Двенадцатую пятилетку



Создаваемая отраслью прибыль по плану на пятилетку обеспечивает не только удовлетворение всех потребностей промышленности, но и устойчивое отчисление значительной части прибыли в государственный бюджет. Финансовые ресурсы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности по плану двенадцатой пятилетки:

Экономические нормативы, установленные отрасли по годам двенадцатой пятилетки (в %):

Нормативные отчисления от прибыли министерству установлены только для 78 предприятий из 212. Общая сумма платежей министерству по годам двенадцатой пятилетки составляет 19,7% от расчетной прибыли. Эти средства используют для следующих целей:

ТАБЛИЦА 10. РОСТ ТОВАРНОЙ И ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ПЛАНУ ДВЕНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1990г., % к 1985г.)

Анализ первых результатов работы предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, как положительных, так и отрицательных, однозначно свидетельствует о действенности нового хозяйственного механизма. Показатели работы отрасли за три года двенадцатой пятилетки приведены в табл. 19.

Предприятия нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности за три года двенадцатой пятилетки вышли на рубежи пятилетнего плана по основным технико-экономическим показателям и выпуску большинства видов продукции. Прирост прибыли в 3,5 раза опережал увеличение объема производства. Относительное высвобождение работающих составило около 60 тыс. человек при абсолютном уменьшении численности работающих по сравнению с 1985 г. на 20 тыс. человек, или почти на 3,5%. Достигнутые темпы повышения эффективности производства более чем в 2 раза выше, чем в одиннадцатой пятилетке.

Эффективность использования всех видов ресурсов повысилась. Глубина переработки нефтяного сырья увеличилась на 2% и соответственно обеспечен опережающий рост производства более качественных нефтепродуктов. Так, прирост производства светлых нефтепродуктов составил в одиннадцатой пятилетке 4 млн. т, а за три года двенадцатой пятилетки — 9 млн т.

Половина прироста всего объема производства, весь прирост потребности в синтетическом каучуке для шинной, резинотехнической, резинообувной промышленности обеспечены в результате его экономии. Производство шин за три года двенадцатой пятилетки увеличилось более чем на 4 млн шт., или на 6,3%, а фактический расход каучуков возрос на 3,5%, технического углерода — на 1,7%, расход кордов сохранился на уровне 1985 г. Запасы товарно-материальных ценностей на 1 руб. продукции были ниже установленного норматива.

Таковы общие итоги работы предприятий за три года двенадцатой пятилетки и в том числе за два года работы в условиях хозяйственного расчета. Эти итоги — результат кропотливой повседневной работы предприятий отрасли по выявлению и использованию резервов роста эффективности производства, умелого использования рычагов и стимулов, заложенных в хозяйственном механизме.

За 3,5 года двенадцатой пятилетки в результате роста цен на новые более эффективные продукты получено около 165 млн руб. при годовом объеме товарной продукции 36,5 млрд. руб.

При замыкающих приведенных затратах на прирост добычи 1 т нефти около 130 руб., экономический народнохозяйственный эффект от углубления переработки нефти за 3 года двенадцатой пятилетки составил более 1 млрд руб.


Полученную в результате расчетов общую эффективность сопоставляют с нормативными и аналогичными показателями за предшествующий период, а также с показателями передовых предприятий. Расчетные капитальные вложения считаются эффективными, если они не ниже нормативных и отчетных показателей. Норматив эффективности на двенадцатую пятилетку установлен для промышленности 0,16.

Нормативы образования фонда развития производства, науки и техники по предприятиям разработаны на основе утвержденного пятилетнего плана капитальных вложений, поскольку этот фонд в условиях самофинансирования является практически единственным источником финансирования капитальных вложений на реконструкцию, техническое перевооружение, внедрение новой техники. Так как план капитальных вложений на двенадцатую пятилетку был утвержден и на его основе был сформирован план производства продукции, то изменение фонда развития производства, науки и техники по предприятиям привело бы к разбалансировке пятилетнего плана — у одних предприятий средства фонда были бы омертвлены, а у других их не хватило бы для обеспечения выполнения плана по номенклатуре.

Например, фонд материального поощрения на одного работающего в нефтеперерабатывающей промышленности в базовом году, принимаемом для разработки нормативов на двенадцатую пятилетку, составлял 294 руб., тогда как на Московском нефтеперерабатывающем заводе — 386, Волжском заводе синтетического каучука — 375, в производственных объединениях «Новополоцкнефтеоргсинтез» — 306, «Синтезкаучук» — 302, т.е. на хорошо и стабильно работающих предприятиях базовый размер поощрительных фондов на одного работающего более высокий.

Низкие темпы роста объема производства и производительности труда, оцениваемые по товарной продукции, не отразили в полной мере действительного роста эффективности производства: в одиннадцатой пятилетке прирост прибыли почти в 2 раза опережал прирост товарной продукции, а по плану на двенадцатую пятилетку — в 4 раза. В результате

Кроме того, поскольку выработка товарной продукции в расчете на одного работающего в нефтехимической промышленности почти в 3,7 раза ниже, чем в нефтеперерабатывающей, то при ускоренном развитии первой темпы роста производительности труда в целом по отрасли в одиннадцатой пятилетке были занижены на 3,5%, а по плану на двенадцатую пятилетку — на 4,5%.

Задачи электротехнической промышленности на двенадцатую пятилетку вытекают из Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года, принятого партией курса перевода экономики страны на путь интенсивного развития. Отрасли предстоит осуществить меры по подъему электротехнической промышленности на качественно новый уровень. Перед ней поставлены следующие задачи:

раммы работ Министерств нефтяной и газовой промышленности на двенадцатую пятилетку и на период до 2000 года по ускорению научно-технического прогресса в отраслях.

Вступая в двенадцатую пятилетку, химическая индустрия достигла определенных рубежей. В 1984 г. производство минеральных удобрений составило 30808 тыс. т (в пересчете на 100% питательных веществ), в том числе азотных 13328, фосфорных 6929, калийных 9776, фосфоритной муки 766 тыс. т, химических средств защиты растений (в 100 %-ном исчислении по действующему началу) 343 тыс. т, серной кислоты 25338, кальцинированной соды 5116, каустической соды 2972, химических волокон и нитей 1401 тыс. т, в том числе искусственных волокон и нитей 657, синтетических волокон и нитей 744 тыс. т, синтетических смол и пластических масс 4819 тыс. т, синтетических моющих средств и мыла (в пересчете на 40 %-ное содержание жирных кислот) 2632 тыс. т, из них синтетических моющих 1096 тыс. т, лакокрасочных материалов 3204 тыс. т, автопокрышек 63,7 млн. шт., велосипедных покрышек 19,2 млн. шт., кормового микробиологического белка (товарного продукта) 1420 тыс. т, фенола 511, этилена 2543, пропилена 1098, метанола 2467 тыс. т. Производство товаров бытовой химии составило 900 тыс. т, из них синтетических 844 тыс. т. В 1984 г. выпуск линолеума достиг 106 млн. м2, нетканых материалов типа тканей 569 млн. пог. м, или 739 м2, резиновой обуви 208 млн. пар.

Полученную в результате расчетов общую эффективность сопоставляют с нормативными и аналогичными показателями за предшествующий период, а также с показателями передовых предприятий. Расчетные капитальные вложения считаются эффективными, если они не ниже нормативных и отчетных показателей. Норматив эффективности на двенадцатую пятилетку установлен для промышленности 0,16.

Последовательное проведение в жизнь принципов формирования хозяйственного механизма в строительном комплексе позволит значительно повысить надежность и устойчивость выполнения напряженных заданий, предусмотренных в государственном плане экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку; предотвратить моральный износ средств труда и технологий, которые имеют место при длительных сроках строительства, ускорить темпы внедрения новой техники; существенно ограничить рост сметной стоимости переходящих объектов; создать необходимые предпосылки путем более строгого экономического контроля за выполнением программы по «номенклатуре» строящихся объектов и технологических этапов для выдерживания предусмотренных в плане отраслевых и территориальных пропорций. Все это обеспечивает увеличение вклада капитального строительства в процесс народнохозяйственного ускорения.

При расчете плановых показателей по годам пятилетки в качестве базы (отчетного периода) принимаются фактические затраты заработной платы на рубль продукции 1980, 1985 г. и т. д. При расчете плановых нормативов заработной платы на рубль объема работ необходимо исключить влияние норматива в отчетном году на величину планового норматива. В этой связи при расчете планового норматива необходимо проанализировать фактически сложившуюся структуру выплат и доплат, входящих в фонд заработной платы работников. Из фонда заработной платы, выплаченной в отчетном году (для расчетов на двенадцатую пятилетку—в 1985 г.), следует исключить оплату работ в сверхурочное время, оплату простоев и др.


Дополнительных возможностей Дополнительными расходами Дополнительным соглашением Дополнительная подготовка Дополнительной информации Дополнительной ответственности Действующих месторождениях Дополнительное оборудование Дополнительное привлечение Дополнительного финансирования вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика