Деятельности диверсификация



Как вы убедитесь в последующих главах части III, многие ключевые моменты в деятельности депозитных учреждений зависят от политики государства в отношении этих учреждений. Тем не менее есть отдельные моменты, которые мы рассмотрим в конце данной главы, и к ним мы будем возвращаться и в последующих главах части III. Мы уделяем им столь пристальное внимание потому, что они затрагивают важнейшие интересы владельцев и управляющих депозитными учреждениями.

Другим примером совместной деятельности депозитных учреждений является сеть автоматических кассовых машин (automated teller machine, ATM). Сеть ATM — это объединение связанных через компьютеры банкоматов, позволяющее клиентам разных банков и сберегательных учреждений использовать одни и те же кассовые машины для депонирования и снятия денег со счетов. Хотя есть некоторые' исключения, обычно депозитные учреждения предпочитают участвовать в сети Л1 М, чем самим создавать свои сети банкоматов. Это помогает экономить на содержании и создании такой сети. Хотя большинство таких сетей территориально ограничивалось рамками одного штата, в начале 1991 г. Visa International и MasterCard International. Inc. начали обсуждать предложение по созданию единой национальной сети Al M, которая бы одновременно позволяла производить как депозитные операции, так и платежи

1. Каковы основные цели государственного регулирования деятельности депозитных учреждений?

1 данной темой данной главы является система регулирования деятельности депозитных учреждений. Мы постараемся найти «наилучшую» систему контроля, которую предстоит взять на вооружение США в ближайшем будущем. Несмотря на некоторые ключевые изменения в законодательстве США в 1980-е годы, современная система регулирования в основном была сформирована в период Великой депрессии 1930-х годов. Эта система регулирования была хорошо проверена временем, но особенно в последнее десятилетие стало ясно, что данная система далека от совершенства. Следовательно, именно в следующем десятилетии предстоит принять ряд сложных решений относительно целей и методов регулирования деятельности депозитных учреждений.

Регулирование деятельности депозитных учреждений

Основы регулирования деятельности депозитных учрежу i/

Прежде чем мы приступим к рассмотрению в этой и последующих главах системы регулирования деятельности депозитных учреждений, изучим некоторые ключевые вопросы. Желательно, чтобы при изучении последующих трех глав вы помнили о них.

Итак, если предоставить депозитным учреждениям самим определять уровень ликвидности, то может случиться (но может и не случиться) вышеописанная ситуация. Следовательно, одной из целей регулирования деятельности депозитных учреждений и является поддержание соответствующей ликвидности, достаточной для удовлетворения любых запросов вкладчиков, если не мгновенно, то по крайней мере в течение нескольких дней.

Обе, ;: ii г •жопомпчгскон :-)фф''к тиши к -п i Следующей целью регулирования деятельности депозитных учреждений является, в частности, обеспечение и повышение экономической эффективности банковской сферы и в целом улучшение функционирования экономики. Поскольку мы говорим о банковской сфере (впрочем, это верно и для любой отрасли), то главными составляющими общей эффективности являются техническая эффективность (technical efficiency) и аллокационная эффективность (allocativc efficicncti). Депозитное учреждение достигает технической эффективности, если оно предоставляет свои услуги по наиболее низким ценам из их возможных вариантов (с точки зрения затраченных в процессе производства ресурсов общества, т. е. у предоставляемых им услуг будут самые низкие альтернативные издержки). Депозитное учреждение достигает д.хлокационной эффективности, если цены на его услуги равны предельным издержкам (цена на банковские услуги устанавливается на уровне дополнительных издержек, связанных с предоставлением последней банковской услуги).

ГЛАВА 10 Регупирование деятельности депозитных учреждений 241

В последующих главах части III мы обсудим некую дилемму, с которой сталкиваются государственные регулирующие органы, а именно: цели регулирования деятельности депозитных учреждений часто противоречат друг другу. Приведем следующий пример: в 1930-е годы главной целью регулирования деятельности депозитных учреждений было предотвращение их банкротств, связываемое с обеспечением ликвидности и платежеспособности банковской системы. Великая депрессия привела к тому, что вследствие введения регулирования эффективная, конкурентная банковская система была заменена другой, характеризующейся более низким уровнем технической и аллокаци-онной эффективности, хотя и намного более безопасной системой с точки зрения предотвращения банкротств и массового изъятия вкладов из банков.


Диверсификация деятельности позволила устоять на ногах западным нефтяным компаниям. В диверсификации еще сильнее нуждаются российские нефтяные компании. Только диверсифицированные компании смогут достаточно эффективно маневрировать имеющимися в стране крайне ограниченными экономическими ресурсами. Только эти компании смогут эффективно концентрировать ресурсы капитала на перспективных направлениях экономического развития. Только они смогут стать генераторами точек экономического роста в стране.

Диверсификация деятельности позволила устоять на ногах западным нефтяным компаниям. В диверсификации еще сильнее нуждаются российские нефтяные компании. Только диверсифицированные компании смогут достаточно эффективно маневрировать имеющимися в стране крайне ограниченными экономическими ресурсами. Только эти компании смогут эффективно концентрировать ресурсы капитала на перспективных направлениях экономического развития. Только они смогут стать генераторами точек экономического роста в стране.

Диверсификация. Выше были рассмотрены проблемы снижения риска путем диверсификации инвестиционного портфеля. Однако как метод страхования рисков диверсификация может широко применяться в различных сферах деятельности:

Примером хорошо диверсифицированной компании является General Electric, которая наряду с традиционными видами деятельности в области электротехники и машиностроения активно внедряется в новые сферы бизнеса: выпуск продукции электроники, медицинской техники, оказание финансовых услуг, разработка Интернет-технологий. Такая диверсификация обеспечивает устойчивость и стабильность развития этой компании, которая в апреле 2000 г. вышла на первое место в мире по размеру капитализации - 534 млрд. долл.

Одним из основных показателей развития финансово-кредитных отношений и институтов, инфраструктуры рынка капиталов является диверсификация финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Диверсификация значительно расширяет каналы привлечения капитала, создает конкуренцию на рынке капиталов и финансовых услуг.

Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Диверсификации продукции и услуг снижают зависимость компании от влияния внешней среды, поскольку неудачи от реализации одного товара могут быть компенсированы выгодой от альтернативных продуктов или видов деятельности. Диверсификация продуктов деятельности компании укрепляет ее конкурентные позиции и

* Концентрическая диверсификация. Компания находится в поиске новых товаров или рынков, имеющих определенные черты сходства с выпускаемой ею продукцией или освоенными рынками. Обращение к новым видам деятельности, возможно, позволит снизить затраты или повысить эффективность работы. Решение руководителей компании Virgin о предоставлении финансовых услуг — пример стратегии концентрической диверсификации.

1. Диверсификация предпринимательской деятельности предприятия, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.

Глобальная маркетинговая стратегия — доминирующее направление в деятельности фирмы на рынке, рассчитанное на длительную перспективу: либо проникновение на новые зарубежные рынки и закрепление там своих позиций — стратегия интернационализации, либо поиски новых рыночных сегментов и стремление более полно удовлетворить их потребности — стратегия сегментации, либо освоение фирмой новых видов деятельности — диверсификация.


Достижения заданного Достижение долгосрочных Достижение конкретных Достижение максимальной Достижение намеченных Достижение оптимальной Достижение поставленной Достижение результатов Достижение взаимопонимания Действуют различные Достижении равновесия Достижению определенных Достижению стратегических вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика