|
Деятельностью коммерческих
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и ...учинить фискалов во всяких делах». В том же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, которые должны были «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера»1. Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным генеральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.
Конец XVII — начало XVIII в. — период существования Ближней канцелярии — органа административно-финансового контроля за деятельностью государственных учреждений России.
Сравнивая компетенцию счетных палат ряда европейских стран, можно выделить две основные позиции, характеризующие их полномочия: 1) право проверки финансовой документации государственных органов, организаций и предприятий публичного сектора; 2) обязанность ежегодно направлять парламенту отчет о ревизиях с указанием допущенных финансовых нарушений и мерах ответственности за их совершение. Финансовые проверки счетных палат, как правило, включают: а) выявление точности цифровых данных; б) установление соответствия деятельности государственных органов и организаций имеющимся нормативным предписаниям; в) определение экономичности, рентабельности и целесообразности конкретного вида финансовой деятельности. Анализ национального законодательства позволяет увидеть особенности финансовой юрисдикции счетных палат. В Австрии в развитие общих форм контроля Счетная палата проверяет: 1) финансовую деятельность, связанную с благотворительными и иными фондами, управление которыми осуществляется органами Федерации; 2) проверяет финансовую деятельность представителей органов социального страхования, а также предприятий, организуемых Федерацией и другими субъектами права, если последним принадлежит не менее 50% первоначального капитала. Председатель Счетной палаты обладает правом подписи всех документов по финансовым обязательствам Федерации. Наличие такой подписи означает правомерность соответствующих действий компетентных государственных органов. В Италии в соответствии со ст. 100 Конституции Счетная палата наряду с контролем за финансовой деятельностью государственных органов, организаций и предприятий осуществляет предварительный контроль за законностью актов правительства!. Во Франции на основании ст. 47 Конституции и в соответствии с законом Счетная палата не только обладает административной компетенцией, контролируя наряду с парламентом и правительством исполнение финансовых законов, но и в качестве органа административной юстиции обладает судебной компетенцией в отноше-
акционерных обществ, государственных органов — за деятельностью государственных
занные с коммерческой деятельностью государственных ведомств. Все это потребует
хозяйственной деятельностью государственных предприятий.
Система контроля за деятельностью государственных
три уровня управления деятельностью государственных предприятий: соб-
нистративный контроль за деятельностью государственных предприятий.
Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата посо-
Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата посо- Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (Центральному банку). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение — Департамент банковского надзора — проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансовому оздоровлению; реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.
4) по надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков;
7. Как осуществляется надзор за деятельностью коммерческих банков в РФ?
Допущенные просчеты в государственном регулировании производства алкогольной продукции привели к значительному росту «подпольных» цехов по производству поддельной алкогольной продукции, которые уклоняются не только от уплаты налогов, но и от всех форм административного контроля за деятельностью коммерческих предприятий (регистрации, лицензирования, сертификации, санитарного контроля и т.п.). Как правило, поступление в торговый оборот незаконно производимой на территории России алкогольной продукции происходит в основном двумя путями: в результате деятельности предприятий, как имеющих лицензию на производство спирта и алкогольной продукции, но занижающих в официальной документации объемы производимой продукции, так и вследствие деятельности «подпольных» цехов.
Пересечение юрисдикции органов надзора над деятельностью коммерческих банков. Источники'. Материалы слушаний по финансовым структурам и регулированию подкомитета по финансовым учреждениям Сенатского комитета по банковскому делу, жилищному строительству и проблемам городов (93 и конгресс, 1-я сессия, 1973 г.), в кн.: Polakoff Murray E., Durkin Thomas A. eta/., Financial Institutions and Markets, 2 ed. — Boston: Houghton Mifflin, 1981; Federal Reserve Bank of Atlanta Economic Review, December 1982, p. 46.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (банк России) - является главным банком в РФ и находится в ее собственности. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК подотчетен Верховному Совету РФ и независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК является юридическим лицом и действует на основании своего устава. Основными задачами ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА являются: регулирования денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной кредитно-денежной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
, Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделен"ный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1 % от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение временной администрации в банке на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.
знаков в обращении, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.
ков за деятельностью коммерческих банков;
контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений,
Достаточно возможностей Достаточно устойчивы Доставкой материалов Доставлять удовольствие Достигается максимальная Достигается различными Достигает максимального Достигает определенного Достигают максимума Достигнутые показатели Действующими законодательными Достигнуты поставленные Достигнуто благодаря вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|