Деятельности библиотеки



отметить некоторые негативные процессы в области культуры и потребления культурных благ вследствие свертывания или перепрофилирования деятельности библиотек, кинотеатров, детских клубов и студий.

^.Андреева Н. Е. Маркетинговое планирование библиографической деятельности библиотек //Науч. и техн. б-ки.— 1997.— №2. — С. 34—37.

2.2.1. Разработка концепции жизнедеятельности библиотек ЦБС в современной структуре муниципалитетов, окружной и городской системы Москвы.

2.2.4. Разработка алгоритма планирования деятельности библиотек по основным направлениям. Планирование и отчетность, анализ статистических показателей ЦБС. Составление перспективных планов реализации задач библиотек.

Ориентированная в основном на развитие и работу муниципальных библиотек, работа содержит ряд методических решений, способных помочь н опенке экономической деятельности библиотек более высокого уровня.

Основные идеи названного выше пособия были дополнены в других, появившихся позже работах этого автора, в частности в сборнике ГПБ и ЛГИКа «Экономика библиотечного дела и критерии эффективности деятельности библиотек» [83]. Экономическая эффективность трактуется в сборнике как соотношение результатов деятельности и затрат на ее осуществление. Предложенная формула расчета эффективности включала в качестве результата количество читателей, посещений, кпиговыдач.

аспектного анализа деятельности библиотеки». Потому и экономическая эффективность является лишь одной, хотя и важнейшей, составляющей в общем более широком понятии «эффективность деятельности библиотеки». (Вспомним близкие к этому утверждения Н.С. Карташова и Ю.Н. Столярова). Выводы по итогам экономического анализа в этом случае должны подкрепляться данными качественного анализа библиотечной работы. «Качественная же сторона деятельности, — говорится в сборнике, — характеризуется ее соответствием партийным и государственным требованиям, оперативным и полным выполнением всех запросов на литературу и библиографическую информацию..., достигаемым соответствием состава фондов контингенту читателей, состоянием справочного аппарата, оперативностью пропаганды литературы, сроками обработки издании и их отражения в каталогах, уровнем культуры обслуживания и созданием условий для производительных занятий читателей, наличием системы оповещения о помощи, оказываемой читателям...» [83, с. 55].

Разнобой, существовавший в то время в понимании и трактовке важнейших понятий, связанных с экономикой библиотечной отрасли, в определенной мере отразил вышедший в 1976 г, «Словарь библиотечных терминов» [63]. Экономика библиотечного дела определяется здесь как часть экономики культуры, предметом которой является экономический анализ деятельности библиотек, особенности применения экономических законов и категорий в библиотечном деле. Экономика библиотечного дела включает в числе прочего «методику анализа деятельности библиотек в экономическом аспекте для достижения наиболее полного и высококачественного обслуживания читателей при минимальных затратах времени, материальных и денежных средств». Хотя озвученная цель анализа — это не что иное, как экономическая эффективность, она в этом определении даже не упоминается.

использовать лишь при оказании библиотеками платных услуг [1]. Наиболее весомой публикацией этого времени, по нашему мнению, было учебное пособие В.К. Клюева и A.M. Чукаева «Экономическое обеспечение деятельности библиотек» [20]. Это была, пожалуй, первая солидная работа по общим проблемам экономической деятельности библиотек, рассмотренным под углом зрения меняющихся условий библиотечного хозяйствования.

всем не исключает изучение содержательных, качественных элементов работы, что в условиях, когда четких и ясных методик обобщающей оценки деятельности библиотек практически нет, единственной возможностью более-менее объективно, с достаточной для основной массы управленческих действий полнотой оценить результаты деятельности библиотечных коллективов можно лишь с помощью экономического анализа.

В 2000 г. появилась большая статья Н.В. Могилевер «Экономика библиотечной деятельности» [32], которая, на наш взгляд, отличается более упорядоченным, адаптированным к современным условиям изложением основ экономики в библиотечной отрасли. При всей обстоятельности и достоинствах этой работы нельзя не обратить внимание на ряд спорных моментов и определений, которые если не прямо, то косвенно выходят на проблему экономической эффективности. Так, автором приводится большой перечень «внешних эффектов» деятельности библиотек, представляющих ее ценность в социально-экономической сфере, но среди них нет обобщающего — экономической эффективности. Более того, по ее мнению, целесообразность организации библиотечного обслуживания определяется не столько его экономической эффективностью, сколько потребностью «конкретной общности населения в производстве таких услуг и уровнем их социальной значимости в регионе обслуживания». Что-то новое в экономике, призванной обеспечивать эту самую эффективность. Выходит, что суть экономики библиотечной деятельности — обеспечить лишь внутреннюю эффективность «неэффективной» библиотечной отрасли. В этих рассуждениях скрывается уже высказываемое ранее сомнение в возможности выразить результаты воздействия библиотек на жизнь общества в показателях экономической эффективности, которую автор упорно связывает только со стоимостными оценками, возможностью получения прибыли.


