|
Депозитных институтов
Многие финансовые учреждения в США имеют право выпускать неразменные деньги is форме открытия текущих счетов; такие финансовые институты мы называем депозитными учреждениями. Все банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и т. п. учреждения предлагают своим клиентам ту или иную форму открытия текущего счета. Вкладчики могут выписывать чеки, чтобы оплачивать покупки товаров и услуг. Все эти депозитные учреждения являются частными, т. е. не находятся в собствешп>сти государства.
тельными учреждениями. Они не имеют минимального срока погашения, предоставляют ограниченные возможности чекового обращения и по ним начисляется процент, сравнимый с процентом, начисляемым во взаимных фондах денежного рынка. Федеральное страхование депозитов, рассматриваемое в главе 12, распространяется на эти счета. После того как депозитные учреждения начали открывать такие счета в 1982 г., объем средств на них стал быстро расти, до 350 млрд. долл. в год.
Одна из проблем определения наилучшего показателя денежной массы состоит в том, что, хотя пыль, поднятая революцией в сфере финансовых услуг, постепенно оседает, мы все еще не знаем точно, какой денежный агрегат поддается наибольшему контролю со стороны ФРС. В октябре 1979 г. ФРС объявила, что она будет сосредоточивать усилия на целенаправленном влиянии на темп роста денежных агрегатов. Поскольку денежный агрегат Ml базируется на трансакционном подходе, многие решили, что он и является наилучшим показателем денежной массы. Одним из важных следствий финансового дерегулирования в 1980-е годы явился, однако, поток инвестиций на новые узаконенные типы счетов. Домашние хозяйства стали переводить свои средства в поиске самых высоких процентных ставок, как только депозитные учреждения или
Депозитные учреждения (depository institutions) — финансовые учреждения, принимающие депозиты на хранение и предоставляющие ссуды под процент.
Депозиты до востребования (demand deposits) — депозиты, помещенные в депозитные учреждения, которые могут быть изъяты без предварительного уведомления или переведены с помощью чека.
Непрямое финансирование возникло в результате развития финансового посредничества. Финансовые институты, выступая в качестве посредников, выполняют роль каналов, по которым сбережения домашних хозяйств (первичных кредиторов) поступают к фирмам (первичным заемщикам). Например, коммерческие банки и другие депозитные учреждения принимают на себя денежные обязательства, например обслуживание депозитов до востребования и сберегательных депозитов, а страховые компании принимают на себя такие денежные обязательства, как выплата страховых премий в возмещение убытков. В свою очередь финансовые учреждения покупают финансовые активы, т. е. переодалживают средства. Например, коммерческие банки скупают долговые обязательства фирм, а сберегательные учреждения скупают закладные на недвижимость у ее приобретателей (сделка такого типа предполагает возвращение займов домашним хозяйствам).
Существует большое количество разных финансовых учреждений. Их обычно подразделяют на три основные группы: депозитные учреждения (depository institutions), недепозитные учреждения и финансовые учреждения федерального правительства. Депозитные учреждения — это финансовые посредники, которые создают долговые инструменты, называемые депозитами (deposits). Среди этих депозитов — чековые депозиты, например депозиты до востребования или счета NOW (см. главу У), которые функционируют как деньги. Поэтому важнейшей чертой депозитных учреждений
является то, что они создают долговые инструменты, которые функционируют как средство обращения и включаются в обычные показатели денежной массы (денежные агрегаты), например в показатель Ml. Депозитные учреждения создают также депозиты, деноминированные в иностранной валюте, обычно называемые евровалютой (Eurocurrencies), что мы подробнее обсудим в главе 27. Недепозитные учреждения, наоборот, являются частными финансовыми институтами, не создающими депозитов. Обычно мы не думаем о правительстве как о финансовом учреждении, но фактически, как мы увидим, оно стало очень важным финансовым посредником.
ДЕПОЗИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Депозитные учреждения делятся на два основных типа: коммерческие банки и сберегательные учреждения, в которые входят ссудо-сберегательные ассоциации, сберегательные банки и кредитные союзы. Все эти учреждения обладают законным правом создавать чековые, сберегательные и срочные депозиты. Глава 6 и большинство глав частей III и IV посвящены этим учреждениям, поэтому здесь мы не уделяем им большого внимания-.
НЕДЕПОЗИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Объемы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают. При этом в развитых странах наблюдается относительное изменение объема услуг, предоставляемых отдельными финансовыми посредниками. Одновременно имеет место относительное изменение объема активов отдельных финансовых институтов. Так, в США за последние 30 лет значительно возросла доля взаимных фондов и государственных пенсионных фондов, в то время как доля депозитных институтов (коммерческих банков, сберегательных институтов) уменьшилась. Если в 1975 г. доля коммерческих банков в совокупных финансовых активах финансовых посредников составляла около 40%, то к 1998 г. она сократилась примерно до 27%, а доля взаимных фондов соответственно возросла с 2 до 19% [Кидуэлл, с. 57].
Объемы финансовых операций, осуществляемые финансовыми посредниками, в последние десятилетия возрастают. При этом в развитых странах наблюдается относительное изменение объема услуг, предоставляемых отдельными финансовыми посредниками. Одновременно имеет место относительное изменение объема активов отдельных финансовых институтов. Так, в США за последние 30 лет значительно возросла доля взаимных фондов и государственных пенсионных фондов, в то время как доля депозитных институтов (коммерческих банков, сберегательных институтов) уменьшилась. Если в 1975 г. доля коммерческих банков в совокупных финансовых активах финансовых посредников составляла около 40%, то к 1998 г. она сократилась примерно до 27%, а доля взаимных фондов соответственно возросла с 2 до 19% [Кидуэлл, с. 57].
Таблица 14-1. Резервные требования для депозитных институтов (в %)
Банк банков (bankers bank) - банк, который принимает вклады депозитных институтов и предоставляет им ссуды; Федеральный резервный банк.
Процентная ставка по федеральным фондам (federalfunds rate) — процентная ставка, установленная для федеральных фондов и других депозитных институтов для получения суточных кредитов по избыточным ресурсам.
Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем единовременного изменения минимальной нормы обязательных 'резервов для всех банковских учреждений. Этот инструмент позволяет оперативно влиять на финансовую ситуацию. В США регулирование минимальной нормы обязательных резервов начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее — только на коммерческие банки — члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США.
БАНК БАНКОВ (bankers bank)— банк, который принимает вклады депозитных институтов и предоставляет им ссуды; федеральный резервный банк; центральный банк.
БАНК БАНКОВ (bankers bank)— банк, который принимает вклады депозитных институтов и предоставляет им ссуды; федеральный резервный банк; центральный банк.
Depository Institutions Deregulation and Monetary Control Act of 1980 (DIDMCA) (Закон о дерегулировании депозитных институтов и денежно-кредитном контроле): Закон, принятый Конгрессом США в 1980 г. Утверждается, что это самый обширный законодательный акт, относящийся к банковской системе и финансовому рынку, со времен принятия Закона о Федеральной резервной системе в 1913 г. и законов о банках 1933 и 1934 гг. Новый закон появился в результате предкризисной ситуации 70-х годов, когда высокие процентные ставки в США стимулировали финансовые организации к выпуску множества конкурирующих финансовых инструментов для привлечения средств. Закон состоит из девяти разделов, и в нем содержатся десять важнейших положений. 1) Для всех депозитных организаций норма обязательных резервов должна составлять 3% с первых 25 млн.долл. на депозитных счетах и 12% с суммы депозитов сверх 25 млн.долл. 2) Потолки процентных ставок (в частности, правило А) должны быть постепенно лик-
кредитования. Однако усиление процесса освобождения от посредников (дезинтерме-диации) (disintermediation) в 1973—1974 и 1979—1980 гг. привело к отмене Правила Кью в соответствии с положениями Закона о дерегулировании депозитных институтов и денежно-кредитном контроле 1980 г.
required reserves (обязательные резервы): В банковской системе США от депозитарных учреждений требуется хранить определенный процент от своих обязательств (в основном текущих и сберегательных счетов и счетов, по которым выдаются депозитные сертификаты) в виде неиспользуемых денежных средств. Для учреждений, входящих в Федеральную резервную систему (Federal Reserve System), эти средства могут храниться в виде депозитов в Федеральной резервной системе или в форме запаса наличных денег. Учреждения, не входящие в Федеральную резервную систему, хранят эти средства в виде депозитов в банке, являющемся членом Федеральной резервной системы, или в форме запаса на-личныхденег. (В 1980 г. 38% всех коммерческих банков входили в Федеральную резервную систему и обладали 70% всех банковских активов.) Закон о дерегулировании депозитных институтов и денежно-кредитном контроле 1980г. и Закон о депозитных институтах 1982 г. установили, что все депозитные институты независимо оттого, входят они в Федеральную резервную систему или нет, должны выполнять резервные требования. На август 1991 г. учреждения, имеющие депозиты на сумму 41,1 млн.долл. и менее, должны иметь резерв в 3% от чековых счетов, а учреждения, имеющие депозиты на сумму более 41,1 млн.долл., — в 12% от чековых счетов. (См. excess reserves, free reserves, reserve ratios)
reserve ratio (норма резервов): Отношение резервного актива или группы активов к общему объему обязательств, являющееся в какой-то степени объектом влияния политики, осуществляемой данными институтами. Этот термин обычно применяется в отношении банков и других депозитных институтов, которые в силу ликвидности (liquidity) их депозитных обязательств давно осознали необходимость хранения части своих активов в столь же ликвидной форме. Для банков эта необходимость была выражена в виде определенных рабочих правил, касающихся отношения ликвидных активов (например, наличных денег (cash), векселей (bills), денег до востребования (money at call)) к объему депозитов. Позднее центральными банками (central banks) была осознана важность поддержания банками предсказуемых резервных норм частично для обеспечения финансовой устойчивости, но в большей степени для повышения эффективности операций на открытом рынке (open market operations) как инструмента кредитно-денежной политики (monetary policy). В большинстве финансовых систем на банки и другие финансовые институты законом возлагается ответственность за соблюдение установленных минимальных резервных норм. (См. cash ratio, eligible assets ratio, liquidity ratio.)
Деятельности операторов Деятельности определения Деятельности организационно Деятельности основного Деятельности осуществляют Дальнейшего рассмотрения Деятельности относятся Деятельности ответственность Деятельности подготовка Дальнейшего углубления Деятельности показатель Деятельности поскольку Деятельности поступления вывоз мусора снос зданий
|
|
|
|