Деятельность правительства



Лучше всего начать долговременный анализ с масштаба деятельности фирмы. Зависимость прироста объема выпуска продукции от увеличения использования всех производственных факторов раскрывает отдельные особенности производственного процесса фирмы на долговременном этапе. Как меняется выпуск продукции фирмы, когда пропорционально возрастают использованные производственные факторы? Например, если использование факторов удвоилось, удвоился ли объем выпуска продукции или он увеличился в большей или меньшей степени? Если объем выпуска продукции увеличился более чем в 2 раза (при удвоении производственных факторов), такое увеличение называется положительным эффектом масштаба. Выпуск растет, потому что крупномасштабная деятельность позволяет руководителям и рабочим углубить специализацию при выполнении своих задач и использовать более сложное и мощное оборудование. Автомобильный сборочный конвейер представляет собой известный пример положительного эффекта масштаба.

Компания с высокой долей рынка имеет возможность экономить на всем: от производства до маркетинга. Такая компания может располагать более квалифицированным и опытным персоналом, более прочными связями с поставщиками, дилерами, кредиторами. Широкомасштабная деятельность позволяет такой компании создавать «больший шум» на рынке. Имеется в виду реклама, мероприятия по стимулированию сбыта и др. В результате потребители скорее узнают товары крупной компании, начинают им больше доверять просто по той причине, что информация о них поступает чаще, а это, естественно, ведет к росту доходов такой компании.

Кроме того, возможность разделения трудовых операций, которую обеспечивает крупномасштабная деятельность, позволяет работникам достичь высокого профессионализма в выполнении возложенных на них функций. «Мастер на все руки», обремененный пятью или шестью трудовыми операциями, едва ли сумеет в полной мере освоить каждую из них. Получив же возможность сосредоточиться на одной операции, тот же самый работник сможет трудиться гораздо производительнее.

Таким образом, циклическая спиралевидная траектория изменений состояния предприятия есть результат непрерывного совокупного влияния разнонаправленных факторов внешней и внутренней среды его функционирования. Этим влиянием можно управлять на макро-, мезо- и микроуровне в процессе соответственно антикризисного регулирования экономикой страны, региона и антикризисного управления деятельностью предприятия. Множественность факторов, одновременно влияющих на деятельность предприятия, и их разнонаправленность свидетельствуют о сложности процессов антикризисного регулирования и антикризисного управления. Специалистам в этой области необходимо обладать широкой компетенцией относительно всесторонней деятельности предприятий. Схемы финансового оздоровления предприятий уникальны, однако классификация факторов, влияющих на их деятельность, позволяет типизировать антикризисный менеджмент.

Планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и менеджмента производства, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных управленческих решений..

Жизненный цикл товара в реальной ситуации может не выражаться на графике традиционной классической кривой, когда четко определяются периоды внедрения товара на рынок, роста, зрелости и спада. Эффективная маркетинговая деятельность позволяет добиться еще на первой стадии высокого роста сбыта и прибылей, а на последующих — поддержания значительного объема продаж — в этом случае имеем дело с кривой, носящей название «бум».

Мне известен менеджер отдела по просроченным платежам в одном из крупнейших британских банков, который ведет все делопроизводство за свою группу (он заведует небольшим отделом; вероятно, эти методы работы были бы неуместны в большом отделе). На первый взгляд, такая работа представляется крайне неплодотворным использованием управленческих ресурсов. Логически же менеджер объясняет это следующим образом: такая деятельность позволяет ему полностью контролировать всю работу, выполняемую в отделе, и таким образом он отслеживает качество и устанавливает, какие проблемы предстоит решить. К этой аргументации уместно добавить, что он в любой момент может оказать помощь тем сотрудникам, которые в ней нуждаются. Уровень его вовлеченности в работу отдела, похоже, предотвращает какие-либо серьезные затруднения.

В российской практике, к сожалению, до сих пор нередки случаи, когда якобы благотворительная деятельность позволяет предприятию уводить часть денежных средств из-под налогообложения. Все еще довольно часто имеют место случаи «согласованной благотворительности», когда финансируемая организация, получая налоговое освобождение на сумму благотворительного взноса, возвращает в наличной форме часть денежных средств, перечисленных в благотворительных целях, «деля» эту сумму с руководством той организации, которой предназначались эти деньги. Существует еще понятие долевого спонсорского взноса. В счет такого взноса организации предоставляются различные рекламные услуги, аналогичные указанным, но часто, кроме этого, предусматривается и участие в прибыли мероприятия в соответствии с долевым участием в его финансировании.

В конечном итоге эффективная инвестиционная деятельность позволяет обеспечить не только рост доходов, но и повышение устойчивости и стабильности предприятия в его функционировании на рынке. С другой стороны, рискованные инвестиции могут дестабилизировать работу предприятия и привести его на грань банкротства.

Формирование системы планирования дает возможность получить ряд преимуществ, стратегический план позволяет предприятию реализовать свою индивидуальность как в глазах собственных работников, так и с точки зрения окружающей среды. Достижение поставленных им целей объединяет всех работников и различные функциональные структуры предприятия, подчеркивает значимость их усилий. План координирует их деятельность, позволяет оптимально распределить ресурсы по видам деятельности.