В данном пособии предпринята попытка раскрыть содержание и цели маркетинговой деятельности в контексте управления, рассмотреть библиотечно-информационный маркетинг как эффективный инструмент обеспечения конкурентоспособности и повышения качества деятельности библиотеки в рыночной среде. Предыдущее издание было заинтересованно встречено профессиональной общественностью,1 что предопределило нашу дальнейшую разработку заявленной проблематики.

Логика современного управления и деятельности библиотеки на принципах маркетинга соответствует маркетинговой концепции, разработанной для некоммерческих организаций, библиотек, органов информации и документации еще в 1981 г. английским библиотековедом Б. Крониным. Позднее она была модифицирована, приспособлена к "материковым" условиям и европейскому библиотечному ландшафту группой экспертов Немецкого библиотечного института (Берлин) во главе с П. Бор-хардтом [56, с. 34]. В нашей интерпретации маркетинговая концепция для библиотек из 11 этапов может быть в общем плане представлена в виде схемы (см. схему 1).

Коммерческий маркетинг актуален в условиях развития внебюджетной инициативной хозяйственной деятельности библиотеки, формирования библиотечно-информационных и иных предпринимательских структур в составе, при или с долевым участием библиотечного учреждения. Базируется на комплексных методах изучения и стимулирования спроса, коммерческих усилиях, интерпретации и координации деятельности с расчетом на получение прибыли как за счет роста объема реализации конкурентоспособных услуг и продукции, так и в результате обеспечения удовлетворенности соответствующих потребностей.

Девятый этап предусматривает обучение пользователей (индивидуальных читателей, коллективных абонентов) соответствующим методическим приемам и правилам для получения необходимых результатов информационно-библиографической и иной полезной деятельности библиотеки, а также помощь со стороны персонала в эксплуатации имеющегося технического (в том числе электронного) оборудования библиотечно-информационного учреждения.

• реклама различных сторон деятельности библиотеки.

• обоснование оптимальной ценовой политики на дополнительные итоговые продукты деятельности библиотеки (определение себестоимости и рыночной стоимости услуг и продукции, платежеспособности основных групп потребителей, тактики использования цен и сроков оплаты, льготных скидок и т. д.);

• корректировка аланов деятельности библиотеки и ее структур на ближайший период в соответствии с текущими показателями работы по основным приоритетным направлениям;

Создание четкой сквозной системы информирования в библиотеке помогает каждому сотруднику лучше ориентироваться в собственной работе, понять ее роль в общем контексте деятельности библиотеки, правильнее оценивать факты и их значимость для руководства (например, о чем нужно сообщать немедленно, а

основы культуры деятельности библиотеки*. 1. "Мы здесь для Вас"; 2. "Культура не абстрактна, а конкретна"; 3. "Вы спрашиваете—мы отвечаем"; 4. "К успеху—через , знание"; 5. "Развлекайтесь вместе с нами!"; 6. "У нас есть все". Последнее утверждение не совсем бесспорно: оно было выдвинуто в самом начале работы над концепцией, когда маркетинговый подход воспринимался весьма неопределенно, и потому противоречит идее дифференцированного обслуживания различных сегментов рынка пользователей.

Особо подчеркнем, что на начальных этапах внедрения маркетинговой концепции деятельности библиотеки возможны недоверие и даже активное неприятие методов маркетинга со стороны отдельных сотрудников, что способно свести к нулю все усилия

Наиболее упрощенной является ценовая политика, основанная на базовом учете издержек и предполагающая в качестве центрального звена определение совокупной стоимости собственно технологического процесса оказания библиотечно-информационной услуги или производства интеллектуальной продукции, организации дополнительного обслуживания (сервиса) и накладных расходов. Его дальнейшая методика предельно формальна: к суммарной исходной себестоимости библиотечно-информационного продукта механически добавляется требующийся (желаемый) процент прибыли, то есть реализуется формула "средние издержки + прибыль". Такой подход позволяет добиваться определенного уровня рентабельности инициативной деятельности библиотеки, но не ориентирован на изучение, учет и анализ реальных потребностей и спроса.


Достижения соглашения Достижения стабильности Достижения установленных Достижение экономической Действуют независимо Достижение максимальных Достижение наилучших Достижение определенной Достижение планового Достижение различных Достижение стратегических Достижении определенных Достижении поставленных вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика