|
Деятельности библиотеки
отметить некоторые негативные процессы в области культуры и потребления культурных благ вследствие свертывания или перепрофилирования деятельности библиотек, кинотеатров, детских клубов и студий.
^.Андреева Н. Е. Маркетинговое планирование библиографической деятельности библиотек //Науч. и техн. б-ки.— 1997.— №2. — С. 34—37.
2.2.1. Разработка концепции жизнедеятельности библиотек ЦБС в современной структуре муниципалитетов, окружной и городской системы Москвы.
2.2.4. Разработка алгоритма планирования деятельности библиотек по основным направлениям. Планирование и отчетность, анализ статистических показателей ЦБС. Составление перспективных планов реализации задач библиотек.
Ориентированная в основном на развитие и работу муниципальных библиотек, работа содержит ряд методических решений, способных помочь н опенке экономической деятельности библиотек более высокого уровня.
Основные идеи названного выше пособия были дополнены в других, появившихся позже работах этого автора, в частности в сборнике ГПБ и ЛГИКа «Экономика библиотечного дела и критерии эффективности деятельности библиотек» [83]. Экономическая эффективность трактуется в сборнике как соотношение результатов деятельности и затрат на ее осуществление. Предложенная формула расчета эффективности включала в качестве результата количество читателей, посещений, кпиговыдач.
аспектного анализа деятельности библиотеки». Потому и экономическая эффективность является лишь одной, хотя и важнейшей, составляющей в общем более широком понятии «эффективность деятельности библиотеки». (Вспомним близкие к этому утверждения Н.С. Карташова и Ю.Н. Столярова). Выводы по итогам экономического анализа в этом случае должны подкрепляться данными качественного анализа библиотечной работы. «Качественная же сторона деятельности, — говорится в сборнике, — характеризуется ее соответствием партийным и государственным требованиям, оперативным и полным выполнением всех запросов на литературу и библиографическую информацию..., достигаемым соответствием состава фондов контингенту читателей, состоянием справочного аппарата, оперативностью пропаганды литературы, сроками обработки издании и их отражения в каталогах, уровнем культуры обслуживания и созданием условий для производительных занятий читателей, наличием системы оповещения о помощи, оказываемой читателям...» [83, с. 55].
Разнобой, существовавший в то время в понимании и трактовке важнейших понятий, связанных с экономикой библиотечной отрасли, в определенной мере отразил вышедший в 1976 г, «Словарь библиотечных терминов» [63]. Экономика библиотечного дела определяется здесь как часть экономики культуры, предметом которой является экономический анализ деятельности библиотек, особенности применения экономических законов и категорий в библиотечном деле. Экономика библиотечного дела включает в числе прочего «методику анализа деятельности библиотек в экономическом аспекте для достижения наиболее полного и высококачественного обслуживания читателей при минимальных затратах времени, материальных и денежных средств». Хотя озвученная цель анализа — это не что иное, как экономическая эффективность, она в этом определении даже не упоминается.
использовать лишь при оказании библиотеками платных услуг [1]. Наиболее весомой публикацией этого времени, по нашему мнению, было учебное пособие В.К. Клюева и A.M. Чукаева «Экономическое обеспечение деятельности библиотек» [20]. Это была, пожалуй, первая солидная работа по общим проблемам экономической деятельности библиотек, рассмотренным под углом зрения меняющихся условий библиотечного хозяйствования.
всем не исключает изучение содержательных, качественных элементов работы, что в условиях, когда четких и ясных методик обобщающей оценки деятельности библиотек практически нет, единственной возможностью более-менее объективно, с достаточной для основной массы управленческих действий полнотой оценить результаты деятельности библиотечных коллективов можно лишь с помощью экономического анализа.
В 2000 г. появилась большая статья Н.В. Могилевер «Экономика библиотечной деятельности» [32], которая, на наш взгляд, отличается более упорядоченным, адаптированным к современным условиям изложением основ экономики в библиотечной отрасли. При всей обстоятельности и достоинствах этой работы нельзя не обратить внимание на ряд спорных моментов и определений, которые если не прямо, то косвенно выходят на проблему экономической эффективности. Так, автором приводится большой перечень «внешних эффектов» деятельности библиотек, представляющих ее ценность в социально-экономической сфере, но среди них нет обобщающего — экономической эффективности. Более того, по ее мнению, целесообразность организации библиотечного обслуживания определяется не столько его экономической эффективностью, сколько потребностью «конкретной общности населения в производстве таких услуг и уровнем их социальной значимости в регионе обслуживания». Что-то новое в экономике, призванной обеспечивать эту самую эффективность. Выходит, что суть экономики библиотечной деятельности — обеспечить лишь внутреннюю эффективность «неэффективной» библиотечной отрасли. В этих рассуждениях скрывается уже высказываемое ранее сомнение в возможности выразить результаты воздействия библиотек на жизнь общества в показателях экономической эффективности, которую автор упорно связывает только со стоимостными оценками, возможностью получения прибыли. В данном пособии предпринята попытка раскрыть содержание и цели маркетинговой деятельности в контексте управления, рассмотреть библиотечно-информационный маркетинг как эффективный инструмент обеспечения конкурентоспособности и повышения качества деятельности библиотеки в рыночной среде. Предыдущее издание было заинтересованно встречено профессиональной общественностью,1 что предопределило нашу дальнейшую разработку заявленной проблематики.
Логика современного управления и деятельности библиотеки на принципах маркетинга соответствует маркетинговой концепции, разработанной для некоммерческих организаций, библиотек, органов информации и документации еще в 1981 г. английским библиотековедом Б. Крониным. Позднее она была модифицирована, приспособлена к "материковым" условиям и европейскому библиотечному ландшафту группой экспертов Немецкого библиотечного института (Берлин) во главе с П. Бор-хардтом [56, с. 34]. В нашей интерпретации маркетинговая концепция для библиотек из 11 этапов может быть в общем плане представлена в виде схемы (см. схему 1).
Коммерческий маркетинг актуален в условиях развития внебюджетной инициативной хозяйственной деятельности библиотеки, формирования библиотечно-информационных и иных предпринимательских структур в составе, при или с долевым участием библиотечного учреждения. Базируется на комплексных методах изучения и стимулирования спроса, коммерческих усилиях, интерпретации и координации деятельности с расчетом на получение прибыли как за счет роста объема реализации конкурентоспособных услуг и продукции, так и в результате обеспечения удовлетворенности соответствующих потребностей.
Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.
• реклама различных сторон деятельности библиотеки.
• обоснование оптимальной ценовой политики на дополнительные итоговые продукты деятельности библиотеки (определение себестоимости и рыночной стоимости услуг и продукции, платежеспособности основных групп потребителей, тактики использования цен и сроков оплаты, льготных скидок и т. д.);
• корректировка аланов деятельности библиотеки и ее структур на ближайший период в соответствии с текущими показателями работы по основным приоритетным направлениям;
Создание четкой сквозной системы информирования в библиотеке помогает каждому сотруднику лучше ориентироваться в собственной работе, понять ее роль в общем контексте деятельности библиотеки, правильнее оценивать факты и их значимость для руководства (например, о чем нужно сообщать немедленно, а
основы культуры деятельности библиотеки*. 1. "Мы здесь для Вас"; 2. "Культура не абстрактна, а конкретна"; 3. "Вы спрашиваете—мы отвечаем"; 4. "К успеху—через , знание"; 5. "Развлекайтесь вместе с нами!"; 6. "У нас есть все". Последнее утверждение не совсем бесспорно: оно было выдвинуто в самом начале работы над концепцией, когда маркетинговый подход воспринимался весьма неопределенно, и потому противоречит идее дифференцированного обслуживания различных сегментов рынка пользователей.
Особо подчеркнем, что на начальных этапах внедрения маркетинговой концепции деятельности библиотеки возможны недоверие и даже активное неприятие методов маркетинга со стороны отдельных сотрудников, что способно свести к нулю все усилия
Наиболее упрощенной является ценовая политика, основанная на базовом учете издержек и предполагающая в качестве центрального звена определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-информационной услуги или производства интеллектуальной продукции, организации дополнительного обслуживания (сервиса) и накладных расходов. Его дальнейшая методика предельно формальна: к суммарной исходной себестоимости библиотечно-информационного продукта механически добавляется требующийся (желаемый) процент прибыли, то есть реализуется формула "средние издержки + прибыль". Такой подход позволяет добиваться определенного уровня рентабельности инициативной деятельности библиотеки, но не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и спроса.
Достижения соглашения Достижения стабильности Достижения установленных Достижение экономической Действуют независимо Достижение максимальных Достижение наилучших Достижение определенной Достижение планового Достижение различных Достижение стратегических Достижении определенных Достижении поставленных вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|