Чикагском университете



Спустя полтора месяца, в сентябрьском выпуске «Дане ревыо» (1980 г.) профессор школы бизнеса Чикагского университета Эдвард Рэпп обрушился на американских профессиональных менеджеров за «сверхспециализиро-ванность» и «нежелание идти на риск». Уж кто-кто, а Рэпп прекрасно знает слабые места американских школ бизнеса!

Мы начнем с новой классической модели по двум причинам. Во-первых, экономисты, применившие подобный подход к моделированию экономики, были первыми, кто использовал гипотезу рациональных ожиданий. Эта гипотеза, впервые разработанная экономистом Джоном Мутом (Muth) из университета штата Индиана в его статье, опубликованной в 1961 г., была использована такими исследователями макроэкономики, как Роберт Лукас (Lucas) из Чикагского университета, Томас Саджент (Sargent) из Стэ!к]тордского университета и Нил Уоллес (Wallace) из Миннесотского университета, для объяснения неспособности краткосрочной кривой Филлипса объяснить экономическую ситуацию в 1970-е годы. Эти ученые и ряд других экономистов в конце 1970-х — начале 1980-х годов проложили путь «новой классической революции», направленной против традиционной кейнсианской экономической теории. Так как именно представители новой классической школы впервые использовали гипотезу рациональных ожиданий, было бы разумно начинать именно с их теории.

Да и сам Рокфеллер-старший, удалившись от дел, посвящал филантропической деятельности гораздо больше времени, чем в период создания Standard Oil Company. К 193 7 году, когда Рокфеллер скончался в возрасте 97 лет, он выделил на поддержку Чикагского университета в совокупности больше миллиарда долларов (по современному курсу). Он основал Рокфеллеровский институт медицинских исследований (в 1965 году переименован в Университет Рокфеллера), где был сделан целый ряд выдающихся открытий и где в 1970-х годах насчитывалось уже 16 нобелевских лауреатов. Рокфеллеровское Управление по общему образованию распределило субсидии более чем на миллиард долларов (по современному курсу). Фонд Рокфеллера, основанный в 1913 году, в настоящее время располагает вкладами в три миллиарда долларов и ежегодно выделяет 100 миллионов на всевозможные поощрения7.

Давайте обсудим модель ценообразования фондовых опционов Блэка-Шоулса (далее Блэк-Шоулс). Модель названа в честь ее создателей: Фишера Блэка из Чикагского университета и Мирона Шоулса из M.I.T; впервые она была описана в 1973 году (May— June 1973 Journal of Political Economy). Блэк-Шоулс считается предельной формой биномиальной модели. В биномиальной модели нужно задать число тиков, определяющее движение вверх или вниз, прежде чем будет зафиксировано возможное значение цены. Далее следует небольшая диаграмма, которая поясняет эту мысль.

7 Black F. Yes, Virginia, There Is Hope: Tests of the Value Line Ranking System (представлена на семинаре, организованном Центром изучения цен на ценные бумаги Высшей школы бизнеса Чикагского университета в мае 1971 г.).

1 Б.М. Фридман издал два отличных сборника статей на эту тему, которые были опубликованы издательством Чикагского университета: The Changing Roles of Debt and Equity in Financing U.S. Capital Formation, 1982; Corporate Capital Structure, 1985.

Для собравшихся на курсе 80 обладателей дипломов MB А и 15 докторов наук это звучало смешно. Что за радость иметь пушку, если закон заставляет тебя обходиться на охоте только луком и стрелами? Отделение акций выглядело безнадежно отсталым. Они понимали, что используемые ими для привлечения кандидатов насадки не срабатывают. Так что однажды они сменили тактику и прислали для общения с нами яркое молодое дарование. Он был их сверкающей лаком новейшей игрушкой. Ему было поручено ослепить нас своим блеском и ученостью. В своем отделении он занимался последней технологической новинкой -компьютерной торговлей (именно на эту технологию взвалили потом всю ответственность за биржевой крах, случившийся в октябре 1987 года). Он прочитал нам лекцию обо всех такого рода новинках и предложил задавать вопросы. Проучить его решился дипломник Чикагского университета Френки Саймон.

Сторонники «случайного блуждания» в массе своей университетские профессора, работающие на факультетах бизнеса и экономики. Они хорошо владеют сложным математическим языком и с удовольствием им пользуются. Более того, статьи о «случайном блуждании», пишущиеся этими учеными, просто обязаны быть абсолютно непонятными для непосвященных и перенасыщенными математическими символами для того, чтобы произвести должное впечатление на коллег. Если вы хотите посмотреть, как оно выглядит, попробуйте почитать журнал «Киклос» — в нем таких статей не одна и не две. Обширный материал, относящийся к интересующей нас теме, может быть найден именно там. Но мы обнаружим его и в сборнике «Случайный характер цен на фондовой бирже» (опубл. Массачусет-ским институтом технологии под ред. профессора Пола Кутне-ра), и в 16-м номере «Избранных трудов факультета бизнеса Чикагского университета», в работе профессора Юджина Фей-мы «Случайное блуждание применительно к ценам на фондовой бирже».

Гарвардского университета и Robert Vishny из Чикагского университета, - на

Чикагская школа — группа экономистов чикагского университета во главе с М. Фридменом, усовершенствовавшая количественную теорию денег и выступившая за государственный контроль над предложением денег в долгосрочном периоде.

Ланге (Lange) Оскар (1906—1965), польский экономист и статистик, академик Польской АН (1952). Окончил Краковский университет, продолжил образование в США и Великобритании. Был профессором Чикагского университета, дипломатом, ректором Главной школы планирования и статистики в Варшаве, профессором Варшавского университета. Области исследований — экономическая кибернетика, эконометрия, применение методов моделирования и ЭВМ в экономике. Одним из первых разработал системный подход к экономическим явлениям, исследовал вопросы регулирования экономических систем, оригинально интерпретировал модель мультипликатора.


8 См.: H.V. Roberts. Statistical versus Clinical Prediction of the Stock Market. Неопубликованная статья, представленная на семинаре по анализу цен ценных бумаг в Чикагском университете в мае 1967 г.

Джордж Стиглер, лауреат Нобелевской премии 1982г., родился в 1911 г. в Рентоне (Вашингтон, США). Он закончил университет штата Вашингтон, получил степень магистра в Северо-западном университете, степень доктора наук в Чикагском университете. Стиглер преподавал в университетах Айовы, Миннесоты, Брауна, Колумбийском, Чикагском.

Филип Котлер — один из ведущих специалистов в области маркетинга в мире. Он почетный профессор международного маркетинга Высшей школы менеджмента Северо-Западного университета. Степень магистра экономики Ф. Котлер получил в университете города Чикаго, а позже, там же — степень доктора философских наук. Впоследствии он занимался научными исследованиями в Гарварде (в области математики), а также в Чикагском университете (в области поведенческих наук). Ф. Котлер является автором книг «Principles of Marketing» и «Marketing: An Introduction». Его работа «Strategic Marketing for Nonprofit Organizations», выдержавшая уже пять переизданий, входит в список бестселлеров в своей области. К числу других книг Ф. Котлера относятся: «The New Competition», «Marketing Professional Services», «Marketing for Health Care Organizations», «Strategic Marketing for Educational Institutions», «High Visibility», «Social Marketing», «Marketing Places», «Marketing for Congregations», «Marketing for Hospitality and Tourism», «Standing Room Only: Strategies for Marketing the Performing Arts» и «Marketing Models».

8 См.: Н. V. Roberts. Statistical versus Clinical Prediction of the Stock Market. Неопубликованная статья, представленная на семинаре по анализу цен ценных бумаг в Чикагском университете в мае 1967 г.

В статье было интересным другое. Впервые внутрь впустили постороннего и позволили задать самый очевидный вопрос: почему вам так хорошо платят. Обитатель задней скамьи, только недавно получивший степень мастера делового администрирования в Чикагском университете, все объяснил читателям. «Это спрос и предложение, - сказал он. - Моя сестра обучает отсталых детей, не способных учиться. Она, как и я, очень любит свою работу, но зарабатывает намного меньше. Если бы было меньше желающих заниматься преподаванием, она получала бы намного больше». Об этом анализе много чего можно сказать. И читатели «Times» вряд ли упустили случай выразиться. Та же статья упоминала, что на 127 мест в

Профессор Талер, преподающий в настоящее время в Чикагском университете, был одним из первых и самых рьяных поборников поведенческих подходов в экономике. [424] Он сделал карьеру, систематизировав отклонения, противоречащие принятой точке зрения неоклассической экономики о том, что рынки эффективны, а люди рациональны. Например, в соответствии с принятой экономической теорией люди предпочитают иметь больше вариантов выбора, а не меньше. Однажды Талер обратил внимание, что несколько его, по общему мнению, рациональных коллег, находившихся у него дома, не могли оторваться от орешков кешью, которые он выставил на стол. Почему же тогда коллеги Талера стали его благодарить за то, что он унес вызывающие искушение орехи из гостиной? Другим примером из этой области служит признание приятеля Талера о том, что он сам стрижет газон у своего дома, чтобы сэкономить 10 долларов, но никогда бы не стал стричь газон соседа за те же 10 долларов или даже большую сумму. Если опираться на понятие "альтернативные издержки", то вышеупомянутые 10 долларов потенциального дохода за стрижку газона соседа равны "затратам" по оплате кому-нибудь другому за стрижку своего собственного газона. Согласно этой теории, перед вами две альтернативы: или дополнительное время или дополнительные деньги. Оба варианта одновременно недостижимы. В материалах по этому вопросу приводится и другой пример [272], когда Талер и другой его приятель из-за снежной бури решили не ехать на баскетбольный матч, проходивший в Рочестере. Приятель Талера при этом заметил, что если бы они купили билеты заранее, то поехали бы. Эта проблема относится к "невозвратным издержкам". Аналогично, нет никакой необходимости ходить в оздоровительный спортклуб только потому, что вы уплатили членские взносы. В конце концов, деньги уплачены, и их не вернешь. Тем не менее, Талер обнаружил, что мы, в общем-то, это делаем. Короче говоря, люди ведут себя не так, как хотелось бы рациональной экономике. Даже преподающие экономику профессора не так рациональны, как люди в их моделях. Например, бутылка вина по цене 50 долларов может показаться слишком дорогой для покупки к обычному домашнему обеденному столу. Но если у вас уже есть бутылка такого вина, купленная раньше за гораздо меньшую цену, вы, скорее всего, откроете ее для такого же обеда. Для экономиста это бессмыслица, но Талер выбрал пример из жизни Ричарда Росетта (Richard Rosett), известного приверженца неоклассицизма. Английский экономист К. Бинмор (К. Binmore) заявил на одном из семинаров, что люди эволюционируют к рациональности, учась на ошибках. В ответ на это Талер резко возразил, что люди могут научиться разумно покупать бакалейные товары, поскольку делают это еженедельно, а крупные решения, связанные с браком, карьерой, отставкой, принимаются не очень часто. Поэтому, как выразился Талер, заумные теории Бинмора хороши лишь для "покупки молока".[272] В своей докторской диссертации на тему экономической "стоимости" человеческой жизни Талер предложил определять степень рациональности на основе разницы между оплатой за опасные для жизни работы и за более безопасные. Он предложил взять за основу сумму в 200 долларов США в год (по курсу 1967 г.) за каждый шанс из 1000, что человек может лишиться жизни на этой работе. Когда он спросил своих друзей,

В 1903 году Ватсон был самым молодым, получившим докторскую степень в Чикагском университете (ему было всего 25 лет). Он искал источник дохода, чтобы оплачивать свое обучение, когда получил возможность наблюдать за лабораторными крысами, используемыми в научных исследованиях и предназначенными для имитации "реальных" обучающих заданий, таких как передвижение в сложном лабиринте. Подопытные крысы, возможно, не помогли ему покорить сердце девушки, но зато для самого молодого человека стали настоящим предметом страсти. Он всерьез заинтересовался опытами и начал ставить свои собственные эксперименты над животными. Его подход заключался в проведении экспериментов более упрощенным способом, и он добился нескольких изумительных результатов. В одном из экспериментов он сделал в клетке узкий коридор, в один конец которого поставил крысу, а в другой положил пищу. Крыса, конечно, бежала в другой конец, чтобы съесть там с огромным удовольствием лакомство (пока что ничего удивительного). Но затем он укоротил коридор и повторил эксперимент. Та же крыса теперь бежала мимо пищи, направляясь прямо к стене (вот что удивительно). Этот эксперимент стал известен под названием "Эксперимент Керпланка" , и он скорее подтверждал закон применения Торндайка, нежели показывал, что крысы тупые.

ковиц (Н. Markowitz), работавший в Чикагском университете,

Дуглас (Douglas) Поль Говард (1892—1976). американский экономист и статистик. Получил образование в Колумбийском университете (докторская степень — 1921). Преподавал в Чикагском университете (1920—1948), был сенатором США от штата Иллинойс (1948—1966), затем преподавал в Новой школе социальных исследований до 1969 г. Труды по теории производства и спроса на рабочую силу, теории заработной платы. Разработал в сотрудничестве с математиком Ч. Коббом макроэкономическую производственную функцию для США, получившую название Кобба— Дугласа функция (первое сообщение о ней было сделано в докладе на собрании Американской экономической ассоциации в 1927 г.).

Лукас (Lucas) Роберт-мл. (р. 1937), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1995 г. Получил образование в Чикагском университете (степень доктора философии в 1964 г.), работал в университете Карнеги—Мел-лона, а затем с 1975 г. — профессором в Чикагском университете. Он вице-президент Эконометрического общества, член Американской академии искусств и наук, член Национальной академии наук и почетный доктор университетов ряда стран. Формула награждения Нобелевской премией: "за развитие и применение гипотезы о рациональных ожиданиях, совершенствование благодаря этому макроэкономического анализа и углубление нашего понимания экономической политики". Лукас-мл. применил гипотезу рациональных ожиданий не только к макроэкономике, но и ко многим другим областям науки. Он развил методы статистического анализа экономических процессов, внес существенные коррективы в понимание кривой Филлип-са, доказал пагубность высоких темпов инфляции, разработал т.н. равновесную теорию экономических циклов и т.д. По распространенному мнению, с 70-х гг. XX в. ни один экономист не внес столь существенного вклада в развитие современной экономической науки, как Лукас-мл.

Скоулс (Scholes) Майрон (р. 1941), американский экономист. Лауреат Нобелевской премии 1997 г. Докторскую степень получил в 1959 г. в Чикагском университете. Профессор кафедры финансов в Высшей школе бизнеса и старший научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете, США. Нобелевской премии удостоен вместе с Р. Мертоном "за новый метод определения стоимости производных финансовых инструментов". Один из авторов вошедшей в литературу формулы Блэ-ка — Скоулса для оценки стоимости опционов.


Человеческой психологии Человеческого организма Чернобыльской катастрофы Четвертого поколения Частичной готовности Численностью работников Численность определяется Численность ремонтного Численность торгового Численности безработных Численности производственных Численности торгового Численности устанавливают вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика