мнению экспертов,1 объемы информации в мире каждые три-пять лет удваиваются, что отражает высокие темпы развития человеческого сообщества по всем направлениям. В нашей стране за последние годы появилась масса новых организаций, предприятий; учреждений различной организационно-правовой формы, созданных с различными целями, и эти организации активно включились в процессы производства и обмена товаров и услуг, стали субъектами и объектами передачи информации.
1. Чем объясняется возрастание роли организаций в жизни человеческого сообщества в XX и XXI вв.? Сохранится ли эта тенденция в будущем?
Как жизнь устойчиво существует в мире в силу того, что следствием основного естественного принципа поведения всего живого является его (последнего) стремление к самосохранению (см. п. 2.2.1), так и для устойчивого существования человечества необходимо, чтобы оно было самосохраняющимся, что обеспечится, если обычное естественное поведение всех элементов человечества (людей) человечества по крайней мере не разрушает. Для этого нужно, чтобы человек был таким, которому естественным кажутся только те пути реализации его повседневных забот, которые не мешают или способствуют сохранению здорового человеческого сообщества, т.е. чтобы по отношению к этой цели человек оказался самоуправляющимся.0 «Христос... старался написать закон Бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися» (И. Ньютон) именно в таком смысле.» «Стресс и менеджер»: «Стресс — это естественная часть человеческого существования... Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс... нулевой стресс невозможен» .
Говоря о «доверии» как об одном из методов мобилизации человеческого фактора, ни в коем случае нельзя упускать из виду последовательно усиливающееся обыгрывание в теории и практике японского менеджмента материальных аспектов человеческого существования. В отличие от прошлого эти последние не противопоставляются аспектам моральным. Напротив, для них выкраивается по возможности большее место, поскольку, согласно современным представлениям, неопровержимо подтверждаемым реальной действи-
«Последние сто лет японцы трудились. Трудились изо всех сил. Трудолюбие всегда воспринималось нами как высшая добродетель. Нередко из-за чрезмерного усердия мы начинали трудиться ради того, чтобы трудиться. Мы, по-видимому, и теперь так поступаем. Если работать, можно кое-что получить. Это верно. Но с некоторы-х пор мы стали забывать железное правило: чтобы что-то обрести, приходится что-то терять. А все наши мысли направлены на приобретение, и мы забываем о сопутствующих ему потерях. Среди японцев есть люди, верующие в Христа, есть люди, исповедующие буддизм, есть, наконец, люди — и их, по-видимому, большинство, — которые ни во что не веруют. Но есть бог, который верховенствует над всеми остальными богами. Об этом боге вы не узнаете ни из Апокалипсиса, ни из буддийских книг о круговороте человеческого существования. О нем не упоминают ни „Сборники изречений", ни разнообразные трактаты. Этот бог' призывает лишь к одному: работайте! И все
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — степень развития и удовлетворения потребностей, интересов людей, выраженная в оценочной форме, как высокая, средняя или низкая. Качественная характеристика жизни охватывает фактически все стороны человеческого существования, включая содержание, формы и результаты трудовой деятельности, уровень благосостояния, реализацию свободы личности, демографические, этнографические и экологические условия. ООН использует индекс "К.ж.", который слагается из трех основных показателей: национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, состояние образования в данной стране. При определении индекса К.ж. эксперты ООН добавляют к ним показатели состояния здравоохранения, занятости и покупательной способности населения, доступа к участию в общественно-политической жизни. В РФ при раскрытии сущности и показателей К.ж. специалисты принимают бо внимание состояние здоровья (продолжительность жизни, физ. и умственные возможности людей, их питание и самочувствие); наличие жилья и его обустройство; постановку образования и доступность учреждений культуры; напряженность и эффективность труда, свободу выбора профессии и специальности; условия отдыха, использование свободного времени; занятость и гарантии от безработицы; благополучие семьи, возможности воспитания потомства. Применительно к персоналу конкретной организации больше учитывается качество трудовой жизни, как совокупность показателей удовлетворения личных потребностей и интересов работника.
Техническая революция, связанная с изобретением электронной вычислительной машины, оказывает все большее влияние на все стороны человеческой деятельности. Особенность этой революции состоит в создании качественно новых и неизмеримо более эффективных методов переработки информации. Поскольку любая человеческая деятельность связана с переработкой и использованием информации, начавшийся процесс становления «машинных методов» — начало важного этапа развития человечества, в результате которого изменится вся технологическая (а следовательно, и не только технологическая) основа человеческого существования. Сфера экономики, для которой количественные оценки являются неизбежной принадлежностью, оказалась первой вовлеченной в этот процесс.
Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.
Мы должны признать, что ни один из этих факторов не возник неожиданно сам по себе. Эти проблемы не являются жизненными факторами которые мы просто вынуждены терпеть как одно из условий человеческого существования. Они также не являются закономерным следствием перенаселенности планеты. Они, напротив, являются результатом общепринятого общественного мнения, которое либо абсолютно ошибочно, либо зиждется на нуждах общества, которого более не существует.
синхронно, то есть достигают максимумов и минимумов в одно и то же время. На рис. 14. 3 мы видим двенадцать примеров циклов длительностью 18,2 года, включая количество браков, волны массовой иммиграции и движения фондовых рынков в США. Дьюи делает удивительный вывод: во вселенной действует некая загадочная сила, которая и управляет этими циклами, она распространяет пульсирующие движения, которыми можно объяснить настойчивое повторение циклов, проходящих сквозь многочисленные области человеческого существования.
человеческого существования, - ведь каждое открытие может быть
Определение 4. Духовным, или у^трудом, будем называть вид деятельности, целью которой является воздействие на нравственные основы человеческого существования, у-труд может быть либо положительным, т. е. направленным на "накопление сил добра" (С. Франк), либо отрицательным, т. е. ориентированным на усиление вражды, нетерпимости, жестокости (на накопление сил зла).
богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства все еще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельность старательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в то время как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.
вень ее развития определяет ценность человеческого существования, его значения для общества, его потенциала и вклада в развитие. Управление персоналом, ориентированное на возделывание и развитие культуры, или развивающее управление, — это та цель, к которой должны стремиться руководители. Напомним, что потенциал человека представляет собой сложный сплав, в который правомерно включить следующие компоненты: здоровье, образование, квалификацию, нравственность, творческие способности, способности к взаимодействию, к развитию, к лидерству. Почти так же можно определить и групповой потенциал.
Человеческая деятельность Человеческих потребностей Человеческой психологии Человеческого организма Чернобыльской катастрофы Четвертого поколения Частичной готовности Численностью работников Численность определяется Численность ремонтного Численность торгового Численности безработных Численности производственных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|