|
Денежного хозяйства
Платежеспособность предприятия — это свойство субъекта хозяйствования своевременно и полно выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.
МОРАТОРИЙ (moratorium) - отсрочка исполнения обязательств. М. объявляется законом или постановлением правительства соот-аетствующей страны обычно при наступлении каких-либо чрезвычайных событий (войны, стихийного бедствия и др.). При объявлении М. указывается срок его действия, виды обязательств, а также территория, на которую М. распространяется (т.е. на всю территорию государства, объявившего М., или только на определенные местности). Обычно М. касается обязательств денежного характера.
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ (solvency, paying capacity) - способность государства, юридического или физического лица своевременно выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.
Платежеспособность предприятия определяется его возможностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность впрямую влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на саму возможность получения кредита и условия его предоставления (на какой срок, под какие проценты и т.д.). Платежеспособность определяется с помощью специальной системы коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношение между его платежами и текущими денежными поступлениями.
Платежеспособность предприятия - это свойство субъекта хозяйствования своевременно и полно выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера.
Важно понять, что финансы как экономическая категория приобретают всеобщий характер лишь с переходом общества на товарно-денежные отношения. Но даже в этом случае сохраняются методы покрытия потребностей государства, не носящие денежного характера. Классический пример — всеобщая воинская обязанность. Исторический характер финансов позволяет сделать вывод, что любое государство создает систему формирования и использования фондов, необходимых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако источники образования фондов всегда ограничены, и ни одно правительство не может изобрести новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения. Такими объектами всегда выступают имущество и доход. Что касается форм изъятия, то уже в античных греческих государствах, наряду с прямыми, возникают косвенные налоги. Прямые налоги взимались с владельцев земли и скота. Во время войны вводился поимущественный налог. Косвенные налоги выступали в форме таможенных пошлин и налогов на торговлю.
денежного характера. Однако экономическая суть натуральных налогов и личных повинностей в
Сходным образом, тезис о существовании одной, четко определенной вещи, именуемой "деньгами", которую можно легко отличить от других вещей, является юридической фикцией. Эта фикция, введенная для удовлетворения нужд адвоката или судьи, никогда не была истинной, поскольку явления, остающиеся за ее рамками, вполне могут вызывать последствия типично "денежного" характера. Однако она принесла много вреда, порождая требование пользоваться для определенных целей только "деньгами", выпускаемыми правительством, или, допуская существование только какого-то одного объекта, о котором можно говорить как о деньгах данной страны. Это привело также, как мы увидим далее, к выработке в экономической теории таких объяснений ценности денег, которые, будучи построенными на крайне упрощающих предпосылках, хотя и давали некоторое полезное приближение к реальности, оказывались бесполезными для решения тех задач, которые нам предстоит здесь рассмотреть.
Характерной чертой инвестиционного проекта является то, что вкладываются денежные средства сегодня с тем, чтобы возместить их и получить некоторую дополнительную сумму в будущем, т. е. предполагается возврат инвестиций - возмещение инвестированной суммы - и доход на инвестиции - приток доходов сверх вложенной суммы на протяжении периода функционирования капитала. Если приобретаются долгосрочные активы, то возврат инвестиций и доход на инвестиции - это фактические денежные поступления, полученные в результате эксплуатации приобретаемых активов, если приток денежных поступлений превышает первоначальный вклад денежных средств, это свидетельствует о том, что средства, направленные на капитальные вложения были возмещены (возврат инвестиций) и что была получена некоторая прибыль (доход на инвестиции). Таким образом, инвестирование представляет собой покупку ожидаемого в будущем притока денежных поступлений, и анализ экономической эффективности инвестиционного проекта позволяет ответить на вопрос: будет ли приток денежных поступлений достаточно велик, чтобы оправдать эти инвестиции. Следует обратить внимание: для целей анализа признаются лишь действительные изменения в денежном потоке, т. е. изменения соотношения денежных поступлений и денежных отчислений, а не просто операции, отражаемые в бухгалтерских документах, как перераспределение затрат в соответствии с Правилами бухгалтерского учета и не имеющие денежного характера.
(II) Способность государства, юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера.
• мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.); В советской финансовой науке была обоснована точка зрения, что финансовое хозяйство возникает с развитием денежного хозяйства. Согласно этой точке зрения в условиях рабовладения и феодализма финансов не могло быть. До сих пор категория «финансовое хозяйство» в отечественной литературе остается дискуссионной.
В тот период возник и стал применяться термин «финансы». Он берет свое начало от латинских finis, т. е. «конец» и financia — «наличность», «доход». В средневековой латыни эти слова обозначали срок платежа и документы, доказывающие погашение долгаVio окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин получил распространение и в России. До начала XX в. он употреблялся в сравнительно узком понимании, применительно к государственным финансам, о чем свидетельствует приведенное выше определение В. Даля.
Разработка финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятием.
Фундаментальные положения теории финансов есть та методологическая база, используя которую следует вести дискуссию о налоге и налогообложении с целью их совершенствования. Наука о финансах позволяет познать непреложные зависимости опосредуемых ею процессов от сугубо жизненных закономерностей: человеку всегда необходимы пища, одежда, жилище и другие блага. Эти блага создаются в процессе той или иной деятельности, и в условиях товарно-денежного хозяйства они становятся товарами для обмена. Обмен предопределяет наличие денежного эквивалента товарной массы и завершается формированием некой величины совокупного дохода (суммы стоимостей). Эти процессы постоянно возобновляются, что диктует саму необходимость распределения стоимости. Существование процесса распределения и перераспределения стоимости в денежной форме предопределено объективной необходимостью возобновления общественного жизненного цикла. Что бы ни происходило в обществе, оно всегда нуждается в материальных условиях жизнедеятельности, и чем совершеннее общество, тем более разнообразными становятся эти потребности. Именно познанием этих закономерностей с позиций создания и распределения стоимости и занимается наука о финансах. Наряду с ценой, она в идеале определяет законы создания и распределения стоимости, формулирует принципы организации этих процессов в чистом виде, т. е. вне зависимости от политики. Это создание своеобразных заповедей для таких прикладных финансовых наук, как налоговедение. Законы распределения стоимости, сформулированные финансовой наукой, дополняются законами, которые уже формулирует налоговедение. Этими законами налоговая практика должна руководствоваться в принципе, но руководствуется лишь тогда, когда к тому нет социальных и политических препятствий.
Становление в России рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйствующие субъекты, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и бюджетные организации, менеджерской практики управления финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от предприятий в казну государства, поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает существенным объектом экономического анализа и контроля. Внутренний налоговый анализ и контроль — прерогатива менеджера предприятия. Корпоративный налоговый менеджмент будет рассмотрен ниже.
"Требовалась безоговорочная преданность доктрине laissez-faire для того, чтобы искоренить "боязнь товаров"... (которая) является наиболее естественной позицией "обыкновенного человека" в условиях денежного хозяйства. Доктрина фритредерства отрицала существование очевидных факторов и была обречена на дискредитацию в глазах человека с улицы, как только идея laissez-faire перестала держать людей в плену своей идеологии" (159)
Сегодня экономическая наука России испытывает влияние зарубежной науки и давление практики, требующей механизмов, способствующих эффективной организации воспроизводственного процесса. Традиции в российской экономике — значительная доля государственной собственности, исключение из хозяйственного оборота стоимости земли и недр, низкая цена рабочей силы, отсутствие стабильно функционирующих негосударственных банков и т.п. — не дают возможности одномоментно перенять модель организации экономики развитых стран. Реальность требует формирования в России собственного экономического механизма. Опыт последних лет, основанный на попытках перенести в нашу экономику монетаристскую модель, еще раз убедительно доказал, что нельзя механически переносить опыт одной страны в другую без существенных корректировок. Если за основу организации экономики принимается рыночная модель, то возрастает роль таких экономических категорий, как: государственные финансы, кредит, капитал, вторичный финансовый рынок, цена, прибыль, заработная плата. Однако в основе экономики остается воспроизводственный процесс с его законами и механизмом функционирования. Все четыре стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, распределение, потребление) в современном обществе опосредствуются деньгами, т.е. и перенесенная, и вновь созданная стоимость выражаются в денежном исчислении. Являясь важнейшей категорией товарного хозяйства, именно деньги становятся сегодня наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным элементом денежного хозяйства страны.
натуральная часть воспроизводственного процесса влияет на уровень спроса и потребления, т.е. сужает рамки денежного хозяйства. Если принять за основу постулат «экономические отношения представляют собой отношения людей в процессе производства, обмена,
Каждая из структурных частей (звеньев) денежного хозяйства страны представляет достаточно обособленное понятие, выполняю-14
щее конкретную роль в экономике. Любое звено денежного хозяйства может претендовать на роль экономической категории, имеющей свое общественное назначение, реализуемое через свои специфические функции. Но каждой из этих категорий присущи функции, общие с категорией «денежное хозяйство страны». Такими функциями являются: образование денежных фондов и использование денежных фондов. Как известно, все экономические категории обслуживают воспроизводственный процесс. Однако это не означает, что вне пределов воспроизводственного процесса они теряют свое общественное назначение. Так, деньги в функции средства накопления используются и во внеэкономических отношениях. Однако исключения из правил ни в коей мере не влияют на общественное назначение экономических категорий. Необходимость выделения такой общей категории, как денежное хозяйство страны, связано, кроме всего прочего, с терминологической путаницей, существующей в литературе и обиходном выражении. На Западе, а теперь уже и в России, финансистом называют любого специалиста, связанного с
деньгами, равно как и все деньги, включая доходы граждан, называют финансами. В то же время видовым отличием финансов как экономической категории является их обусловленность фактом наличия государства. В схеме мы отдаем дань традициям, и потому в названиях последних двух звеньев денежного хозяйства используется термин «финансы». В то же время финансы, точнее, публичные финансы являются лишь составной частью денежного хозяйства страны. Есть ли у каждого звена дополнительные функции, не присущие категории в целом? Нет. Надо понять различие между общественным назначением экономической категории, что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном процессе. Иногда экономическим категориям присваивают не свойственные им функции из-за той роли, которую они выполняют в реальной действительности.
Дальнейшего продвижения Деятельности необходимых Деятельности независимо Деятельности обеспечения Деятельности обеспечивается Деятельности оказывает Деятельности операторов Деятельности определения Деятельности организационно Деятельности основного Деятельности осуществляют Дальнейшего рассмотрения Деятельности относятся вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|