В большинстве современных развитых стран сложилась банковская система, имеющая двухуровневую организацию. Верхний уровень — это центральный банк, нижний уровень — коммерческие банки и кредитные организации. Центральный банк является определяющим для банковской системы, его деятельность позволяет регулировать и контролировать кредитно-денежные отношения в целом при сохранении свободы частного предпринимательства, которая обеспечивается деятельностью коммерческих банков.


В крупных организациях руководители высшего звена редко общаются с подчиненными ка низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных. Если младший инженер на «Дженерал Моторс» сделает ошибку в проекте, которая приведет к возврату 100 тыс. автомобилей, то именно вице-президент, отвечающий за проектно-конструкторские работы, должен объяснить президенту, почему так получилось. Возможно президенту придется отчитываться перед акционерами, почему он допустил снижение доходов. Даже если президент «Дженерал Моторс» и этот малоизвестный инженер никогда не встречались, акционеры справедливо считают президента ответственным за все, связанное с деятельностью «Дженерал Моторс». Вывший президент США Гарри С. Трумэн, ныне всем известной надписью на своем столе, которая гласила: «Больше ответственность сваливать не на кого», продемонстрировал понимание своей конечной ответственности за деятельность правительства.

реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и др. нормативных документов. В Совете Федерации образованы следующие комитеты, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования соц.-трудовых отношений: по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экон. реформы, собственности и имущественным отношениям; по соц. политике. В Гос. Думе образованы следующие комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе; по экон. политике; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по труду и соц. политике; по образованию и науке и др. Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в области соц.-трудовых отношений на практике. Деятельность Правительства охватывает все стороны жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный бюджет, программы экон. развития. В сфере соц. политики — программы соц. развития и т.п. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе — специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Министерство труда и соц. развития РФ, Федеральная миграционная служба РФ); общего назначения (Министерство экономики РФ, Министерство здравоохранения РФ, Гос. комитет по делам молодежи РФ); образовательные и научные (Министерство общего и профессионального образования РФ, Российская академия наук, Гос. комитет РФ по науке и технологиям). В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.д. Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный, федеральные суды, а также Министерство юстиции РФ.

в) деятельность правительства. Правительственная политика может подтолкнуть экономический цикл к подъему или спаду. Это воздействие может осуществляться в двух направлениях. Первое - так называемая фискальная политика. Она основывается на сборе налогов и дальнейшем использовании собранных средств для осуществления государственной поддержки сфер, по мнению правительства, в этом нуждающихся. Второе направление - проведение монетарной политики, которая делает основной упор на регулирование денежного обращения и количества кредитных денег в экономике.

Основной упор «шоковой терапии», начавшейся в 1992г., был сделан исключительно на частный сектор, но сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, активную деятельность правительства по перестройке структуры промышленности...».165

Эта концепция основывается на несколько циничном взгляде на деятельность правительства. Ее сторонники рассматривают регулирующие органы, такие, как ФРС или FDIC, как группы индивидов, на которые фирмы (банки) пытаются оказать воздействие для нужной им степени надзора; т. е. регулируемые фирмы пытаются «срастись» с органами надзора для получения выгоды от контрольных мер. Они могут делать это неофициальными путями, «лоббируя» регулирующие органы посредством оказания «услуг» (что в данном случае означает взятки) или давая понять, что возьмут на работу членов органов надзора по истечении их срока службы в правительстве.

К ним относятся: потребление, инвестирование и деятельность правительства.

пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пределы заимствования. В реальной действительности эти ограничения неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначейских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Российской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 год более чем на 85 млрд долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 года. Ошибки бюджетной политики последних лет являются следствием текущего, а не стратегического планирования. Заимствования производились для решения сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались для обновления технологии, структурной перестройки экономики. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безработицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капиталов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации — все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной политикой, привели к современному состоянию экономики. 111

венность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американская экономика — это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение. В этом разделе мы хотим:

2. Дискреционные расходы связаны с программами, которые регулируются ежегодными законами об ассигнованиях. Конгресс США вправе решать, сколько желательно тратить на эти программы каждый год; суммы таких расходов целиком находятся на его усмотрении. Этот компонент расходов федерального правительства составляют расходы на национальную оборону, транспорт, охрану правопорядка и деятельность правительства. Заметьте, что дискреционные расходы сократились с 13,5% ВВП в 1962 г. до примерно 8% в 1994 г.

Однако налоговая деятельность правительства не всегда безупречна. В том же 1991 г. Конгресс ввел 10%-ный акциз на яхты стоимостью свыше 100 тыс. дол. Сочтя спрос на яхты неэластичным, Конгресс рассчитывал, что эта мера не окажет сколько-нибудь серьезного воздействия на объем продаж, и надеялся получить за 5 лет прирост налоговых поступлений в размере 1,5 млрд дол. Но спрос оказался более эластичным, чем ожидалось. В ответ на повышение налога многие владельцы прогулочных судов решили сохранить свои старые яхты на более длительный срок, а некоторые потенциальные первичные покупатели отказались от своих планов

Какие общественные товары следует производить и в каком количестве? При каких обстоятельствах и какими методами должно правительство корректировать побочные эффекты? Как следует распределять налоги, за счет которых финансируется деятельность правительства?


Действующим нормативам Достижения экономического Достижения желаемого Достижения конкурентных Достижения максимальных Достижения наибольшего Достижения необходимого Достижения оптимальной Достижения отдельных Достижения проектных Достижения результатов Действующим стандартам Достижения требуемых вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика