Демократического государства



Основополагающим принципом управления социалистическим народным хозяйством является разработанный В. И. Лениным принцип демократического централизма. В основе этого принципа заложено органическое единство централизованного планового руководства, воплощающего общую и обязательную для всех звеньев управления и хозяйствования экономическую политику, и широкого участия трудящихся масс в управлении.

Принцип демократического централизма предполагает, во-первых, централизованное руководство народным хозяйством и хозяйственную самостоятельность предприятий, во-вторых, единоначалие в управлении производством и коллегиальность в решении наиболее важных вопросов. Смысл единоначалия при наличии демократического централизма В. И. Ленин кратко сформулировал следующим образом: «Обсуждение — сообща, а ответственность — единолична»2. Он писал, что необходимо «.. .строго отделять две категории демократических функций: с одной стороны — дискуссии, митингования, с другой стороны—установление строжайшей ответственности за исполнительские функции и безусловно трудовое, дисциплинированное, добровольное исполнение предписаний и распоряжений, необходимых для того, чтобы хозяйственный механизм работал действительно так, как работают часы»3.

Полная реализация принципа демократического централизма требует, кроме усиления демократических начал, укрепления роли единого центра управления экономикой страны. Эту роль выполняет государство путем применения правовых методов управления.

Основные принципы управления социалистическим производством были определены в работах В. И. Ленина и развиты в решениях партии. Это принцип демократического централизма, научность управления, сочетание отраслевого и территориального управления предприятиями, единство политического и хозяйственного руководства, единоначалие, принцип планового ведения хозяйства, принцип ответственности, принцип материального и морального поощрения за результаты производственно-хозяйственной деятельности, принципы экономичности и эффективности *.

Мероприятия, проведенные в ходе реализации хозяйственной реформы, были направлены па повышение хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятия; обеспечение правильного сочетания систем планирования и экономического стимулирования; повышение роли перспективного планирования и обеспечение непрерывности планирования; укрепление хозяйственного расчета, как метода хозяйствования. Они способствовали укреплению принципа демократического централизма, открыли предприятиям возможности маневрирования основными фондами и оборотными средствами, содействовали сближению интересов отдельных предприятий и государства в целом.

демократического централизма в управлении социалистическим производством.

Принятое постановление направлено на укрепление и развитие принципов демократического централизма — централизованного планового руководства экономикой и демократических начал в управлении производством, творческой инициативы трудовых коллективов.

Ускорение социально-экономического развития страны связано с глубокой перестройкой хозяйственного механизма, созданием целостной, эффективной и гибкой системы управления, основанной на принципе демократического централизма, позволяющей полнее реализовать возможности социализма.

рование деятельности предприятия осуществляется в соответствии с принципом демократического централизма на научной основе при широком участии трудового коллектива в разработке и обсуждении планов.

Перестройка управления экономикой на современном этапе предполагает более широкую реализацию этих принципов, особенно принципов демократического централизма и социалистического самоуправления. Наряду с укреплением централизованного руководства более широко должно развиваться социалистическое самоуправление трудового коллектива. Социалистическое самоуправление реализуется путем участия всего коллектива в выработке важнейших решений и контроле за их исполнением, выборности руководителей и единоначалия в управлении предприятием. На основе самоуправления предполагается обеспечить развитие инициативы трудящихся для достижения высоких результатов работы, повышение организованности и дисциплины. Все социально-экономические решения вырабатываются и принимаются руководителем с участием трудового коллектива и общественных организаций в соответствии с их уставами и законодательством.

Верхний уровень осуществляет технико-экономическое планирование, оперативное управление, бухгалтерский учет, отчетность, организацию труда, совершенствование техники и др. •Он руководит работой в целом, контролирует и заблаговременно подготовляет все элементы производства. Выполнение этих функций возлагается на специальное подразделение (функциональные отделы, секторы, группы), создаваемые при руководителях отдельных уровней управления, таким образом, структура управления предприятием: является линейно-штабной и полностью соответствует принципу демократического централизма.


Адам Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства: справедливость, определенность, удобство, эффективность.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что право устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате — компетенция представительных органов местного самоуправления. Свои полномочия в налоговой сфере представительные органы местного самоуправления реализуют только в соответствии с федеральными законами. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»2.

Классик экономической мысли Адам Смит сформулировал и обосновал четыре принципа, ставших впоследствии знаменитыми, которые должны быть реализованы в налоговой системе демократического государства: справедливость, определенность, удобство, эффективность1.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»1 определяет, что право устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате — компетенция представительных органов местного самоуправления. Свои полномочия в налоговой сфере представительные органы местного самоуправления реализуют только в соответствии с федеральными законами. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке/ представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»2.

Я горжусь тем, что, создав сеть фондов «Открытого общества», я, по сути дела, занимаюсь предупреждением кризисов. Фонды заняты осуществлением широкого круга с виду не связанных между собой мероприятий. Их цель — поддержать гражданское общество и содействовать верховенству закона и созданию демократического государства с независимым сектором бизнеса. Каждым фондом управляет совет из местных граждан, которые определяют локальные приоритеты. Предупреждение кризисов можно считать успешным, если кризисы не возникают. Деньги, которые мы расходуем, намного меньше тех сумм, которые были бы необходимы после того, как кризис разразился. Я предоставил 50 млн. дол. в распоряжение Верховного комиссара ООН по делам беженцев в декабре 1992 г. для оказания гуманитарной помощи жителям Сараева, и эти деньги были потрачены исключительно удачно. Под руководством весьма способного организатора помощи Фреда Кьюни (Fred Сипу), который впоследствии погиб в Чечне, была построена альтернативная система водоснабжения, установлен электрогенератор в больнице, люди были обеспечены семенами для выращивания овощей на небольших участках и балконах и т.д. Тем не менее я расценил свой дар как поражение: было бы намного лучше, если бы кризис удалось предотвратить, а деньги были потрачены в странах, которые не подверглись опустошению.

закона демократического государства является залогом его политической и

построения современного демократического государства.

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, например, доводить плановые задания до каждого малого или большого предприятия. Напротив, наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав им самостоятельный статус, государство тем самым высвобождает руки для организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития. Короче говоря, государство в условиях рыночной экономики призвано играть иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Подчеркнем: не меньшую, а именно иную, может быть даже и большую, чтобы его граждане, будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы вкус к самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений, освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно, разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед ними положение. Именно в этом залог процветания и могущества демократического государства.

3. Демократия существует на определенной территории и для тех людей, которые являются гражданами демократического государства. Для рыночной экономики существуют только потребители, безотносительно к тому, где они живут, ее логика космополитична.

Чтобы обеспечить функционирование финансовой системы, создаются специальные государственные учреждения. В их обязанности входит разработка бюджетно-налоговой политики, составление проектов бюджетов, утверждение бюджетов, их исполнение (сбор налогов и выдача из этих средств определённых сумм на расходы бюджетополучателям в соответствии с утверждённым бюджетом), контроль за исполнением (проверка точности выданных средств и правильности их траты). Учреждения по управлению финансовой системой имеются во всех ветвях власти (исполнительной, законодательной, судебной), что является важной частью системы «сдержек» и «противовесов» — одной из основ устройства современного демократического государства.


Деятельности менеджмента Деятельности начинается Деятельности направленных Деятельности некоммерческих Деятельности необходимы Деятельности непосредственно Деятельности объектами Дальнейшего производства Деятельности оценивается Деятельности операционной Деятельности определяются Деятельности организаций Деятельности основанной вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика