Демократический централизм



вой и второй стадиях развития. Через первую стадию развития потребительской сферы до сих пор не прошли приблизительно 30 стран мира: Афганистан, Бангладеш, Непал, Боливия, Гаити, Гондурас, Перу, Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гвинея, Заир (Демократическая Республика К^нго), Замбия, Камерун, Кения, Коморские острова, Либерия, Лесото, Мадагаскар, Малави, Мо-здмбик, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Центрально-Африканская Республика.

вой и второй стадиях развития. Через первую стадию развития потребительской сферы до сих пор не прошли приблизительно 30 стран мира: Афганистан, Бангладеш, Непал, Боливия, Гаити, Гондурас, Перу, Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гвинея, Заир (Демократическая Республика К^нго), Замбия, Камерун, Кения, Коморские острова, Либерия, Лесото, Мадагаскар, Малави, Мо-здмбик, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Центрально-Африканская Республика.

В свою очередь эта победа окрылила арабские народы. В 1958 г. антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Ираке свергла «черный режим» британских марионеток и провозгласила рождение новой независимой республики. В 1962 г. смела средневековую монархию революция в Северном Йемене. В том же году закончилась исторической победой длительная героическая борьба алжирского народа против французских колонизаторов--родилась Алжирская Народная Демократическая Республика. Годом раньше была провозглашена независимость Кувейта.

Весь регион Ближнего Востока и Северной Африки в это время проходил через полосу крупных социально-политических потрясений, хотя и разных по форме и характеру. В ряде стран произошли революции, которые сопровождались глубокими социальными, политическими и экономическими сдвигами (Египет — 1952 г.; Ирак— 1958 г. и 1968 г.; Сирия— 1966 г.; Ливия— 1969 г.); в других возникли широкие народные движения, приведшие к возникновению революционной ситуации, но не завершившиеся победоносной революцией (Иран—1952 г.). В третьих демократические революции совпали, слились с войной за независимость (Алжир — начало 60-х годов). На развалинах английских колоний и протекторатов на юге и востоке Аравии возникли независимые государства: Кувейт (1961 г.), Народная Демократическая Республика Йемен (1967 г.), Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты (1971 г.).

Народная Республика Албания .... Народная Республика Болгария . . . Венгерская Народная Республика . . . Демократическая Республика Вьетнам Германская Демократическая Республика ............ 6,7 10,0 6,6 6,5 4,3 7,4 11,0 9,0 10,7 6,7 6,5 13,7 5,0 8,0 6,1 6.8 11-3 8,0 12,9 5,9

Корейская Народно-Демократическая Республика ............. 8,0 17,0 14.0 14,5

Крупнейшим сооружением, созданным коллективным трудом рабочих и инженеров стран социализма, является нефтепровод «Дружба». В его строительстве принимали участие Советский Союз, Польская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика и Венгерская Народная Республика.

По уровню электровооруженности труда некоторые социалистические страны опередили наиболее развитые капиталистические государства. Германская Демократическая Республика, в частности, по этому показателю опередила ФРГ и Францию, в которых потребление электроэнергии на одного промышленного рабочего находится на уровне 15 тыс. кет-ч. Советский Союз, Чехословакия и Польша превысили уровень электровооруженности труда в промышленности Англии (10,5 тыс. кет-ч). Однако СССР и другие социалистические страны еще отстают по степени электровооруженности труда от США.

** В соответствии с классификацией, принятой в ООН, В' группу развивающихся стран включены социалистические страны: Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Куба, Корейская Народно-Демократическая Республика, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика.

Демократическая Республика Конго Доллары США до 40 74 52

«Современную российскую реформу объединяет с революцией и ее преподнесение в качестве самоцели. Именно реформе как таковой (а не ее необходимым социальным результатам) клянутся в верности, реформа преподносится как символ прогресса и т.п. Для наших реформ характерны несистемность и внутренние противоречия, им присуще аномально высокая политическая поляризация: тут и путчи, и штурм парламента, и массовые митинги, и политические процессы. В общем это действительно «реворе-формы». Но, видно, главный парадокс нашей во многих смыслах парадоксальной реформы состоит не только в ее революционности (по методам проведения), но и в ее контрреволюционности (по отношению к итогам октября 1917 г.). Она, по сути дела, имеет целью реставрацию ценностей февраля 1917 г.: демократическая республика на базе капиталистической экономики. Все семьдесят лет советской власти такое справедливо считали бы контрреволюцией. А любая контрреволюция совершается теми же методами и по той же схеме, что и революция, они (подобно реформе и контрреформе) дети одной матери, элементы одного цикла. Но если проведение революций методами реформ и не так уж вредно, то проведение реформ революционными путями означает нечто гораздо худшее».


Важнейшими принципами планирования являются: партийность (единство политики и экономики), демократический централизм, научность, директивность, выделение ведущих звеньев, единство и комплексность, контроль и проверка выполнения планов.

Следующим принципом планирования является демократический централизм. По отношению к планированию он означает органическое сочетание планирования «сверху» с планированием «снизу».

Основными принципами организации финансов предприятий, как уже отмечалось, являются демократический централизм, деление оборотных средств на собственные и заемные, плановость, хозяйственный расчет, наличие финансовых ресурсов. Финансы социалистических предприятий планово организуются государством в процессе составления, утверждения и исполнения народнохозяйственного плана и бюджета страны. Планируя в централизованном порядке капитальные вложения, объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, а также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, государство осуществляет руководство финансовой деятельностью социалистических предприятий и объединений.

Борясь с анархическими извращениями В. И. Ленин решительно выступил за централизм в управлении. В работе «Очередные задачи Советской власти» он писал: «Наша задача теперь — провести именно демократический централизм в области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в функционировании таких экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие средства транспорта и т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом смысле, предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы, разнообразия путей, приемов и средств движения к общей.цели».1

народного хозяйства, отрасли, предприятия основывается на ленинских принципах управления, многократно проверенных практикой и полностью себя оправдавших (демократический централизм, единство хозяйственного и политического руководства, единоначалие, материальная и моральная заинтересованность и др.). Эти принципы управления находят свое выражение в плане, но само планирование как функция управления основывается, помимо того, на следующих частных принципах:

2. Демократический централизм в управлении, который предусматривает сочетание государственного руководства промышленностью с предоставлением широких прав местным органам и отдельным предприятиям. Централизм в управлении характерен единством планового руководства экономикой. В. И. Ленин указывал, что построение социализма есть построение централизованного планового

Научные принципы народнохозяйственного планирования были заложены В. И. Лениным в первые годы Советской власти, под руководством которого был разработан первый в мировой практике перспективный народнохозяйственный план — план ГОЭЛРО. В. И. Ленин учил, что в условиях социализма нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех, указывал на необходимость иметь перспективный единый план в масштабе всей страны. В основе его лежит демократический централизм, сочетающий инициативу и опыт трудящихся масс с научно обоснованными задачами развития экономики страны.

Принципы управления вытекают из характера производственных отношений. Основные принципы управления социалистическим производством были сформулированы В. И. Лениным и творчески развиты в последующем Коммунистической партией. К ним относятся научность, демократический централизм, единоначалие и коллегиальность, социалистическое самоуправление, единство политического и хозяйственного руководства, производственно-территориальное построение аппарата управления, правильный подбор и расстановка кадров, широкое использование моральных и материальных стимулов для эффективного ведения хозяйства.

В Законах СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», особо подчеркнуто, что наряду с такими принципами, как коллегиальность, демократический централизм, единоначалие, необходимо развивать критику и самокритику, всесторонную оценку деятельности должностных лиц, гласность результатов деятельности коллектива, трудовую и общественно-политическую активность и творческую инициативу членов коллектива.

Основной принцип социалистического управления — демократический централизм, который означает сочетание цетрализованного руководства народным хозяйством со стороны государства с широким развитием творческой активности миллионных масс трудящихся, предоставлением определенной самостоятельности местным органам и предприятиям в решении различных хозяйственных вопросов.

Процесс планирования включао разработку п.чанов, их утверждение и исполнение. Он оазпрился па следующих принципах; партийность, научность, комплексность, непрерывность, демократический централизм, единство составления, проверки и организации выполнения планов. Партийность означает направленность на решение' задач коммунистического строительства, С( if) люден и с общегосударс гг.енн ых интересов, нсдопус HIM ость местничества и ведомственности в подходе к развитию отдельных отраслей, строгую государственную дисциплину.


Деятельности менеджера Деятельности министерства Деятельности наименование Деятельности направленной Дальнейшего продвижения Деятельности необходимых Деятельности независимо Деятельности обеспечения Деятельности обеспечивается Деятельности оказывает Деятельности операторов Деятельности определения Деятельности организационно вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика